Развитие социальной активности студентов первого года обучения
(из опыта работы классного руководителя)
Социальная активность – это степень, мера, включенности личности в систему общественных отношений, показатель её участия во всех видах общественной деятельности (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин).
В современном мире возникла необходимость в подготовке профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие. Для этого нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству. Будущие специалисты должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, должны обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В связи с этим всё большее значение приобретает социальная активность личности, проявляющаяся в различной общественно-значимой деятельности. Такая личность сознательно ориентирована на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой.
Большую роль в жизни общества играет студенческая молодёжь, так как она представляет собой ту социальную группу, которая несёт в себе огромные потенциальные возможности будущего.
Социальное воспитание студентов, направленное на развитие социальной активности, которая появляется в социально – значимой деятельности, сплоченности коллектива, способности подниматься над личными замыслами – одна из основных задач воспитательной системы Суводского лесхоза – техникума и, соответственно, в моей работе как классного руководителя.
Работа с группой ведётся по нескольким направлениям: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, профессионально-трудовое, самоуправленческое, волонтёрское.
Гражданско-патриотическое реализуется через следующие мероприятия:
В рамках празднования Дня Победы в группе проводятся классные часы, например, «Блокада Ленинграда», «Холокост», «Священная война» и др. Студенты ежегодно участвуют в митинге к Дню Победы и шествии «Бессмертный полк», проводятся акции «Письмо ветерану», «Помощь ветерану», беседы с ветеранами, участвуем в смотре строя и песни.
Ежегодно на 1 курсе проводится военизированная игра «Зарница».
К Дню народного единства проводится тематический классный час.
Нравственно-эстетическое - реализуется посредством участия студентов во внутритехникумовских, районных мероприятиях . Среди массовых форм общетехникумовских мероприятий наиболее распространенными являются: концертные и конкурсные программы, акции, открытые классные часы, флешмобы.
Наша группа участвует во всех мероприятиях, которые стали традиционными в техникуме – торжественная линейка, посвященная Дню Знаний, неделя адаптации, «Посвящение в студенты», концертных программ, посвященных Дню работников леса, Дню учителя, Дню матери, Новому году, Дню Студента, 8 Марта, Дню Смеха, Весенняя Неделя Добра, торжественное вручение дипломов выпускникам.
А также участвуем в различных выставках праздничных композиций и поздравительных газет.
Студенты нашей группы артистичные и талантливые: они выступают не только на сцене техникума, но и на сцене РДНТ.
Мы посещаем с экскурсией местный краеведческий музей и церкви.
Студенты с удовольствием помогают конному клубу «Талисман» по уходу за животными.
Во время поездок в г. Киров и Йошкар – Ола мы посещаем университеты, музеи, ледовый дворец, кинотеатры.
Большое внимание уделяется спортивно-оздоровительному направлению.
Наша группа участвует в спортивной жизни техникума, мы часто являемся участниками «Тропы здоровья», на классных часах проводятся беседы по ЗОЖ, смотрим видеоролики с последующим обсуждением. С отдельными студентами проводится индивидуальная работа.
Каждый год в техникуме проводятся мероприятия, посвященные Дню Здоровья.
Совместно с преподавателем физической культуры мы ездим в бассейн г. Кирова.
Профессионально-трудовое направление помогает развивать такие качества личности , как трудолюбие (проведение субботников по уборке закрепленной территории, дежурство по техникуму и др.), ответственность к своей будущей профессии, развивает творческие способности и другие качества личности.
Мы участвуем в проведении акций «Наполним лес птичьими голосами», «Живи, родник!», «Снежный десант» и др.
Огромное значение в развитии социальной активности имеет студенческое самоуправление.
В группе есть актив: староста, зам. старосты, профорг, физорг, культмассовый сектор, трудовой сектор, редколлегия, цветовод.
Студенты нашей группы входят в составы Студенческий Совета техникума и в районный Студсовет.
Социальная активность студентов развивается в ходе волонтерской деятельности. «Зеленый патруль» - волонтерский отряд нашей группы, проводит мероприятия по защите окружающей среды, помогает подшефному детскому саду №5,ветеранам, участвует в различных акциях
Уровень развития социальной активности у студентов первого года обучения проявляется в выборе профессии, а обобщенным показателем социальной активности будущего специалиста лесного хозяйства выступает профессиональная готовность к профессиональной деятельности.
Как классный руководитель, я прихожу к выводу, что социальную активность студентов нужно развивать систематично и планомерно с первого курса и тогда к выпускному курсу студенты становятся более социально активны, коллектив становится сплоченным , и после окончания обучения студенты всегда приезжают в техникум с благодарностью.
Спасибо за внимание!