Тема инновационного педагогического опыта: «Развитие специальной выносливости занимающихся в лыжной подготовкой в подготовительном периоде»
Актуальность исследования. В теории и методике лыжного спорта развитие специальной выносливости занимает одно из важнейших мест, поскольку именно от него во многом зависит соревновательный результат. Большинство литературных источников ссылаются на то, что для развития специальной выносливости в подготовительный период основным средством является лыжная подготовка.
Для юных лыжников, предпочитаю использовать методику, основанную на развитии специальной выносливости для лыжников в подготовительном периоде имитационные, прыжковые упражнения и лыжные подготовки.
Объект исследования - учебно- тренировочный процесс в лыжных гонках.
Предмет исследования - методика развития специальной выносливости занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде.
Цель исследования - обоснование методики развития специальной выносливости занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть общую характеристику выносливости;
Проанализировать методику развития специальной выносливости занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде;
Экспериментально обосновать наиболее эффективные средства и методы, применяемые в воспитании специальной выносливости занимающихся лыжной подготовкой.
Методы исследования:
Теоретический анализ;
Тестирование в начале и конце эксперимента, контрольные испытания;
Гипотеза исследования: методика основанная на развитии специальной выносливости для юных лыжников, эффективна для развития лыжной подготовки в подготовительном периоде.
Научная новизна и практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования позволяют выявить эффективные средства для развития специальной выносливости занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде.
Задачи и методы исследования
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи исследования:
Рассмотреть общие характеристики выносливости.
Проанализировать методику развития специальной выносливости занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде.
Экспериментально обосновать наиболее эффективные средства и методы, применяемые в воспитании специальной выносливости у занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ.
Тестирование в начале и конце эксперимента, контрольные испытания.
1. Общие теоретические основы выносливости и методику развития специальной выносливости.
2. Контрольные испытания, которые помогают выявить уровень развития специальной выносливости.
Организация исследования
Исследование проводилось на три этапа:
На первом этапе была определена тема исследования.
Определялся цель, задачи, объект и предмет исследования.
На втором этапе проводилось контрольные исследования динамики развития показателей специальной выносливости у занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде (4-5-6 классы).
На третьем этапе провели статическую обработку результатов проведенного исследования.
На втором этапе, планирование тренировочного процесса занимающихся лыжной гонкой было направлено на решение основных задач по развитию специальной выносливости. В неделю проводилось 4-5 тренировочных занятий, каждое занятие по 1,5-2 часа. Из них на развитие специальной выносливости 4 дня по 1-1,5 часа. В экспериментальной группе занималась 2 дня на лыжной подготовкой, и 2 дня на имитационную подготовку. В контрольной группе проводилась занятия по традиционной методике.
В зимнем этапе подготовительного периода в тренировочном процессе особенно применяются скоростная, скоростно-силовая (специальная) выносливость.
Для определения физической подготовленности у лыжников использовались следующие упражнения:
1-й тест, упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновые амортизаторы длиной около 3 метров);
2-й тест, сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
3-й тест, поднимание ног в положении лежа;
4-й тест, забег на 1000 метров (коньковый ход).
Описание теста:
Имитационные упражнения с резиновыми амортизатором длиной около 3 м, на концах которого делаются петли, как на лыжных палках, стойка лыжника ноги одновременно, колени чуть согнуты, руки работают попеременно.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, испытуемые делают «до отказа», касаемся кубика.
Поднимание ног в положении лежа – из положения лежа на спине поднимаем ноги вверх и отпускаем упражнение выполняется «до отказа».
Забег на 1000 метров (классический ход), каждом забеге по два человека, результаты каждого испытуемого регистрируются с точностью до десятой доли секунды.
Анализ результатов исследования
На третьем этапе исследования были получены контрольные измерения уровня развития специальной выносливости. Показатели физической подготовленности имеют тенденцию к увеличению.
Результаты отображены на таблице 1 и 2 до и после исследования (см. приложения).
В зимнем этапе подготовительном периоде развитие специальной выносливости у занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде определили прирост уровня по четырем стандартным тестам.
Диаграмма 1
Рис.1 Средний показатель уровня специальной выносливости у занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде в упражнении с резиновым амортизатором за 1 мин (см. приложения)
В упражнении с резиновым амортизатором у экспериментальной группы до исследования – 88.15, а после исследования – 101.43. Прирост составляет – 13.28.
У контрольной группы до исследования – 89.86, выше чем у экспериментальной группы, после исследования – 92,58. Прирост составляет – 2.72.
Диаграмма 2
Рис.2 Средний показатель экспериментальной и контрольной группы в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа до и после эксперимента
Как видно из диаграммы 2, в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа мы наблюдаем значительное улучшение уровня специальной выносливости у занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде у экспериментальной группы. Среднее значение в этом упражнении у экспериментальной группы до исследования было - 23,14, а после исследования стало – 36,29. Прирост составляет – 13.15
У контрольной группы видим тоже незначительное улучшение, чем у экспериментальной группы, – 23,86, после исследования – 29,14. Прирост составляет – 5.28.
Диаграмма 3
Рис.3. Средний показатель уровня специальной выносливости у занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде поднимание ног в положении лежа до и после исследования.
Среднее значение до исследования – 16,14. После исследования составил – 25. Прирост составляет – 8,86, здесь тоже видим улучшение у экспериментальной группы.
У контрольной группы также видим незначительное улучшение, до исследования – 14,18, после исследования составил 17,57. Прирост составляет – 3.39.
Диаграмма 4
Рис 4. Средний показатель уровня специальной выносливости у занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде в забеге на 1000 метров (коньковый ход) до и после исследования.
Как видно в диаграмме 4 у экспериментальной группы в забеге на 1000 метров до исследования – 3,36, после исследования – 3,26. Прирост составляет – 0.1.
У контрольной группе до исследования – 3,37. После исследования – 3,34. Прирост составляет - 0.03 тоже незначительное улучшение.
Таким образом, на основе анализа результатов проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что работа по развитие специальной выносливости у занимающихся лыжной подготовкой в подготовительном периоде приводит к увеличению.
Вывод
У занимающихся лыжной подготовкой выносливость развивается на протяжении всего годичного цикла, но больше значения уделяется на самом продолжительном подготовительном периоде подготовки. Средствами развития специальной выносливости являются: соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований, специальные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на развитие специальной выносливости.
2. Анализируя и изучая литературные источники, пришла к выводу что, в совершенствовании методики воспитания специальной выносливости у юных лыжников предполагает определение оптимальных длины отрезков дистанции и скорости их преодоления, продолжительности и характера интервалов отдыха, методов тренировки.
3. Результаты подтверждают возможность и целесообразность применения в учебно-тренировочном процессе средства для развития специальной выносливости. Проведение эксперимента вызвало положительный результат. Материал будут способствовать повышению качества тренировочного процесса в подготовке лыжников.
Поскольку, по всем тестам проведенного исследования достоверны, значит эксперимент эффективен и гипотеза подтверждена.
Методика обоснованная на развитие специальной выносливости и имитационными упражнениями эффективен в зимнем этапе подготовительного периода.