СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие спортивной одарённости в условиях общеобразовательной школы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень фи­зической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы. Выявление и развитие одарённых детей – важнейший аспект инновационной деятельности нашей школы. В рамках программы развития школы реализуется программа развития системы поддержки талантливых детей «ДАР». 

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие спортивной одарённости в условиях общеобразовательной школы»


Развитие спортивной одарённости в условиях общеобразовательной школы

С.В. Кирдяшкин,

учитель физической культуры

МБОУ «Бейская СОШИ»


Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в общеобразовательной школе условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание, своевременному выявлению данной категории школьников, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Необходимо помнить, что практически любая одаренность не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой, системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень фи­зической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы. Выявление и развитие одарённых детей – важнейший аспект инновационной деятельности нашей школы. В рамках программы развития школы реализуется программа развития системы поддержки талантливых детей «ДАР». Работа с одаренными детьми ведется в нескольких направлениях. Спортивное направление реализуется в рамках работы спортивного клуба и спортивных секций.

В своей работе я использую следующие критерии определения спортивной и физической одаренности, определяющие психофизические особенности детей:

- ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движение (бег, прыжки, лазание);

- обладает широким диапазоном движения;

- легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражне­ний;

- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навы­ков.

Хотелось бы отметить, и многие коллеги меня в этом поддержат, что учителю физической культуры, проработавшему в школе много лет, на начальном этапе в процессе мониторинга достаточно использовать метод педагогического наблюдения, чтобы выявить спортивно одарённого ребёнка. Но, тем не менее, организовывая работу по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности, использую в работе наряду с методом педагогического наблюдения и метод педагогического тестирования и анкетирование, опросники (данную работу желательно проводить совместно со школьным психологом: психологическая диагностика с применением методики «Карта интересов», А.И. Савенков; методика экспертных оценок по определению одарённых детей, А.А. Лосева).

В процессе работы провожу также комплексное тестирование физических данных, что позволяет выявлять и развивать у школьников способности к физкультурно-спортивной деятельности. Провожу проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; прыжки через скакалку; подтягивание; поднимание туловища; сила кисти. После обработки полученных данных определяю уровень физического развития и двигательной активности, на основе которого организую группы для дальнейшей работы по развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности.




Данные исследования дают возможность более объективно судить о способностях и о характере направленности интересов обучающихся.

Итак, система моей работы со спортивно-одарёнными детьми имеет следующее содержание:

1) Выявление спортивно-одарённых школьников: диагностика потенциальных возможностей школьников; анализ особых успехов и достижений обучающихся.

2) Помощь спортивно-одарённым обучающимся в самореализации: организация и участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях; сдача норм ГТО на школьном и районном уровне; участие в олимпиаде по предмету физическая культура.

3) Контроль над развитием познавательной деятельности спортивно-одарённых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль участия спортивно-одарённых детей в соревнованиях и мероприятиях разного уровня.

Мои обучающиеся принимают активное участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников по физической культуре, показывают высокие результаты при проведении школьного этапа олимпиады, участвуют в муниципальном этапе, где занимают призовые места.

Результатом эффективной работы, проводимой мною в физкультурно-спортивном направлении, являются призовые места обучающихся в спортивных соревнованиях, сдачах норм ГТО школьного, муниципального и регионального уровней.

В рамках реализации школьных программ дополнительного образования веду спортивную секцию «Баскетбол». Мною создана сборная команда школы по баскетболу (обучающиеся 7-11 классов), которая постоянно пополняется новыми спортсменами из числа обучающихся школы. Данная команда ежегодно является победителем Районных соревнований по баскетболу. С 2016 года также ежегодно является победителем Муниципального этапа Республиканского Чемпионата Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ». В 2018 году команда по баскетболу (девушки) заняла призовое место по баскетболу в Региональном этапе Всероссийских игр школьников «Президентские спортивные игры».

Необходимо отметить значение участия родителей в развитии и формировании спортивной одарённости школьников. Общаясь с родителями, всегда обращаю особое внимание на успехи обучающихся. Моя задача – показать родителям, что школьники добиваются в своей спортивной деятельности значительных результатов, только в том случае, когда видят положительный пример родителей, чувствуют их поддержку, видят в своей семье правильное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни.

И самое главное, я считаю, в работе учителя физической культуры по выявлению и развитию спортивной одарённости: вовремя и правильно направить ребёнка для дальнейшего развития спортивной одарённости в спортивную школу или к опытному тренеру. Не держать рядом с собой для своих достижений, а дать развиться одарённости в наиболее эффективных условиях.