СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие способностей, как условие формирования ключевых компетенций педагога и учащихся.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие способностей является важным условием для развития личностных компетенций педагогов и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие способностей, как условие формирования ключевых компетенций педагога и учащихся.»

Петропавловск-Камчатский

Педагог-психолог МОУ СОШ №42

Дерюгина Марина Владимировна

Развитие способностей личности, как условие формирования ключевых компетенций педагога и учащихся.

«Если мы не видим в людях потенциальные возможности развития души, а видим их просто такими, какие они есть, то мы не принесем им добра, не улучшим их жизнь, но если мы будем обходиться с людьми, опираясь на имеющийся в каждом потенциал, то люди начнут развиваться духовно, и мы приведем их туда, куда можно привести» И. В. Гете.


Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера, высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль занимала бы не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности.

Прежде всего, потребуется переосмысление целей деятельности преподавателями и учащимися: как сделать общеобразовательные, естественнонаучные и профессионально-технические дисциплины средствами формирования всесторонне развитой личности. Новые программы и, учебники потребуют от педагогов своеобразного переучивания: творческого осмысления нового и реконструирования старой систе­мы знаний. Это тоже будет связано с преодолением сложившихся стереотипов. Поскольку на службу системе образования придут новые средства, формы и методы педагогического воздействия, педагогам придет­ся овладевать новыми средствами педагогической коммуникации.

При этом школа должна рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Она должна обеспечивать реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности, координировать все влияния окружающей среды на личность, ее формирование. В этом процессе необходимо психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, родителей и учащихся. К основным задачам психологического сопровождения можно отнести: формирование ключевых компетенций педагогов и учащихся; психологическую помощь в решении актуальных задач обучения, воспитания и развития.

При формировании ключевых компетенций1 отдельное внимание следует уделять развитию различных способностей педагогов, которые впоследствии будут выступать одним из условий развития способностей учащихся. Целесообразно изучение сущности способностей и закономерности их формирования для того, чтобы в практике педагогической деятельности научиться определять различные способности, выявлять факторы воздействия на личность, разработать различные методы и технологии для формирования конкретных способностей у педагогов и учащихся.

Интерес к проблеме человеческих способностей имеет длительную историю. Впервые данная проблема затронута в IV в. до н.э. Аристотелем. Автор «Трактата о душе» определил способности как функции души и предложил иерархию способностей, понимаемую одновременно и как различные уровни развития самой души: - «вегетативная способность в виде ощущений, - чувственно-двигательная способность в виде представлений, -разумная способность в виде понятий» [9]

Начало изучения способностей в психологии традиционно связывают с именем Ф.Гальтона («Наследственный гений», «Английские люди науки: из природа и воспитание», «Исследование человеческих способностей»). Ф.Гальтоном очерчен основной круг проблем психологии способностей: - наследственная детерминация способностей и таланта; - развитие способностей, влияние задатков и средовых факторов на генезис способностей, - структура способностей; - соотношение способностей и деятельности; - диагностика способностей.

Вопрос о природе, структуре и развитии человеческих способностей всегда занимал одно из ведущих мест в психологической науке. По мнению А.А. Бодалева, основная причина, благодаря которой сохраняется интерес к проблеме способностей личности, это ее практическая значимость. Проблема способностей получила широкую теоретическую и практическую разработку в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как Т.И. Артемьева, А.А. Бодалев, В.H. Дружинин, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, A.M. Меерсон, В.С. Мерлин, В.Н Мясищев, К.К. Платонов и др. Общепризнанным является факт, что основная трудность в исследовании способностей связана с определением этой психологической категории.

В отечественной психологии 2-й половины XX в. одним из ведущих направлений в изучении способностей стал личностно-деятельностный подход к изучению психики (А.Г. Ковалев, В.А Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), где исследовалось развитие способностей в условиях различных видов общечеловеческой деятельности (игра, учение, труд). Сами же способности рассматривались как некоторые психологические новообразования, возникающие в индивидуальной деятельности. В результате, психология способностей обогатилась большим количеством эмпирических исследований, не раскрывающих самого понятия «способности». Данный подход базируется на рассмотрении способностей с позиции личности - при определении их места среди других психологических образований; и с позиции деятельности - при определении «истоков» формировании способностей) направления кладут индивидуальные различия людей по успешности выполнения определенной деятельности. Так, С. Л. Рубинштейн понимает под способностями «свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития» [1]. А.Г. Ковалев полагает, что способности представляют собой «ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней» [1]. С данными определениями согласуется и утверждение Б.М Теплова, который акцентировал внимание на 3 основных моментах.

Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного индивида от другого. Во-вторых, способностями являются не любые особенности, а те, которые обуславливают успешность выполнения деятельности. И, в-третьих, способности не тождественны имеющимся знаниям, умениям, навыкам, но объясняют быстроту и легкость их приобретения [10]. Например, бывает, что педагог неудовлетворен работой ученика, хотя у него знаний не меньше, чем у его одноклассников, успехи которых радуют того же учителя. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик может владеть большими знаниями и достичь лучших результатов. Или, например, когда выдвигают педагога - молодого специалиста на какую-нибудь организационную работу и мотивируют это выдвижение его «хорошими организаторскими способностями», то не думают, что «обладать способностями» - значит обладать навыками и умениями. Мотивируя выдвижение пока еще не опытного работника его организаторскими способностями, предполагают, что хотя он еще не имеет умений и навыков, но благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.

В основе развития способностей, по мнению Б.М.Теплова, лежат врожденные анатомо-физиологические особенности или задатки. Сами же способности врожденными не признаются.

Под задатками Б.М.Теплов и его последователи понимают свойства высшей нервной деятельности. «Типологические свойства нервной системы входят в состав природных основ развития способностей. Вероятно, они даже занимают важнейшее место в структуре природных предпосылок способностей» [10] Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой)[9].

Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

Способности - динамическое образование, их развитие, согласно Б.М. Теплову, осуществляется в процессе конкретной деятельности.

Успешность выполнения деятельности не может определяться отдельной способностью, но зависит от «...качественно-своеобразного сочетания способностей, которое составляет одаренность» [11], а так же от наличия соответствующего уровня знаний, умений и навыков или опыта.

Отдельные способности человека не существуют рядом и независимо друг от друга, а так же постоянно изменяются, «...приобретают качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей «[11]

Способности, по мнению Б.М. Теплова, не существуют от начала своего развития в деятельности так же, как и нельзя говорить о способности, «достигшей полного развития». Поставить пределы развитию человеческих способностей могут лишь особенности средовых влияний (обучения и воспитания) или такой фактор, как длительность человеческой жизни. Именно по этому необходимо уделять особое внимание развитию способностей в системе современного Российского образования. Администрация школ, различные методические объединения при участии психологического сопровождения должны создавать условия для развития способностей педагогов (где развитие способностей выступало бы один из основных факторов развития ключевых компетенций), а педагоги в свою очередь по средствам своих способностей, создавать условия в процессе обучения и воспитания для формирования и развития способностей учащихся. Условно можно выделить признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности представленные на рисунке 1 [10].

















Индивидуальные особенности человека обусловливают

индивидуальный стиль деятельности


Рис.1 Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности



Признаки наличия способностей к какой-либо деятельности


Высокий темп обучения соответствующей деятельности


Широта переноса навыка, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других ситуациях




Энергетическая экономность выполнения данной деятельности


Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности


Высокая мотивация, стремление к этой деятельности







Здесь необходимо остановиться на обычно встречающейся ситуации, когда, например, у ученика способности к конкретной деятельности нет. Педагоги не редко сталкиваются с тем, что у ученика «нет способностей», например, к математике или языкам. В таких случаях мы забываем о том, что одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения этой конкретной деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность, как у ученика, так и у педагога, может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она всегда синтез человеческой личности.

Например, один ученик, имея способности, легко овладевает математикой, не прикладывая усилий, другой ученик «не имея способностей» к математике, используя хорошую память или внимательность может добиться тех же результатов. Отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития.

Несколько по-иному подходит к определению способностей В.А. Крутецкий. Он критически оценивает традиционные определения способностей и в своей формулировке разводит понятия «успешность» и «легкость» выполнения деятельности. Согласно его точке зрения, под способностями нужно понимать только те индивидуально-психологические особенности, которые позволяют субъекту быстро и без большого труда овладевать соответствующими знаниями, умениями и навыками. Иными словами, рассматривая способности как условие успешного выполнения деятельности, В.А Крутецкий, в отличие от других психологов, справедливо принимает во внимание не только высокий уровень достижений,
но и темп получения результатов, и количество затраченной на это энергии [1].
В рамках личностно-деятельностного подхода способности принято делить на потенциальные и актуальные (Т.И Артемьева, К.К. Платонов), природные и специфически человеческие (АН Леонтьев), общие и специальные (Б.Г. Ананьев, НС. Лейтес, С Л. Рубинштейн), отражательно-репродуктивные и отражательно-теоретические (А Г. Ковалев); учебные и творческие (В.А. Крутецкий).

Потенциальными называются такие способности, которые еще не проявляются в своей совокупности в определенной деятельности (Платонов К.К.). Актуальные же способности реализуются и развиваются в данных конкретных условиях в зависимости от требований конкретной деятельности (Артемьева Т.И.). Потенциальных способности превращаются в актуальные в тот момент, когда человек начинает выполнять деятельность, формирующую данную способность.

Различая способностей (природные и специфически человеческие), А.Н. Леонтьев в основу этого деления положил их биологическое либо общественно-историческое происхождение, где под специфическими человеческими способностями подразумеваются способности к общественно-исторически сложившимся видам деятельности. К природным автор относит те способности, многие из которых являются общими у человека и животных. Это способность быстро образовывать и дифференцировать условные связи, противостоять воздействиям отрицательных раздражителен, способность анализировать звуковые сигналы и др. Естественные способности, как считает АН Леонтьев, формируются на основе природных задатков - врожденных анатомо-физиологических особенностей. В то же время специфически человеческие способности являются продуктом лишь общественно-исторического развития, их становление полностью управляется законами этого развития, а задатки «безлики» по отношению к исторически сложившимся видам человеческой деятельности [1].

Изучая психологическую характеристику различных способностей, большинство отечественных психологов выделяет общие качества, отвечающие требованиям многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной конкретной деятельности. По этому основанию способности принято подразделять на общие и специальные.

Под общими способностями понимают такую систему индивидуально-психологических особенностей личности, которая обеспечивает легкость и продуктивность выполнения различных видов деятельности. «Общие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К общим способностям относятся, прежде всего свойства ума, поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями», (Лейтес Н.С.). В психологической литературе общие способности также обозначаются термином «общая одаренность» (Рубинштейн С. Л.) [10].

В отличие от общих умственных способностей специальные способности обеспечивают быстрое и легкое овладение знаниями, умениями и навыками в какой-либо специальной области деятельности.

Ведущие отечественные психологи подчеркивают, что специальные способности связаны с общими, что «постепенная специализация способностей не должна приводить к потере представления об их общей основе» (Лейтес Н.С.) [10]. С.Л. Рубинштейн в этой связи отмечал, что способности человека всегда даны в некотором единстве общих и специальных свойств, и их нельзя противопоставлять друг другу. Ученый придерживается мнения, что «внутри тех или иных потенциальных способностей проявляется общая одаренность индивида» [1].

В отечественной психологии проведено большое количество исследований специальных способностей, а именно: музыкальных (Теплов Е.М.), способностей к изобразительной деятельности (Киреенко В.И., Ковалев А.Г.), летных (Платонов К.К.), лингвистических (Беляев Б.В., Зимняя И.А., Веденяпин Ю.А. и другие), литературных (Ягункова В.П.), математических (Крутецкий В.А.) и т.д.

По преимущественному виду мышления, личностной направленности и способу осуществления деятельности, в которой происходит реализация специальных способностей, их можно разделить на интеллектуальные, художественные и практические. Для наглядности вышесказанное по классификации способностей можно увидеть на рисунке 2 [10].


Природные (или естественные)

способности





Общие (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.)



Специальные (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.)




Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению



Практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям



Учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности


Специфические человеческие способности



Творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений

Гениальность - высшая степень проявления творческих способностей






Рис.2 Классификация способностей

Талант - высшая степень способностей личности в определенной деятельности


Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и, наконец, высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению (ведущие свойства). Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе, овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество. Данный факт подтверждает целесообразность в начале развития способностей педагогов (как условие реализации формирования ключевых компетенций), а затем способностей учащихся.

Общая структура способностей представлена на рис.3 [10].






















Рис.3 Общая структура способностей

Условия развития

Виды (по ширине направленности)


Активное взаимодействие с окружающим миром


Общие


Способности

Специальные



Обучение и воспитание


Талант



Гениальность



Уровни развития




Основным фактором, замедляющим или нарушающим развитие способностей, является стресс (состояние напряжения, совокупность защитных физиологических и психологических реакций, выступающих в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов). Если стресс преодолевается так, что не оказывает негативное воздействие, то на пути использования внутреннего потенциала для развития способностей препятствий нет.

В процессе совместной деятельности на развитие или приостановку развития влияет окружение. Социальное воздействие, как правило, оно неоднократно, в последствии формирует самовоздействие личности. Оно может быть как позитивным, так и негативным. Другими словами, например, если учитель будет постоянно критиковать и считать ребенка неудачником, вскоре этот ребенок сам будет считать себя таковым. По тем же механизмам будет формироваться неуверенность и другие негативные образования, если критиковать педагога. Учитывая эти факта психологическому сопровождению в школе необходимо свести к минимуму воздействие стрессовых ситуации, как для педагогов так и для учащихся или по возможности предупреждать их возникновение. Безусловно, этот процесс нуждается в поддержке администрации школы.

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация, обеспечивающая деятельность, необходимую для развития способностей как педагогов, так и учащихся. Некоторые исследователи (Лейтес Н.С., Назаренко Н.С., Сибирякова В.Ф., Мясищев В.Н. и др.) считают, что существует тесная взаимосвязь способностей и умственной активности как потребности в познании, в умственных впечатлениях. Так, Н.С. Лейтес отмечает, что умственная активность индивида во взаимодействии с саморегуляцией, ее формальные динамические свойства (легкость пробуждения, напряженность и длительность сохранения) являются первоосновой многообразных человеческих способностей. Практические исследования взаимосвязи интенсивности проявления человеческой активности в умственной сфере и степени развития способностей показывают, что более высокому уровню умственной активности соответствуют более высокие способности (Назаренко Н.С., Сибирякова В.Ф.).
Следует отметить, что полнота проявления умственной активности в учебной деятельности зависит от многих факторов, среди которых немаловажную роль играют общие черты и установки личности, уровень притязаний, а также имеющаяся у личности система мотивов (Лейтес Н.С.).
Исходя из тезиса, что мотивы, потребности, интересы личности являются источником человеческой активности, можно утверждать, что одним из главных факторов, оказывающих влияние на развитие способностей, являются определенные устойчивые мотивы, побуждающие и
регулирующие осуществление деятельности. В.Н. Мясищев в этом плане считал необходимым раскрывать все движущие мотивы учебной деятельности, изучать способности и мотивационные качества человека в их тесной взаимосвязи. Поэтому психологическое сопровождение не должно сводиться только к формированию способностей, необходимо так же удовлетворять потребности и формировать ценности (триединая система формирования гармоничности личности)2

На взаимозависимость между наличием у обучаемого глубоких положительных мотивов учения и эффективностью развития способностей указывают многие отечественные и зарубежные психолога (А.А. Бодалев, Е.П., Зинченко М.П. и другие). В. Г. Асеев, рассматривая некоторые аспекты мотивации человеческого поведения, приходит к заключению, что «Сформировавшееся по тем или иным причинам положительное мотивационно-ценностное отношение к той или иной области действительности и соответствующей деятельности (потребность, интерес, идеал) приводит к переключению функционально-энергетических ресурсов человека на эти виды деятельности, ... что способствует постепенному формированию и соответствующих способностей» [9]. В.А. Крутецкий по этому поводу отмечает: «Роль, которую здесь играют ... мотивы, сводится к тому, что человек усиленно занимается деятельностью и, следовательно, энергично упражняет и развивает свои способности» [12].
Известно, что любая человеческая деятельность полимотивирована. В общей структуре мотивации доминируют один или несколько основных мотивов, которые определяют облик мотивации в целом. Учебная деятельность также может побуждаться целым комплексом мотивов, среди которых можно выделить: когнитивный мотив, состоящий в направленности умешенной активности личности на предмет изучения, на процесс овладения новыми знаниями; мотив достижения, заключающийся в стремлении человека к улучшению результатов своей деятельности; профессиональный мотив, базирующийся на положительном отношении, интересе к будущей профессии; мотив личного престижа, состоящий в стремлении с помощью полученных знаний занять высокое положение среди окружающих; мотив
самообразования, заключавшийся в направленности учащихся на самостоятельное приобретение дополнительных знаний; утилитарный мотив, состоящий в ориентации на достижение собственной выгоды, мотив долга перед родителями и обществом и многие другие.

Развитие способностей происходит в процессе обучения в деятельности по средствам оперативного научения (методом проб и ошибок). На эффективность развития способностей влияет учет и целенаправленное воздействие в сензитивные периоды (присущее определенному возрасту оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов) развития именно к этой деятельности. Например, до 5-ти лет развивать музыкальные способности, т.к. в этот возрастной период активно формируется музыкальный слух и память.

Проанализировав сущность и закономерности развития способностей можно говорить о том, что в школе необходимо уделять внимание развитию всех видов способностей, как у педагогов, так и у учащихся. Безусловно, этим формированием должен заниматься весь педагогический коллектив, социально-психологическая служба (через развивающие занятия, тренинги, методы активного социально-психологического обучения и др.) школы и вся система учебно-воспитательной работы в целом с первых лет обучения. На формирование способностей благотворное влияние оказывают: интерес учащихся к учебным предметам, воспитание уверенности в успешности овладения деятельностью и стремления к преодолению трудностей; стимулирование активности и самостоятельности учащихся в выполнении различных заданий. Чем сильнее педагог сумеет заинтересовать учащегося, тем легче ему будет формировать его различные способности. Таким же образом обстоит дело и с мотивированием педагога.

«Скажите ребенку (педагогу), что он груб, что он ни к чему не способен, что у него нет к этому дара, и что все, что он делает – неправильно, и вы лишите его всякого стимула и мотива. Но если вы поступите наоборот: сделаете так, чтобы дело выглядело легко выполнимо, дадите почувствовать, что вы вполне уверенны в его способностях справиться с данным заданием, что у него особый, только не развитый дар к решению подобных задач, и он, чтобы добиться успеха, будет заниматься ночи напролет.»

Список литературы

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002 – 368c.

  2. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. - 2003. - № 3.

  3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

  4. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., «Педагогика», 1971.

  5. Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2008. – 128 с.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

  7. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.

  8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. Пособие. 2-е изд., перер. и доп. М., 1998.

  9. http://www.stroy.nm.ru

  10. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/13.html#13.1

  11. http://www.shpori4all.narod.ru/

  12. http://www.koob.ru/books/contact/verderber_psihologia_obshenia.rar


1в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом интегральный социально-личностно-поведенческого феномен как результат образования в совокупности мотивационно-ценностных и когнитивных составляющих, т.е. это способности личности справляться с самыми различными задачами. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Педагогические компетенции раскрыты в работах Н.В. Кузьминой, И.А. Зимней и др. авторов.

2 Экспериментальный проект средней общеобразовательной школы №42 г. Петропавловска-Камчатского «Гармонизация личности учащихся» 1999-2010 годов, в котором под гармонизацией личности понимается триединый процесс: удовлетворения потребностей, формирования ценностей, развитие способностей.

16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!