Выступление учителя начальных классов Дорохиной Н.А.
на семинаре (август 2016г.)
«Развитие средств коммуникации младших школьников через уроки чтения и ИЗО в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность образовательных требований при реализации адаптированных основных образовательных программ начального общего образования.
Новая АООП НОО для слабовидящих обучающихся составлена в соответствии с примерной. Срок обучения согласно программе пролонгирован на пять лет. Увеличение количества часов на изучение предметов слабовидящими обучающимися позволяет качественно усвоить программный материал начального общего образования.
Использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения; читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников; личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него. В современных условиях дети мало читают, так как почти у всех есть видео, электронные игры. Этим дети заняты большую часть свободного времени. Детская литература дорого стоит, в библиотеке мало книг, привлекающих внимание детей. Результатом всего является снижение интереса к чтению. Чтение становится скучным процессом. Хотя чтение - одна из самых важных функций в жизни. Очень много детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу или делают это с трудом. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, не могут решать задачи, с трудом пишут сочинения, У ребенка формируется эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения и ко всей учебе.
Подход к обучению чтения, который я осуществляю в своей работе, позволяет овладеть процессом чтения при минимальных нервных и физических затратах ребенка. При этом у детей не теряется интерес к чтению, а наоборот, формируется и в дальнейшем развивается.
Концепция изменений предполагает использование новой методики «Хорошее время читать», которая ориентирована на младший школьный возраст; методика используется как направление воспитательной работы в классе и реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников. Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития. Организация разнообразных форм внеклассной деятельности сделает процесс привлекательным. Родители, дети и учитель станут участниками общения, связанного с чтением. Творчество детей стимулируется. Создаётся атмосфера внимания к книге и чтению. Риски: формальное отношение к заданиям, недооценка роли родителей. Трудоёмкость: индивидуальная беседа с каждым учеником по прочитанным произведениям. Применение на уроках по литературному чтению современных методов и технологий в обучении и воспитании. Формирование коммуникативных качеств личности и каждого ученика, умения пользоваться способами учебной деятельности. 1.Создать условия для развития:- памяти, внимания, воображения. 2. Достичь у учащихся к концу 1-ой ступени обучения оптимального чтения (беглого, осознанного, в темпе разговорной речи, в среднем 100 слов минуту). 3. Воспитать активного читателя.
Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, информирование родителей об условиях реализации методики «Хорошее время читать», активизация внимания на успешном опыте чтения. Являюсь в реализации методики «Хорошее время читать» в начальной школе. Выступления на МО для учителей по технологии реализации проекта в начальной школе. В основу моего опыта положены методы и приемы, способствующие развитию техники чтения М.И. Омороковой, В.Н.Зайцева, педагогические идеи Ш.А. Амонашвили.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодня необходимо повышать престижность чтения. При работе с младшими школьниками достичь результата можно при специально организованной деятельности на уроке и после уроков. Использование технологии сотрудничества в обучении, ИКТ – технологий, позволяет поднять обучение и воспитание на новую ступень. Работа по формированию читательской компетентности осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, уроки ИЗО, а также через внеурочную деятельность.
Система внеклассных занятий и внеурочной деятельности:
Часы общения с книгой.
Библиотечные часы.
Конкурсы сочинений и рисунков.
Конкурсы чтецов стихотворений.
Дидактические игры.
Работа с родителями.
Методика «Хорошее время читать».
Дискуссии по прочитанным книгам.
Викторины.
Зрители и участники спектаклей по книгам.
Процессом чтения все дети овладевают по разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе.
На этом этапе моя задача не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение.
Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребенка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надежным средством самостоятельного контроля. Уровень чтения, которого достигает ребенок, овладевший грамотой,- прологовое чтение с темпом 20-30 слов в минуту. Он, естественно, не может обеспечить ребенку глубокое понимание текста при самостоятельном чтении.
Бытует ошибочное мнение, что ребенку, владеющему слоговым чтением, достаточно предоставить тексты - и навык чтения у него будет формироваться сам. При таком подходе навык чтения будет стихийно формироваться долгие годы. Поэтому моя задача -обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся во 2-4 классах. Учащиеся должны овладеть целостными приемами чтения, освоить темповое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентированным темпом 90-100 слов в минуту.
Очевидно, что овладение чтением - процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение навык обще учебных.
Современная жизнь требует от ребенка умения перерабатывать большой поток информации. Овладев скоростным чтением, ребенок сможет легко самостоятельно добывать знания, повышать интеллект, что способствует решению задач, стоящих перед школой: формирование и развитие обще учебных умений и навыков учащихся.
Научить читать детей трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, тут у многих пропадает желание сидеть за книгой.
Поэтому я считаю, что в первом классе и первом полугодии второго класса не надо торопить детей при чтении. Как можно дольше и чаще читать хором: классом, рядами, парами. Особенно это помогает слабо читающим детям для регуляции темпа чтения. Включать в работу разные виды чтения: первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися; первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми про себя; самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием. Для слабо читающих учащихся использовать чтение с четким проговариванием слогов, шепотное чтение, чтение для себя, выделять посильные для индивидуального чтения части текста. На каждом уроке создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Успех рождает мотив: «У меня все получается». С особенным вниманием относиться к детям, у которых медленно идет наращивание скорости чтения. Для таких детей прибавление в технике на 3-5 слов, уже победа. На каждом уроке выполняем упражнения для развития четкости произношения, для этого ввожу скороговорки, чисто говорки, упражнения в четком чтении абзаца, строфы. Практически разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, практиковалось соревнование по рядам. Обогащению содержания урока дополнительным материалом для техники чтения служит использование слоговых таблиц. Таблицы полезно использовать на каждом уроке, особенно на начальных ступенях обучения грамоте, слоговые таблицы являются средством достижения автоматизма в чтении слогов, с их помощью вырабатывается целый ряд других читательских навыков. Практикую целенаправленное установочное чтение.
Например, для тренировок в правильности чтения используем прием взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя складывается картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.
Каждый, пусть даже самый маленький, успех ученика должен быть отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. У всех ребят есть личный листок успеха. Там отмечена дата проверки и количество слов в минуту. Сравниваем с результатами, полученными через неделю, через месяц. Каждый ученик видит рост, убеждается, что его труд приносит пользу.
В работу вводятся различные, необычные, веселые упражнения со словами и текстами, выполнение которых формирует следующие компоненты чтения: быстрое различие похожих по пониманию слов и букв, устойчивое внимание, зрительную и слуховую память, а также тренирует вторичную зону затылочного отдела коры головного мозга левого полушария, ответственную за осуществление функции чтения.
Упражнения предлагаются в игровой форме, не имеющей никакой связи с уроками чтения. ( Можно использовать упражнения на программном материале урока, если он не представляет особой художественной и эстетической ценности). Если ребенок допустит ошибку, то его нельзя порицать. Наоборот, это будет поводом посмеяться: до чего же забавно получилось! Занятия проводятся ежедневно, допустимы варианты через день. Продолжительность занятий от 5 до 10 минут.
Таким образом, для обучения техники чтения выделяю определенные группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата (приложение!); расширение оперативного поля чтения (приложение2); развитие правильности, безошибочности восприятия текста ; развитие смысловой догадки (приложение 3); развитие скорости чтения вслух и молча (приложение 4); чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, даю детям определенные ориентиры, памятки, правила (приложение 5)
В своей практике использую следующие упражнения, задания, приемы, способствующие развитию техники чтения.
«Фото глаз»
Цель: развивать зрительную память, внимание, целостное восприятие слова. За определенное время учащиеся запоминают все, что им демонстрируется. Перед демонстрацией необходимо предупредить, что смотреть нужно очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» дается команда «Фотографируем!»
«Молния»
Цель: повышение верхней границы индивидуального диапазона скорости Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме и в чтении на максимально доступной каждому скорости чтения Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния» и продолжается с 20 секунд до 2 минут.
«Спринт»
Цель: тренировка в скоро чтении.
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, а после чтения отвечают на поставленные учителем перед чтением вопросы.
Чтение « зашумленных» слов.
Цель: закрепить в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетании.
Отделение слов от псевдо слов.
Цель: развивать способность быстро выделять смысл прочитанного.
Чтение строк с прикрытой нижней (верхней) половиной. Цель: Формирование словесно - логической памяти.
Поиск в тексте заданных слов.
Цель: формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развивает словесную память. Задаются одно - два слова, которые ребенок должен найти в тексте.
«Буксир»
Цель: развивать скорость и гибкость чтения
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь успеть за учителем.
«Диктор»
Цель: быстрая ориентировка в тексте, увеличение объема кратковременной памяти.
Ученик читает текст, периодически отрывая взгляд от текста
Многократное чтение
Цель: накопление в памяти ребенка зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению.
Текст читается в следующем порядке:
1.Медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слов.
2.Повторное чтение без учителя.
З. Плавное чтение слов
4. Чтение в темпе разговорной речи,
«Сравни»
Цель: активизация деятельности учащихся.
Чтение знакомого и незнакомого текстов в сравнении.
(проверка скорости чтения)
Чтение перевернутого текста.
Страница поворачивается на 90, 180 градусов. Упражнение способствует формированию в памяти целостных эталонов букв, развивает способность одновременно сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончаний слов, а также последующих слов, совершенствует тонкость координации движений глаз и точности переработки воспринятой информации.
Отслеживание техники чтения.
Особое внимание следует уделять контролю и оценке уровня сформированности всех параметров чтения:
-Чтение должно проходить в спокойной и привычной для ребенка обстановке.
-Лучше, если проверяющий близок детям.
-Читать текст ребенок должен по отдельной книге, сидя за отдельной партой.
-Ребенку должна быть предоставлена возможность «вчитаться» в текст, т.е. первые два-три предложения он читает без учета времени.
-Текст, для чтения должен соответствовать ряду требований: содержание должно быть доступно ученику, все слова понятны, шрифт должен соответствовать шрифту учебника Психолог Т.Т. Егоров придает существенное значение и таким особенностям текста, как доступность синтаксических конструкций для младших школьников (порядок слов, объем предложений), отсутствие трудно читаемых слов.
-Проверка осознанности чтения должна проводиться по 2-3 вопросам, а не пересказом прочитанного. Для выявления уровня понимания содержания использовать вопросы:
-на общую ориентировку в тексте;
-на выявление предметного содержания;
-на понимание обобщенного смысла;
При проведении отслеживания техники чтения необходимо соблюдать условия, необходимые для любого мониторинга:
-системность - продолжительность во времени
-сравнимость
-объективность
-комфортность
Определив состояние техники чтения на начало учебного года, вычерчиваю график техники чтения учащегося или групповой график, либо отражаю состояние чтения в таблице.
Ежемесячное отслеживание техники чтения дает возможность судить о результативности работы по формированию качества чтения. Систематическое фиксирование результатов на графике или таблицах способствует коррекционной индивидуальной работе с учениками, которая приносит положительные результаты.
Мониторинг позволяет наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.
Использование данной упорядоченной системы важно по следующим причинам:
1 .Пользуясь данными таблицами, не только выделяю, конкретизирую цели, но и упорядочиваю их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективу дальнейшей работы.
2. Данная система дает возможность разъяснять учащимся ориентиры в их учебной работе.
3.Конкретизация учебного материала служит ориентиром при определении целей повседневной учебной деятельности.
4.Отталкиваясь от данных таблиц, строю учебный процесс как простую последовательность отработки каждого из его элементов. 5.Обращение к четким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддается более надежной и объективной оценке.
Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ проводятся интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомство детей с писателями и их произведениями и т.д.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.
Доказано, что читатели, в отличие от не читателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.