СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи, под средством логоритмики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи, под средством логоритмики"»



«Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи, под средством логоритмики»

Логоритмика-это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика.

Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Цель самообразования : изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.

Задач:

1. Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»

2Разработка практического и методического материала для внедрения технологии

в образовательный процесс.

3. Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

Направления работы :

• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формированиеразвитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

• развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

Ожидаемый результат

Первого года обучения:

•зрительного восприятия, внимания и памяти;

•слухового внимания и памяти;

•статической координации движений;

•динамической координации движений рук;

•артикуляционной моторики;

•мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативнообразного мышления;

Второго года обучения:

•темпо-ритмической организации речи;

•статической и динамической координации общих движений;

•восприятия отношений между предметами в пространстве;

•грамматического строя речи, активного и пассивного словаря.

Третьего года обучения:

•сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;

•сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

•способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;

•положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере;

•воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;

•сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами;

•сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

•способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки;

•способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;

•способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;

•способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

1 год (2022-2023г.) 2 год (2023-2024г.) 3 год (2024-2025)

1. Изучение методической литературы.

2. Создание предметно-образовательной среды. 3. Оформление папок-передвижек «Логоигры».

1. Разработка перспективно тематического планирования.

2. Подбор материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами.

2. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов).

1. Продолжать работу по пополнению копилки теоретическим и практическим материалом.

2. Работа над темой самообразования.

3. Презентация своих профессиональных достижений.

План работы на 2022-2023 год

Содержание работыООАЩОПЩОПГГГКККГГГПГЩЩЕГ

Теоретический этап

2022-2023 уч. г. г. 1. Изучение методической литературы:

Оформление папки-передвижки «Логоигры»

- М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».

- Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»

- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).

- О. Н. Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».

2. Создание предметно-образовательной среды.

3. Оформление папки-передвижки «Логоигры»

Практический этап

Сентябрь 1. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов, в соответствии с сезоном времени года «Осень»). Разработка планов занятий

Разработка перспективно – тематического планирования. Консультация: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи»

Октябрь 1. Изготовление картотеки «Речевые подвижные игры для детей»

2. Игротека «Осенние сюрпризы»

Игры для развития речевого дыхания : «Улетай тучка»«Осенние листья»«Подуй в дудочку!». «Логоритмика - как

вид деятельности дошкольного возраста» Консультация«Игры на развитие речевого дыхания».

Ноябрь - Декабрь 2Развлечения «Осенний калейдоскоп»

3. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов, в соответствии с сезоном времени года «Зима»). Рекомендации для педагогов на тему: «Играя,

развиваем речь детей». Рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр.

Январь Изготовление картотеки «Игровой самомассаж по методике А. А. Уманской»

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов». Консультация: «Логоритмические движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи».



Февраль - Март 1. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов, в соответствии с сезоном времени года «Весна»).

2. Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» Консультация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Консультация: «Логоритмические

движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи»

Апрель Подготовка и проведение развлечения «Волшебница-Весна»Выступление: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников» Рекомендации: «Артикуляционная гимнастика, как средство развитии речи»

Май 1. «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки.

2. «Как муравьишка дом солнышка искал».

3. «История о том, как гном построил дом».

Обобщение и дальнейшее

внедрение результатов в

педагогическую практику,

формулировка выводов,

выявление перспектив

последующего развития. «Подведение итогов» - выступление на педсовете.























Литература

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).

2. Краузе Е. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».

3. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

4. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.

5. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.

6. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. : Акцидент, 1997 г.

7. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.

8. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997 г.