СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи дошкольников - консультация для родителей детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие связной речи дошкольников - консультация для родителей детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov_metodom_naglyadnogo_modelirovania»

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования


Корчуганова Елена Юрьевна, учитель-логопед


Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками


Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.


По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.


Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.


Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.


Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

самостоятельного анализа ситуации или объекта;

развития децентрации (умения менять точку отсчета);

развития замыслов-идей будущего продукта.


В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.


Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

пересказ;

составление рассказов по картине и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ.


ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ


В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.


В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.


Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.


В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

предметные картинки;

силуэтные изображения;

геометрические фигуры.


Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.


Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.


ПЕРЕСКАЗ


Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.


Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.


Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,


и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.




Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.


РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ


Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.


На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.


Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

определение взаимосвязи между ними;

объединение фрагментов в единый сюжет.


На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”. Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.




В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.


Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.


Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.


РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины


Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.


В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

выделение значимых объектов картины;

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

объединение мини-рассказов в единый сюжет.


В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.


Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.


А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.




Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.


ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ


Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.




ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА.


Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В.Волиной, А.Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.


Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.


Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:


логопед читает сказку ребенку;

ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);

затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;

логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;

ребенок пересказывает сказку по модели.


ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.


В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.


Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:


Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.


С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

Где находилось осиное гнездо?

Кто жил в гнезде?

Почему все боялись осу?

Как можно назвать осу?

Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?

А что бы сделали вы?

Какое еще название можно придумать для сказки?


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ


В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.


Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

принадлежность к родовидовому понятию;

величина;

цвет;

форма;

составляющие детали;

качество поверхности;

материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

как он используется (какую пользу приносит)?

за что нравится (не нравится)?


По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.


Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.




СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА


Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.


ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ


Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.


Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.


Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

угадывание эпизода по демонстрации действия;

рассказывание по демонстрации действия взрослым;


Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;

логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.


ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.


Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.



По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.


Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.


Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;

творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.


Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.


Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.


Использование метода моделирования


в обучении детей дошкольного возраста



Доклад подготовила


воспитатель первой категории


БЕЛОКРИНИЦКАЯ Е.В.



В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.


Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.


Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:



· во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;



· во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;



· в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.


Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)



Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.


На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.


Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции (Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.), формировании представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф.Гаркушина), в конструировании (Л.А.Парамонова). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех разделах дошкольного воспитания.


В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:


1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.


2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.


3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). В нашей группе существует графическая модель, формирующая у детей представления о времени.



Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста т.к. это наиболее сложный раздел коррекционного обучения.


Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.


Можно отметить следующие недостатки:



· связные высказывания короткие;



· отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;



· состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;



· уровень информативности высказывания очень низкий.


Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.


В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.


В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:



· геометрические фигуры;



· символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);



· планы и условные обозначения, используемые в них и многие другие.


На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).



Рассмотрим приемы наглядного моделирования, используемые в работе над такими видами связного монологического высказывания, как:



· пересказ;



· описательный рассказ;



· творческий рассказ.


Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.


Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.


Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:



· усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;



· формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);



· передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,


и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Например, воспитатель рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. На следующем этапе используем картинно-графический план. Все модели выступают здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).


С помощью картинно-графического плана (мнемотаблицы), представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и стихи.


Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.


Составление описательных рассказов.


Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.


Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учим детей выделять существенные признаки предмета.


· принадлежность к родовидовому понятию;


· величина;


· цвет;


· форма;


· составляющие детали;


· качество поверхности;


· материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);


· как он используется (какую пользу приносит)?


· за что нравится (не нравится)?


По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.


Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.



Творческий рассказ.


Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.


Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.


В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:


· предметные картинки;


· силуэтные изображения;


· геометрические фигуры.


Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:


· ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом;


· педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;


· конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;


· ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;


· и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.


Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:



· добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;



· формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;



· применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.


Просмотр содержимого документа
«Razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov_v_teatralizovannoy_deyatelnosti»

Муниципальное Дошкольное Образование Учреждение

д/с №29 " Искорка "

План по самообразованию на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

Актуальность. Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Известно, что уже начиная с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом, создаёт новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности


Театрализованная деятельностьспособствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель работы: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность. Задачи: 1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста. 2. Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.

3. Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки;

, использовать образные выражения при пересказе сказки; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

4. Разработать работы с детьми на год.


5. Оформить в группе центр активности «В гостях у сказки».

6. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи. Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность; привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности; вызвать желание родителей участвовать в жизни МДОУ.













Предполагаемый результат:

1. Развивать у детей, выразительную связную речь, мышление, память.

2.Обогащать речь детей за счет образных выражений, активизировать словарь ребенка, совершенствовать навыки диалогической речи, развивать эмоциональную выразительность речи.

3.Сформировать навык общения. Сформировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

План работы на год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом , 2007

2Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009

3.Антипина А.Е. «театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003

4.Интернет ресурсы.

5.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Работа с детьми

Сентябрь

Рассказ о видах театра. Как вести себя в театре. Простые правила этикета».

Выезд в театр Феникс на театральную постановку «Тараканище»

Ноябрь

Разучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции.



Консультация для родителей «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить»

Декабрь

Выразительно читать стихотворный текст; умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией. Ролевой диалог героев сказки "Заюшкина избушка",

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»







Январь

Разыгрывание мимических этюдов и театральных этюдов. Развивать творческое воображение, Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой)

Картотека: 

«Мимические упражнения»

«Театральных этюдов»

Февраль

Работа над выразительностью интонировать голоса героев сказки.



Показ на фланолеграфе сказок « теремок»

«репка », «Курочка ряба», «Колобок»

Апрель

Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности.

Инсценировка сказки. Показ сказки «Кошкин дом» детям детского сада, родителям.

Работа с семьей

Сентябрь

Предложение родителям – посещение театра.

Беседа  «Как поддержать у детей интерес к театру»

Ноябрь

Консультация «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»


Подбор консультаций по данной теме.


Декабрь

Подготовка к новогоднему утреннику

Изготовление атрибутов к празднику.

Новогодний утренник.

Январь

Рассказ родителям об особенностях настольного театра.

Изготовление атрибутов (трафареты, настольный театр)

Февраль

Консультация для родителей

«Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок


Апрель

Подготовка к Инсценировке сказки «Кошкин дом» 

Изготовление атрибутов масок и костюмов.

Май

  1. Отчет о проделанной

Работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

2.Фотоотчет для родителей о проделанной работе с детьми .



Выступление на педсовете.



Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи дошкольников»

Консультация для родителей

«Развитие связной речи дошкольников»

Уважаемые родители!

Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательно нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг – дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. Например: «Вот автомобиль, а что у него есть?» - (Руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор…) - «А что есть у дерева?» - (Корень, ствол, ветки, листья…)». Дети очень хорошо усваивают названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, тёмно-зелёный, светло-коричневый и т.д)

Когда вы вместе с ребёнком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы. Например: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?...Далее, можно спросить: «Какой он? Так, Вы, побуждаете ребёнка называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойства предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребёнка: «Что бывает высоким?» - (Дом, дерево, человек…), «А что бывает выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? Или: «Что бывает широким?» - (Река, улица, лента…) А что шире – ручеёк или река? Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлечённых слов «высота», «ширина» и т.д.

Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов. Например: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Круглым? И т.д. Само собой разумеется, для развития речи дошкольника идущего в школу, трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит всё это постепенно, Двух-трёхлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребёнок четвёртого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Например:  Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед …», а ребёнок её заканчивает: «и баба», взрослый – «и была у них….», ребёнок: «курочка и Ряба» и т.д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам:

Например: «Кого встретил Колобок?»(Зайчика), «Какаую песенку Колобок ему спел?» (Ребёнок поёт …) и т.д. Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом.

Например: дети очень охотно передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по – картинке. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начинает высказываться о том, что на ней изображено.

Предложите ребёнку один из примеров творческого задания.

«Вспомни случай».

Выберете с ребёнком какое – то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например: как вы гуляли в Центре города и смотрели на праздничный салют, встречали бабушку, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте, как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному».

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или телевизионный комментатор. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало  ли что можно придумать!

«Бюро путешествий».

Каждый день Вы с ребёнком отправляетесь по обычному маршруту, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребёнком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой».

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнок трудно чем –то занять, -например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках ребёнка рожицы: одна улыбающаяся, другая - печальная, третья – удивлённая… Пусть на одной руке окажутся два персонажа, а на другой, допустим, три. Дошкольник может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг».

Если Вы ждёте в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребёнок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький или животное. Попросите его рассказать о своём «лучшем друге». Где он живёт? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что можно о нём ещё рассказать?

 «Рассказы по картинкам».

Хорошо, если вы сможете несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например: из детского журнала (вроде «Весёлых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребёнка, что на ней нарисовано, изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни».

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории  вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чём рассказывать? Например: как малыш пинался ноками у вас в животике, когда ещё не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как вы летали на самолёте и т.д. Некоторые истории вам придётся рассказывать не один раз. Просите и других членов семьи подключаться к игре.

«Мой репортаж».

Вы с ребёнком побывали в какой-то поездке только вдвоём, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своём путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Давайте ребёнку возможность самому выбрать, о чём рассказывать, без наводящих вопросов. А Вы, понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнёт фантазировать, не останавливайте. Речь дошкольника развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу».

Может быть, ребёнку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или другое записывающее устройство для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон – и можно начинать интрервью с бабушкой, дедушкой (другими родственниками)…До начала интервью подскажите ребёнку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?»… «Куда бы ты хотел поехать?» и т.д.

«Измени песню».

Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберете хорошо известную песню и предложите ребёнку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось».

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдёт дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего ребёнка!

  В популярном пособии для родителей и педагогов автор Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей» говорит так: «Наверное, нет родителей, которые не хотели бы, чтобы к моменту поступления в школу их ребёнок овладел хорошей дикцией, умением выразительно рассказывать, поддерживать беседу на доступные его возрасту темы, знал буквы, а ещё лучше – читал. Всего этого не так уж трудно добиться, если уделять ежедневное внимание своему ребёнку, хотя бы в игровой форме  помогать ребёнку осваивать азы связной речи, выражать последовательно свои мысли, развивая артикуляцию и культуру речи».

Очень важно знать родителям

  • Не жалейте своего свободного времени, играйте с детьми. Там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко.

  • При разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес.

  • Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы. Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте с юмором.

  • Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение. Играйте с детьми в разные игры.



 

 





Просмотр содержимого презентации
«Prezentatsia_Mnemotekhnika_v_razvitii_svyaznoy_rechi_doshkolnikov»

Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников Выполнила: Чибирнова Татьяна Андреевна, воспитатель МКДОУ №6.

Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников

Выполнила: Чибирнова Татьяна Андреевна, воспитатель МКДОУ №6.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
  • Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи мнемотехники:    1.Способствовать развитию связной речи. 2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).  3.Развивать зрительную и слуховую память и внимание. 4. Обогащать словарный запас. 5.Развивать воображение.  6.Развивать мелкую моторику при зарисовке таблицы.

Задачи мнемотехники:

1.Способствовать развитию связной речи. 2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

3.Развивать зрительную и слуховую память и внимание. 4. Обогащать словарный запас. 5.Развивать воображение.

6.Развивать мелкую моторику при зарисовке таблицы.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К.Д.Ушинский.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К.Д.Ушинский.

Структура мнемотехники:

Структура мнемотехники:

  • - мнемоквадрат
  • - мнемодорожка
  • - мнемотаблица
Мнемоквадрат- картинка с прстым изображением

Мнемоквадрат- картинка с прстым изображением

Для детей старшего возраста можно использовать графическое изображение

Для детей старшего возраста можно использовать графическое изображение

мнемодорожка

мнемодорожка

Дети собирают фрукты

Дети собирают фрукты

мнемотаблица

мнемотаблица

  • Мнемотаблица представляет собой изображения основных звеньев, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.
Этапы работы с мнемотаблицей: 1.Рассматривание таблицы 2.Перекодировка информации 3.Пересказ,рассказ,чтение стихотворения.

Этапы работы с мнемотаблицей:

1.Рассматривание таблицы

2.Перекодировка информации

3.Пересказ,рассказ,чтение стихотворения.

Мнемотаблицы для описательных рассказов

Мнемотаблицы для описательных рассказов

мнемотаблицы «Расскажи-ка»

мнемотаблицы «Расскажи-ка»

Мнемотаблица для перессказов Сказка «Репка»

Мнемотаблица для перессказов

Сказка «Репка»

Пересказ сказки «У страха глаза велики» средний возраст

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

средний возраст

Старший возраст

Старший возраст

Пересказ сказки «12 месяцев»

Пересказ сказки «12 месяцев»

Заучивание стихотворений

Заучивание стихотворений

Стихотворение Е. Благинина «8 Марта»

Стихотворение Е. Благинина «8 Марта»

З. Александрова «Школа»

З. Александрова «Школа»

Составление загадок

Составление загадок

Мнемотаблица для составления семантического поля

Мнемотаблица для составления семантического поля

Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.  Л.С. Выготский

Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.

Л.С. Выготский

Литература: - Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115; - Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;  - Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Литература:

- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115;

- Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; 

- Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!