Использование карикатуры
на логопедических занятиях
со школьниками ОВЗ, как опора для развития самостоятельного творческого высказывания
учитель-логопед 1 кв. категории
МОУ СОШ №6 с УИОП г. Надым ЯНАО
Фазлыева Олеся Игоревна
Ахиллесова пята нередко укрыта в голове.
Лешек Александр Кумор
Оставаясь в границах ФГОС и программ по русскому языку учитель вправе выбрать любую технологию, форму методы и приёмы работы на уроке.
Наиболее важным компонентом на уроке по освоению развернутого связного высказывания становится методическое обеспечение и организация работы с визуальными источниками, поскольку изучение педагогики и психологии, считают значение наглядности при получении прочных знаний, как одно из условий сознательного усвоения школьниками фактического материала. Именно наглядность обогащает образное мышление учащихся, обеспечивает прочность знаний, способствует развитию речи, памяти, влияет на эмоциональное состояние учеников. При использовании в процессе обучения различных средств наглядности у учащихся должен сформироваться образ изучаемого объекта. О работе с одним из визуальных образов, а именно с карикатурой, и хочется рассказать в данной статье.
Яркость и эмоциональность карикатурных образов ощутимо влияют на сознание учащихся. Важность использования карикатуры как наглядного пособия обуславливается еще и тем, что в 2013 году в задания ЕГЭ по истории были добавлены блоки заданий
с иллюстративным материалом (В12-В13). Умение «читать» нетекстовую информацию необходимо не только историку, так как в наше время всё больше зрительной информации предоставляется в нетекстовой форме. Дело в том, что именно карикатура даёт возможность проверить умения: «читать» изображение, выявлять взгляды автора карикатуры на события и явления.
Как же учителю использовать на занятиях столь интересный наглядный материал? Как научить школьников «понимать» карикатуру? При подборе карикатур к занятию источник должен быть доступным, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме занятия. Функционально пригодная карикатура - это та, которая предоставляет возможность не только поставить вопросы, но и дать на них ответы. Ведь возможности карикатур в качестве источников информации и средств развития критического мышления многократно увеличиваются в тех случаях, когда школьники могут исследовать оригинальное изображение не в одном, а нескольких ракурсах.
В ходе проведенных исследований в области психиатрии и психоанализа в работе мозга было установлено, левому полушарию приписывается логический подход к восприятию мира, оперирование знаками и символами, язык и речь, аналитическая работа, линейность и рациональность. В противоположность ему для правого полушария характерны интуитивный подход и образное восприятие, работа воображения, мечты, чувство ритма, восприятие цвета и музыки, чувство целого. В этой идее нет ничего нового, каждому из нас знакома двойственность человеческой природы и восприятия, чаще всего при этом противопоставляются разум и чувства, мышление и эмоции, логика и интуиция. Всем нам знакомы оба способа познания мира. Ежедневно мы поглощаем множество вербальной информации - читаем, пишем, выстраиваем свои действия в логической последовательности, например, умываемся и чистим зубы по утрам, завтракаем, идем на работу. Мы учитываем и следим за ходом времени, особенно тщательно в конце рабочего дня, стараемся распределять время на различные дела наиболее рационально. Всё это функции левого полушария.
И при этом каждому из нас знакомо любование красотой природы, чувство восхищения при взгляде на горы или море, или на утренний туман над рекой. Мы понимаем язык метафор, любим время от времени помечтать и можем увидеть неожиданное сходство между разными на первый взгляд вещами, например очертания зверей в облаках на небе. И со многими наверняка случались моменты внезапных озарений, когда ответ на мучающий вопрос приходил неожиданно, словно ниоткуда, или непонятная сила не поддающаяся рациональному объяснению толкала сделать то, что в конечном итоге оказывалось наилучшим решением в данной ситуации. Именно так по мнению ученых и исследователей работает правое полушарие.
Стимулируя работу правого полушария, мы высвобождаем свое воображение, чтобы использовать его силы, которые часто игнорируются нами. Когда даются творческие задания, то работает правое полушарие головного мозга. Работы с образами и рисование нужно включать в коррекционную работу, тогда преобладает нагрузка на правое полушарие и оно доминирует, а левое оказывается подчиненным, происходит компенсация утраченных или недостающих способностей мозга.

Для творчества важно наладить совместную работу двух полушарий, найти своеобразный «смеситель», который позволит объединять два вида восприятия и на их основе создавать что-то третье - то, что станет результатом творчества. Не достаточно просто мечтать, иметь воображение и интересные идеи, нужно еще уметь воплощать их в жизнь, брать в руки нужные инструменты, чтобы с их помощью выразить свои чувства, и здесь уже приходит на помощь логическое полушарие. Объединяя их вместе в процессе нашей работы мы и получаем творчество.
При анализе карикатуры, как источника получения знаний и раскрытия творческих способностей, можно воспользоваться разными уровневыми заданиями исходя из возрастных и личностных особенностей. Опираясь и выбирая данные уровни, учащиеся, могут легко проанализировать карикатуру, самостоятельно ответив на те или иные вопросы.
Если учащиеся затрудняются сформулировать свои мысли в связное предложение, то на начальном этапе можно напечатать несколько моделей высказывания для выбора подходящей к картинке.
А далее в ходе коррекционной деятельности по образцу и уровню учащихся дается творческая письменная работа. Например, целеполагание - опишите карикатуру, кого символизируют персонажи карикатуры? Напишите небольшой описательный рассказ по картинкам комиксов.
Уровень 1
Назовите действующих лиц.
Есть ли объект, которому соответствует надпись?
К каким изображенным объектам относится текст?
Если нет, на какую проблему обращает наше внимание подпись?
Уровень 2
Какие персонажи, проблемы, по вашему мнению, представлены в карикатуре? Докажите свою точку зрения.
Какое отношение к событию хочет сформировать автор?
Какие элементы текста наиболее подходят к картинкам комиков? Почему вы так думаете?
Уровень 3
Опишите события, которые отражены на карикатуре.
В чём заключается главная идея карикатуры? Докажите свою точку зрения.




Таким образом, в процессе работы с карикатурами ученики переводят рисунки на язык фактов и идей, что повышает их общую образовательную культуру, интерес к письменным видам заданий, расширяет кругозор. Школьники в процессе работы с карикатурами приобретают способность реагировать на наглядные объекты, критически воспринимать и осмысливать их.