Развитие традиций и семейных ценностей в рамках реализации программы «Орлята России»
В 2023 году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 г. Йошкар-Олы с углубленным изучением отдельных предметов» стала школой-флагманом проекта «Орлята России».
Цель данной программы – «воспитание культуры общения, воспитание у школьников любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. В программе семья выступает как важнейший ценностный ориентир» .
Содержание программы представлено семью треками:
1. «Орлёнок – Эрудит»;
2. «Орлёнок – Доброволец»;
3. «Орлёнок – Мастер»;
4. «Орлёнок – Спортсмен»;
5. «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»;
6. «Орлёнок – Эколог»;
7. «Орлёнок – Лидер».
В реализации программы принимают участие классный руководитель и советник директора по воспитанию. По каждому направлению проводятся различные воспитательные мероприятия – экскурсии, игры, социальные и экологические акции и т. д.
Воспитательная деятельность по развитию традиций и семейных ценностей встраивается в структуру каждого трека. К примеру, в работе по треку «Орлёнок – Эколог» младшие школьники совместно с родителями принимают участие в сборе макулатуры и вторсырья, участвуют в субботниках, других экологических акциях. Реализация трека «Орлёнок – Спортсмен» предоставляет возможности для проведения семейных соревнований. Трек «Орлёнок – Эколог» сопровождался изготовлением кормушек совместно с родителями, рисование плакатов, посвящённых здоровому образу жизни. В рамках трека «Орлёнок – Мастер» обучающиеся выполняют творческие задания, узнают о новогодних традициях своей семьи, о любимой новогодней игрушке, любимом блюде и т.д.
Однако наибольшие возможности для развития представлений о традициях и семейных ценностях предоставляет трек «Орлёнок – Хранитель». Целью реализации трека является формирование познавательного интереса к изучению семейных ценностей и традиций, расширение кругозора, воспитание чувства любви и уважения к своей семье.
Согласно программе, «в рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично; ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края».
Реализация трека «Орлёнок – Хранитель» в МБОУ СОШ №19 проходила в форме различных мероприятий. Так, обучающиеся 1-2 классов работали над выполнением проекта «Семейное древо». Для реализации проекта обучающиеся познакомились с родословной как способом сбора и систематизации сведений о семье, рассмотрели исторические примеры родословных (например, А.С. Пушкина), изучили различные варианты составления родословного древа (нисходящее, восходящее, горизонтальное и круговое). На основе полученных сведений младшие школьники приступили к составлению родословного древа своей семьи. Деятельность по составлению семейного древа проводилась совместно с детьми и взрослыми и состояла из следующих этапов:
- сбор информации о поколениях своей семьи;
- наглядное представление семейного древа;
- представление проведённой работы в форме устного рассказа, оформления выставки.
На первом этапе обучающиеся опрашивали членов семьи – родителей, бабушек и дедушек, о своих предках, их именах, месте жительства и роде занятий. Реализация деятельности на данном этапе способствовала развитию внутрисемейных отношений, объединению усилий для сбора необходимой информации, формированию представлений о своей семье. На втором этапе обучающиеся с помощью родителей оформляли семейное древо. Здесь использовались различные формы – плакат, презентация, рисунок, фотоальбом. На третьем этапе обучающиеся представляли результаты своей работы. В ходе реализации проекта обучающиеся закрепили знания о значении семейных традиций, а также приобрели практические умения по сбору, оформлению и представлению собранной информации.
С целью знакомства с традициями младшие школьники посещали различные культурные учреждения города. Например, обучающиеся 1Г класса под руководством Парсаевой Анастасии Геннадьевны в завершение трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» посетили Республиканскую детско-юношескую библиотеку им. В.Х. Колумба. Ребята познакомились с народными традициями, историей и культурой своей страны; приняли участие в масленичных играх и забавах, поиграли на древнейшем славянском инструменте.
Подводя итоги реализации программы по треку «Орлята — Хранители» можно сделать вывод, что во время прохождения цикла занятий ребята раскрыли смысл понятия «Хранитель», узнали о важности сохранения традиций, истории и культуры родного края. Орлята пришли к выводу, что ко всему нужно относиться бережно, с уважением, сохраняя всё лучшее, что у нас есть. На итоговом занятии ребята рассказали о своих семьях.
Таким образом, в ходе освоения программы внеурочной деятельности «Орлята России» обучающиеся узнают об общенациональных, региональных и семейных традициях, активно взаимодействуют с родителями и другими членами семьи, что способствует развитию традиций и семейных ценностей. Проведение мероприятий в различных формах способствует повышению познавательного интереса, развитию кругозора младших школьников, активному общению с одноклассниками и родителями.