Развитие цветовосприятия у детей подросткового возраста
средствами орнаментальной композиции.
Методические рекомендации
Автор
преподаватель
МБОУ ДХШ
Николаева И.Ю.
Рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства, родителей, заинтересованных в творческом развитии ребенка и детей, которые хотят повысить мастерство в искусстве живописи.
Введение
Приобщение подрастающего поколения к культурному наследию, воспитание у детей культуры восприятия мира на материале достижений искусства и руководство процессом творческой самореализации ребенка всегда считались актуальными проблемами художественной педагогики. Как считает автор диссертационного исследования «Формирования цветовосприятия младших подростков средствами изобразительной деятельности» М. В. Бубнова: «Эстетическое воспитание, без которого невозможно гармоничное развитие личности, непосредственно связано с культурой восприятия мира: восприятия его во всём многообразии и многоцветий, что помогает ребёнку формировать положительное отношение к окружающей природе и всему миру, о чём в своё время писал известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский» [32,1].
В теории и практике развития детского цветовосприятия существует много исследований. Среди наиболее значимых отмечаются труды выдающихся ученых-практиков: Е. И. Игнатьева, В. С. Мухиной, С. А. Теплова, А. А. Мелик-Пашаева. Но, как отмечает М. В. Бубнова: «… большинство исследователей рассматривают указанные проблемы в рамках преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возрастов. И на сегодняшний день мы практически не находим исследований формирования цветовосприятия учащихся подросткового возраста» [32,1]. И далее отмечает: «Тогда как именно в этом возрасте, когда уже завершён процесс перестройки психических процессов, когда структуры зрительного анализатора обладают, достаточной зрелостью, открываются широкие перспективы формирования высокого уровня восприятия цвета» [32,1].
Актуальность проблемы сегодня значительно усиливают факторы организации пространства современного социума. Детей подросткового возраста, особенно жителей городов и мегаполисов окружает пространство цветовой среды созданной искусственно и во многом отличной от природной. Рекламные баннеры, окраска экстерьеров современных зданий, информационная, игровая и анимационная индустрия часто агрессивны по цвету по отношению к созданному природой окружению. Контрастная насыщенность цветового оформления создает диссонанс в восприятии цветовой гармонии, воспитывает ошибочные представления об эстетике цвета. Беседы с ребятами, в том числе и обучающимися художественной школе часто выявляют неверные представления детей о гармонии в цветовой организации пространства, о собственной творческой деятельности подростков. Дети часто отдают предпочтения контрастным сочетаниям, слишком насыщенной палитре в живописи, не замечают красоты нюансов, оттеночной гармонии цвета.
Педагоги сталкиваются с данной проблемой на всех уровнях образования, и стремятся найти собственные пути ее решения.
В данных методических рекомендациях предлагаются пути решения проблемы развития цветовосприятия у детей подросткового возраста, обучающихся в 1 классе художественной школы на материале орнаментальной композиции. В художественной школе данная проблема приобретает особенно звучание. Именно «звучание». Так как восприятие цвета сродни сложному процессу восприятия классической музыки. Без формирования у ребенка основ научного понимания цветовой гармонии мира и умения применять теорию цвета в творчестве невозможно обучение и воспитание будущего художника, в какой бы области профессионального искусства он не работал, даже если подросток в будущем выберет другую профессию и самодеятельное творчество.
Опыт преподавания живописи, как части художественного образования, учащимся детской художественной школы в течение нескольких лет, работа над рабочей программой учебного предмета «Живопись» позволили систематизировать в данных рекомендациях педагогические приемы повышения эффективности руководства изобразительной деятельностью школьников. Методические рекомендации представляют краткое описание практического опыта преподавателя дхш.
Данную проблему необходимо рассматривать в комплексе с образовательным процессом основной школы и в соответствии с научно-педагогическими принципами непрерывности и преемственности обучения и воспитания на всех уровнях развития ребенка. Программы изобразительного искусства, которые сегодня действуют в основной школе, дают необходимый базовый уровень детям, которые продолжают художественную деятельность в учреждениях дополнительного образования, студиях и кружках изобразительного творчества. Поэтому цель методических рекомендаций представить педагогический опыт в комплексном решении проблемы. Данный опыт может оказать помощь педагогам основной школы и учреждений дополнительного образования в педагогическом руководстве изобразительной учебной и творческой деятельностью детей. Содержание рекомендаций также может представлять интерес для детей, которые занимаются в художественных школах, студиях изобразительного творчества и хотят повысить уровень мастерства, и для родителей, стремящихся помогать и поддерживать ребенка на пути самообразования и творчества. Поэтому в методических рекомендациях используются как научный, так и популярный стили изложения материала.
Основная часть
1. Особенности процесса обучения в художественной школе
Исследование теоретических вопросов проблемы, таких как: психологические особенности восприятия цвета подростками, физика цвета, классификации цветовых рядов и так далее не являлось целью представленной работы. Прежде всего, здесь отражены практические аспекты педагогической деятельности педагога.
Начнем анализ проблемы развития восприятия цвета и формирования навыков работы в цвете у детей школьного возраста с особенностей процесса обучения ребят в художественной студии, школе. Во многом он специфический. Отличие от основной школы начинается уже с порога учебного помещения. Его можно назвать и вполне привычном словом «класс», но чаще педагоги, а потом и дети называют его словом «мастерская». Это привычнее и, наверное, более правильно. И не только с позиций специфики художественной деятельности, но и потому, что в стенах этого класса дети становятся мастерами. По-разному проходят этот путь ученики от 1 класса до выпуска. И разный уровень у выпускников. Но по многолетнему опыту преподавателей все ученики приобретают особенное видение окружающего мира. Развивается пространственное мышление, восприятие цветового многообразия окружающего мира, улучшается координация моторных функций, острота зрения, внимательность и многие другие качества. Но какие усилия нужно приложить педагогам, чтобы это особенное видение сформировать. «А как же способности, талант?», - спросите вы. Конечно, есть место в процессе постижения законов живописи, рисунка, композиции и таланту, и способностям. Но… изобразительные способности ведь тоже бывает разные. И ученые не раз подчеркивали их различие. Г. Г. Григорьева, В. С. Кузин, А. И. Теплов отмечают, что существуют способности как восприятия формы, пространства, так и моторные, которые относятся к темпу овладения изобразительными действиями, как графические, так и цветочувствительности, и многие другие, относящиеся к различным физиологическим функциям организма. Как развить цветовосприятие у «графического» ребенка? Или у будущего архитектора с прекрасными врожденными способностями пространственного мышления?
Программа «Живопись», рекомендованная, как обязательная для художественных школ и отделений школ искусств, предоставляет широкие возможности для решения данной проблемы. В ней, как и в программе предметной области «изобразительное искусство» для основной школы содержаться темы заданий, которые позволяют сформировать у детей необходимые основы культуры зрительного восприятия. Но опытные педагоги отмечают, что часто интерес детей к изобразительной деятельности утрачивается не только в связи с возрастной перестройкой психических функций, но и по причине изменений в содержании изобразительной деятельности по темам программы. Происходит переход от заданий фантазийного характера, от изображения по представлению к заданиям изображения с натуры, по натурному материалу. Изменяются критерии успешности деятельности, приближаясь к оценке реалистичности изображения. А в художественной школе обучение целиком строиться на натурном материале. В живописи это письмо натурных постановок в течение учебного года и частей пейзажа на пленэре. Но не только в дхш или художественной студии педагоги встречаются с такими проявлениями детского разочарования в изобразительной деятельности. В кружке, на уроке изобразительного искусства дети также неохотно переходят к изображению с натуры.
Многие ребята, приходя в художественную школу, часто не представляют, что они будут рисовать. Некоторые, разочаровавшись в ожиданиях, покидают школу, студию, кружок, в программе которого значительное место занимает изображение с натуры. Разочарование, прежде всего, происходит потому, что натурная постановка диктует свои правила изображения, правила классического искусства: нужно показать средствами живописи объем, пространство, освещенность, колористическое единство. Как сделать так, чтобы дети не только понимали красоту постановки, особенности цветового строя, общего колорита, красоту предметов и эти качества умели видеть в природе, во всем ее многообразии, но и понимали, что краски, цвет это средства изображения красоты окружающего мира. Поможет нам в этом орнамент.
Предвижу вопросы: «Но причем здесь орнамент? Это совсем другая область изобразительной деятельности, декоративная! Каким образом регламентированная в цвете композиция орнамента поможет развивать нюансное, дискретное, как называют психологи, цветовое видение?» Ответим на данные вопросы в представленном опыте работы.
2.Развитие цветовосприятия у первоклассников в дхш на основе создания орнаментальной композиции
Орнамент как часть народного искусства, весьма важная часть, можно сказать системообразующая, как в мировоззренческом, так и в художественном смыслах всегда был прикладным по сути, сочетающим функциональные и эстетические качества. Начиная с древнейших времен и до наших дней, орнамент являлся важной частью целостного процесса воспитания и образования детей в той или иной культуре. Форма композиционных построений, стилизация элементов, цвет в орнаменте это своеобразная школа формирования мировосприятия, эстетического воспитания ребенка, которая неразрывно связана с нравственными мировоззренческими установками культуры народа. Традиции и бесценный опыт народного искусства используется и сегодня, показывая высокую эффективность в процессе художественного образования и развития детей средствами искусства. Эффективность данной методики доказана в исследованиях: В. С. Мухиной, Г. Г. Григорьевой, В. С. Кузина, Б. М. Неменского и других ученых и практиков. В педагогике начальной школы декоративная деятельность на основе изображения орнамента всегда рассматривалась как важнейшая часть формирования у детей изобразительной культуры и эстетического воспитания. Однако в изобразительной деятельности традиционно орнамент используется как образец в целом или частично для копирования или с сохранением стилистики в творческих импровизациях.
В представленной методике орнамент применяется в другом качестве. Это не образец. Скорее он является «пищей для размышления» в решении задач изучения цвета, как средства реалистического изображения. Это основа эксперимента с красками. Скорее это - орнаментальная абстрактная композиция. Но не в смысле всяческих «набрызгов» и прочих химико-физических опытов. Хотя в изучении свойств акварели эти опыты даже приветствуются. Но внимание на них не акцентируется, так как это всего лишь средство, но не цель. Здесь орнамент – это изучение богатства цвета в природе, в том числе и «мертвой натуре», предметах, которые являются основой натюрморта.
В изображении отдельных предметов, постановки дети должны, причем обязательно, это является критерием оценки выполненной работы, показать средствами живописи, форму, объем, пространственное положение предметов, драпировок, согласованность по колориту всех элементов натюрморта. Задача не из легких! Особенно для первоклассников. Даже если они изображают простые по форме овощи и фрукты или осенние листья деревьев.
Предлагаем первоклассникам начинать изображение издалека, с создания орнаментальной композиции по мотивам нюансных оттенков натурного материала. Применение методов проблемного обучения и частично поискового позволяют повысить интерес детей к деятельности.
Тема рассматривается в соответствии с принципом последовательности и преемственности освоения детьми знаний о базовых элементах колористики. Поэтому ребятам необходимо изучить основные части теории цвета, в плане распределения цветов и оттенков по группам.
Опишем данную методику на конкретных примерах.
1.Основные группы цветов по классификации цветового спектра.
«Лоскутная кайма». Изучение основных и составных цветов на материале выполнения орнамента в полосе.
Лоскутной эта композиция называется потому, что выполняется из насыщенных, близких к спектральным, основных и составных цветов и оттенков в определенной последовательности. Данную композицию можно выполнить в любой форме. Лучше использовать формы полосы, квадрата или прямоугольника. Они ассоциируются с композицией элементов на коврике, платке, детском одеяльце, часто применяемой схемы в народном орнаменте. Дети придумывают свою последовательность цветового чередования. Но основные закономерности обязательно нужно показать: контраст между холодными и теплыми цветами, простые цвета и их смеси по оттенкам, переходы по оттенкам от одного простого цвета к другому.
Основная цель педагога на данном этапе сформировать четкие знания об основных группах цветов. Трудности обычно вызывает первая часть работы, когда выполняется переход от желтого цвета к оранжевому через оттенки. Но, понимая закономерность в изменении оттенков, дети активно создают собственные композиции.
Главная задача работы учителя это активизация мыслительной деятельности ребят в процессе смешивания цветов на палитре. Предугадывание: «А что получиться, если подмешать больше оранжевого, еще больше?» И так с другими цветами. Здесь для учителя огромное поле для импровизации. Дети сами подсказывают, на что похожи те или иные оттенки. Как изменяются цвета от теплых к холодным: «солнышко садится в тучи» или «приближается гроза». «Применение наглядного материала облегчает задачу. Основа – это цветовой круг и произведения живописи пейзажа. Природные состояния переходных оттенков: небо на закате солнца, изображения горных и морских пейзажей, солнечного дня с многообразием переходов зеленого. Особенно для демонстрации тонкости переходных тонов подходят произведения Н. Рериха, Н. Крымова, И. Айвазовского. Подойдут и предметы контрастных и нюансных оттенков: овощи и фрукты. Многообразие зеленых и бордовых, красных яблок, оранжевых апельсинов, желтых, лимонно-зеленоватых, желто-охристых и золотистых лимонов, фиолетовых и бордовых ягод винограда, свеклы и баклажанов при умелом подборе помогают детям построить «про себя» и «вслух» цветовые ассоциации, цветовые ряды по оттенкам. Можно построить эти ряды в своеобразные натюрморты вместе с детьми. Это основное условие формирования базовых знаний, необходимых для творческой изобразительной деятельности.
В содержании программ основной школы по изобразительному искусству присутствуют уроки похожие по содержанию. Можно применить эти задания в качестве упражнений на занятиях по таким темам, как «изображение даров осени», «радуга» и других.
В кружке изобразительного творчества еще больший простор для импровизации. Можно изображать орнамент в разных формах, имитировать цветовой круг во всем богатстве оттенков. Конечно, такие задания подойдут для занятий с детьми среднего школьного возраста и старше. Они требует усидчивости и развитой координации движений руки. Мой опыт показывает, что очень хороши эти задания для детей со склонностью к миниатюрной мелкой работе. Они выдумывают сложные по форме композиции. Хотя и другие ребята с желанием выполняют орнаменты. Здесь педагогу нужно найти способ руководства деятельностью каждого ребенка, но учитывая особенности его деятельности. Например, кому-то предложить вливать одни цвета в другие без четкости границ. Тех, кто любит брать смеси погуще, не ограничивать. Пусть композиция будет насыщеннее ярче. Думаю, что каждый учитель в предложенном контексте найдет свои способы работы ребятами, которые занимаются письмом красками на уроке, на занятиях в студии или в детской художественной школе и любом объединении детского изобразительного творчества.
2. Сложные оттенки, которых нет в цветовом круге.
«Палитра грустной осени.» Начинаем работу с натурой.
Первая часть - орнамент на основе коричневых оттенков. Цвет сложный для восприятия детей, сдержанный и благородный, как часто называют его художники. Цвет, который встречается во множестве приглушенных оттенков. Без него не получиться работать красками так, как работают художники. Поэтому изучить оттенки коричневого нам с детьми обязательно нужно в начале нашего пути в мир живописи. И конечно, прежде всего, мы обращаемся к природе, где нет открытых красок, где все оттенки взаимосвязаны, взаимообусловлены, хотя на первый взгляд это и не заметишь.
Рассматриваем фотографии осенних ковров из опавших листьев коричневой гаммы. Конечно, лучше смотреть в природе. Если позволит погода, можно провести занятие на открытом воздухе. Выполняем орнаментальные композиции в круге, квадрате, прямоугольнике. Используем также и фото предметов керамики коричневой гаммы. Рельефность орнамента на них создает игру света и теней, что изменяет тон фона. Педагогу нужно направить внимание ребят на сравнение оттенков по чуть заметным различиям. Много работаем с палитрой, рассматриваем названия красок, совершая маленькие открытия и удивляясь названиям: марс красный, сепия, умбра (на границе с зелёными) и другие интересные слова. Задаю вопросы детям о названиях красок, но ответ предлагаю найти самостоятельно после занятий. Информационная среда предоставит им такую возможность. Некоторые уже на занятии после перемены сообщают, почему же эта краска – сепия или умбра, да и корица, такое знакомое слово.
Вторая часть работы может показаться на первый взгляд проще. Поскольку это – орнамент на основе форм самих листьев. Но это первое впечатление. Здесь нужно показать свое восприятие «грустной осени» в приглушенных цветовых смесях по гаммам. И еще создать собственный колорит. Конечно, эта задача не является основной. Она слишком трудна для первоклассников. Опыт деятельности пока еще слишком мал. В первом классе ребятам нужно постараться показать в своей работе какие бывают по цвету гаммы у осенней природы. Сложные бывают оттенки, иногда и слово для названия подобрать трудно. Но художественная интуиция поможет выразить ребятам настроение в своей композиции.
В программе для основной школы есть похожие темы. Например, тема 1 четверти в начальной школе: «Какой бывает осень?» Отличная возможность вспомнить с ребятами уроки изобразительного искусства, поговорить о рисунках, которые сделаны в школе, вспомнить чему научились, что знают о цветах осени.
Форма композиции орнаментальной работы выбирается ребенком самостоятельно. Здесь педагог не ограничивает творческие замыслы ребят, напоминая, что расположение частей может быть симметричным и ассиметричным, как букеты на жостовских подносах или в павлово-посадских платках. Однако использование этих примеров в качестве иллюстрации в цветовом варианте не рекомендую. Контрастность цветовой палитры перебьет ассоциативный ряд восприятия ненасыщенных оттенков. Но в ахроматическом варианте это прекрасный образец компоновки орнамента в замкнутой плоскости. Замечательными образцами являются примеры набивных тканей с сетчатым построением узора.
3. «Начинаем работать акварелью».
Освоение техники акварельной живописи.
И, предвижу вопрос: «А до этого занятия, дети рисовали другими красками?» Ребята также с удивлением говорят, что они выполняли работы акварелью. «Конечно, мы с вами пользовались акварелью. Но не писали. А что получалось акварельно, замечательно. Но не у всех так получилось. А теперь мы будем открывать этот волшебный мир все вместе» Примерно таким всегда бывает вступление к уроку по этой теме.
Самая трудная техника в живописи. И не один художник скажет вам об этом. А в искусствознании акварель считается графикой! Но нам в художественной школе без этой техники никак не обойтись. Программа – предпрофессиональная! И дети обязаны «приручить» трудные, капризные краски. И первые успехи ещё далеко. Казалось бы, что трудного: лей воды сколько хочешь и все получиться! Но начинаешь работать и становиться понятно, что вода и есть капризный «друг» акварельных красок, который диктует свои условия! Как добиться контраста, если не предусмотрел, какой после высыхания станет красочная смесь, или: «…ой, разлилась!» и слезы: «испортила! А было так красиво!» Дети часто, к сожалению, не понимают, что в этих «разливах» и есть красота акварельной живописи. Многие педагоги улыбнутся и поддержат эти лирические размышления. Уверена, что у всех, и не только, кто учит живописи акварелью, случаются такие ситуации на занятиях. Вместе с тем, акварель необычайно эффектная и творческая техника. И позволяет сделать изумительные по цвету работы. Педагоги знают об этом и предлагают множество методик работы с детьми. Думаю, что каждый учитель вносит что-то свое в обучение ребят технике акварели.
А мы продолжаем наши орнаментальные упражнения. В акварели важно: уметь делать плавные переходы от одного оттенка к другому, подчеркнуть форму в воздушной атмосфере, получить новый оттенок не на палитре, а в «разливах» красочного слоя там, где нужно в пространстве листа. А еще сложнее лессировочное письмо, в процессе которого живописная поверхность работы приобретает воздушность, контрастность и тонкие нюансы цвета. Такие первоначальные умения необходимо сформировать у ребят в процессе выполнения орнамента.
О красочных гаммах, холодных и теплых цветах дети уже знают. И теперь покажем в акварели как можно получить оттенки. С натуры по окончании упражнений дети выполняют натюрморт из овощей и фруктов. Собственный цвет предметов меняется в зависимости от освещенности, от холодных до полутонов и до теплых темных в тени. Или от теплых в искусственном освещении на свету через полутени «уходит» в холодные темные тени. Все эти закономерности обязательно нужно демонстрировать перед учениками на уроке: включили софит – одна гамма, поставили натюрморт на подоконник – другая. Но все эти наблюдения пока направлены на развитие у детей цветоразличения. Показать изменения цвета по форме – это гораздо позже. Начнем с того, что легче сделать. Такие изменения оттенков лучше изобразить в орнаментальной работе, где можно дать волю своей фантазии. Педагогу нужно обязательно объяснить ребятам, что не нужно заботиться о том, правильно ли найдено место оттенка, границы формы и поощрять стремление изобретать разные способы смешивания красок. И дети действительно изобретают: одни стремятся заполнить переливами контрастных тонов большие пространства, другие работают мелкими мазочками кистью, добиваясь тончайших переходов. Предлагаем ребятам различные цветовые гаммы и способы работы на материале натурной постановки или как отдельную тему.
Работы акварелью богата и разнообразна в плане методики обучения детей особенностям живописи. По содержанию можно предложить ребятам, занимающимся в кружке, студии различные сюжеты: орнамент на тему морского пейзажа, «небесные фантазии», «весенние цветы» и множество других.
4. «Особенные цвета»
Изучаем можно ли изобразить оттенки в ахроматических цветах.
Почему так важно научить детей связи ахроматического ряда с цветовой палитрой? Такая проблема всегда появляется в работе педагога, когда у ребят начинается работа со сложными прилушенными или разбеленными оттенками в живописи с натуры. Написать красками объем, форму предметов сложной окраски всегда трудно. Прежде всего, нужно научить детей видеть тонкие изменения цвета предметов и явлений природы, целенаправленному наблюдению.
Начиная изучать данную тему, задаю детям вопрос: «Как изобразить объемную форму кувшина в натюрморте, который перед вами?» И каждый год в первом классе слышу примерно такие ответы: «А что здесь трудного? Взять краску погуще – это тень, а разбавить краску, вот и освещенная часть!» Обычно эти уроки по программе приходятся на зимнее время года, на второе полугодие. Очень удачное время! Как бы не «капризничала» природа, снег всегда в январе бывает! Зимняя природа для живописца – золотое время! Все цвета приглушаются потому, что выбеляются собственные окраски окружающих объектов. А царство многоцветья разбеленных тонов удивительно по красоте. Наблюдать за природой в это время года нужно особенно внимательно. Поэтому каждые урок дети у окна. Смотрим на снег и в солнечный день, и в пасмурный, и на закате солнца. Как он меняется. Снег белый, то есть не имеет первоначального собственной цвета, и очень легко проследить эти изменения именно на белом. Упала тень от дома в солнечный день. Какого оттенка снег на солнышке и в тени? Да еще и домашнее задание – понаблюдать, когда иней, на рассвете, когда много снега выпадет, и в искусственном освещении на улицах, когда с подсветкой фонари. Если педагог заинтересовал ребят, они приносят множество фото на смартфонах и планшетах, рассказывают с восторгом: «как красиво было из окна!», «Ой, когда мы шли в школу…!»
Здесь не открываю ничего нового. Каждый учитель изобразительного искусства знает о таких приемах. Однако в нашей методике это часть работы с ребятами пока не основная. Изображение по разбеленным оттеночным нюансам еще впереди, а сейчас наша цель – сформировать у детей видение сложных различий оттенков ахроматического и развивать стремление наблюдать, видеть природу, которая для художника и каждого человека всегда мудрый учитель.
Начинаем работать с нашим орнаментом по мотивам постановки натюрморта - кофейник серого цвета на красном фоне. «Серый ведь тоже ахроматический, как и белый, не цветной. Как же нам написать его? Будет ли его цвет меняться? Как красный цвет ткани отразиться на сером?» Конечно, мы уже изучали с детьми понятие о рефлексе в цвете. На занятиях рисунком они изучили явление рефлекса в тоне. Но об этом они могут и забыть, очень это похоже на школьные, трудные уроки! Иногда дети говорят: «Мы же пришли сюда рисовать! И здесь учат!!!» Но… вспоминаем снег! «А что все другие цвета предметов не изменяются?» Дети задумываются. «А снег тоже бывает серым!»
Здесь приходит очередь экспериментов. Экспериментируем с предметами и окружением. Конечно, приходиться применять разные приемы в демонстрировании наглядного материала. Например, посуда белого цвета помещается на контрастные фоны, ярко зеленые и синие, оранжевые, малиновые и желтые. Вспоминаем тот же снег. Затем приходит очередь овощей и фруктов светлого тона. Также раскладываем предметы на разные по цвету фоны и смотрим, как изменяется их оттенок. И еще много всяких подобных наблюдений. Часто это импровизации, которые необходимы, в том числе, в индивидуальной работе с некоторыми ребятами. У каждого ребенка уровень способностей цветоразличения оттенков разный. Встречаются дети – ярко выраженные «графики». Прекрасно чувствуют объем, тон, а цвет в оттенках не видят! И в этих случаях необходима индивидуальная учебно-творческая работа с ребенком. Но как показывает практика применения орнаментальных заданий, они нравятся всем детям и все ребята показывают необходимый уровень восприятия оттенков цвета. Работу ведем от смешивания красок для получения серых тонов. Вспоминаем о коричневых цветах. На первом этапе выполняем простой орнамент клетками. Это даже и не орнамент – а просто абстрактная цветовая композиция по мотивам натурной постановки. А затем даем ребятам задание на дом написать орнамент на основе серых тонов. В дальнейшем планируем продолжить работу на основе разбеленных тонов.
5. «Царство одноцветной акварели»
Живописная графика. Богатство полутонов. Учимся видеть цветовой оттенок в тоне.
Научить детей видеть цвет в тоне для педагога пожалуй наитруднейшая задача. На протяжении многих лет преподавания изобразительного искусства встречаюсь с такой проблемой постоянно, и не только при работе с учениками первого класса. Тонкое видение полутонов в ахроматическом ряду это основа работы с красками. Иначе, когда дети начнут работать с натуры, при всех способностях цветоразличения, если ребенок не видит цвет в тоне, изображения будут напоминать красивую, но абстрактную композицию. К сожалению, ребята пока не понимают этой взаимосвязи. Поэтому работу в таком направлении считаю важной и требующей постоянного внимания учителя. В данной методике также использую орнаментальную композицию.
Учитывая особенности нашего учебного процесса, работу ведем по натурной постановке. Однако думаю, что можно применить изображение по представлению, предложив ребятам разные варианты расположения тонов в форме орнамента.
Наша работа начинается с небольшой по времени подготовки. Мы с ребятами пробуем на белом листе бумаги тоновую шкалу, начиная с глубоко черного до светлого серого. Затем придумываем формы орнамента, прорисовываем композицию. Предлагаю детям посмотреть на натюрморт и подумать, в какой очереди поставить предметы по светлоте и какое место в этой очереди будут занимать тона фона. Иногда раскладываем в ряд предметы и драпировки фона. И начинаем нашу творческую работу. Для того, чтобы тона не перемешались, предлагаю ребятам выбрать варианты: тона предметов – средняя часть композиции, тона фона – края или поменять их местами. Оставляем любую краску темного тона. В основном ребята выбирают черный или темный коричневый.
В перспективе думаю внести изменения в содержание этих занятий и предложить ребятам тематические орнаменты по мотивам искусства Гжели, так как данная тема хорошо отражена в программах основной школы.
В завершении отмечу, что всё представленное здесь содержание упражнений можно дополнить на основе программ «изобразительное искусство» основной школы. Это позволит педагогам расширить творческую составляющую методики развития цветовосприятия у детей школьного возраста и повысит эффективность воспитательного процесса в целом.
Заключение
Завершая описание педагогического опыта использования орнаментальной композиции в развитии детского цветовосприятия, считаю, что можно говорить об успешности применения данной методики.
Как показывает опыт, такая работа нравиться детям. Она проста по технике выполнения и доступна для понимания учащихся младшего подросткового возраста. А для педагога результаты детской деятельности – бесценный материал, которые позволяет выявить предпочтения детей в работе цветом, особенности контрастного восприятия, развитие моторики руки, координации и уровни владения техникой акварели. У одних работы получаются насыщенными, густыми по красочному слою, у других - почти лессировки, у третьих – разнонасыщенные. Считаю, что это замечательный материал для индивидуальной работы с учениками. В старших классах ребята покажут все, на что они способны в работе с цветом. И результаты часто поразительны. большинство выпускников школы имеют свою творческую манеру живописи, стремятся выразить свое понимание натурной постановки, используют в работе красками сложность и богатство цветовой палитры.
Представленная методика является небольшой частью работы над проблемой развития у детей и подростков культуры колористического видения окружающего мира. Проблема является многогранной и требует творческих, нестандартных решений. Все представленные здесь материалы могут быть расширены по содержанию, уточнены по задачам, адаптированы к различным возрастным группам. Например, для работы с подростками старшего возраста, для подготовки выпускников основной школы и студий изобразительного искусства к профильным экзаменам по колористике и так далее. В данном контексте можно также продолжить несколько направлений исследований как теоретического планов, так и практических, начиная от анализа программ общего и дополнительного образования до разработки практических предложений согласования содержания на основе особенностей работы с детьми в различных объединениях детского творчества.
Библиографический список
Авейн Шакти Г. Созидающая визуализация / Г. Авейн Шакти. - М.: Мир, 1994. - 125с.
Агостон Ж.А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне (Пер. с англ. канд. физмат, наук И.В. Пеновой ) / Ж. А. Агостон. - М.: Мир, 1982. - 181с.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. Для учителя / А. Д. Алехин. - М.:Просвещение, 1984. - 160с.
Атлас цветов восьмикрасочной системы смешения "Радуга". - М.: Книга, 1981. - 105 с.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.- 208с.
Бардин К.В. Исследование сенсорной памяти и различительной чувствительности к цвету у детей школьного возраста // Вопросы психологии.- 1960, №2.- С. 107-117
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. - сПб.: Питер, 2006. – 215 с.
Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе (пособие для учителей) / Г. Г. Виноградова. - М.: Просвещение, 1980.- 144 с.
Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н.Леонтьева.- Изд.-во Моск.Ун-та, 1976.-319 е., ил.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Кн. Для учителя / Н. А. Горяева. - М.: Просвещение, 1991.- 159 с.
Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях, восприятии, о языке линий и красок и о восприятии зрителя С. М. Даниэль. - М.: Искусство, 1990.- 223с.
Завалишин Н.В., Мучник И.Б. Модели зрительного восприятия и алгоритм анализа изображений / Н. В. Завалишин. - М.: Наука, 1974.- 344 с.
Запорожец А.В., Венгер JI.A. и др. Восприятие и действие / А. В. Запарожец, Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1967.-365 с.
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 163 с.
Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописи / С. Е. Игнатьев. - Авто реф. дис. . канд.пед.наук.- М., 1982.-16 с.
Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 - М.: Гуманит. изд .центр Владос, 2000.
Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.1 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.2 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания / В. С.Кузин - Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984.
Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей / В. С. Кузин - Изд. 2-е.-М.:Просвещение, 1977.-208 с. с ил.
Кузин B.C. Психология: Учебник для художественных училищ / В. С. Кузин. -М.: Педагогика, 1982.-256 е.: ил.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 / В. С.Кузин, Э. И.Кубышкина. - М.: Дрофа, 1997.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 /В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 1997.
Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов общеобразовательной школы (экспериментальное исследование).- Автореферат дисс. канд.пед.наук / Э. И. Кубышкина. - М., 1980.- 16 с.
Ломов С. П. Живопись. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / С. П. Ломов. - М.: АГАР, 2008. – 232., ил.
Мелик-Пашаев А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности. Автореферат на соиск. канд. пед. Наук / А. А. Мелик-Пашаев. - М., 1976.-18 с.
Методические рекомендации по проведению упражнений на уроках изобразительного искусства в 4-6 классах (внутришкольный контроль) / Составитель В.И. Александров, Ю.В. Машков.- М.: Изд-во МОИУУ, 1980.- 122 с.
Наливина Т.И. Практическое цветоведеиие / Т. И.Наливина. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985 .- 90 с.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн.для учителя.- Изд. 2-е, перераб / Б. М. неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.:ил.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tsvetovospriyatiya-mladshikh-podrostkov-v-protsesse-obucheniya-izobrazitelnoi-d#ixzz59oI5TRQs
Парамей Г.В. Индивидуальные характеристики цветоразличения. Автореферат .дисс. канд. пед. Наук / Г. В. Парамей. - М.,1983.- 17 с.
Педагогические аспекты цветовых задач в начальном курсе изобразительного искусства: Рекомендации учителям ИЗО.- Смоленск: СГПИ им. К.Маркса, 1989.- 32 с.
Программа общеобразовательных учебных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 кл. / В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов. Т.Я.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учеб. Пособие для студ-тов худ.-граф. ф-тов пед. ин-тов / Н. Н.Ростовцев. - М.: Просвещение, 1974.- 246 с.
Рыбникова О.Н. Развитие восприятия произведений жипописи у младших школьников: Дис. . канд.пед.наук / О. Н. Рыбникова. - М., 1977,- 247с.: ил.
Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учеб. Пособие / Л. Б. Рылова. - Ижевск: Изд-во Удм.Университета, 1992.-309 с.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб / Н. Н.Ростовцев. - М.: АГАР, 2000
Унковский А.А. Цвет в живописи: Учебно-методическое пособие / А. А. Унковский. - М.: Просвещение, 1983.- 63 е.: ил.
Черемных Г.В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов.-М.: Автореферат. дисс.канд.пед.наук. / Г. В. Черемных. - 1988.-16 с.
Шешко И.Б. Формирование восприятия и навыков работы с цветом у учащихся младшего возраста. Автореферат . дисс. канд. пед. Наук / И. Б. Шешко. -М., 1982.- 17 с.
Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Просвещение, 1983.
Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Дис. . доктора пед.наук / Б. П. Юсов. - М., 1984.- 256 с.
Юстова Е.Н., Алексеева К.А. Волков В.В. и др. Пороговые таблицы для исследования цветового зрения (методическое руководство) / Е. Н. Юстова, и др. - М.:Фирма "ВИДА", 1993.- 48 с.
Якиманская И.С. Знание и мышление школьника / И. С. Якиманская. - М.: Знание, 1985.- 78 с.
18