Развитие цветовосприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Цветовосприятие – неотъемлемая составляющая изобразительной деятельности, первого продуктивного вида деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего его мира, выражает на бумаге, в глине, пластилине и других материалах свое отношение ко всему, что его окружает.
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» включен большой раздел - «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи». На протяжении всех лет обучения рисованию, с I по V класс, дети учатся воспринимать цвета предметов, явлений окружающей действительности и осваивают приемы работы с разными художественными материалами при изображении предметов.
Способность ребенка воспринимать цвет имеет для него еще и большое практическое значение, однако в силу имеющихся особенностей развитие цветовой чувствительности у детей с интеллектуальными нарушениями происходит очень медленно. Уроки изобразительного искусства как нельзя лучше способствуют развитию цветовосприятия, прививают эстетический вкус, корригируют психические процессы. Формирование цветовых эталонов помогает обучающимся расширить свои знания об окружающей действительности, ориентироваться в каких-то бытовых ситуациях, в повседневной жизни, реализоваться в профессии.
Элементы изобразительной деятельности, в том числе работа с цветом, активно применяются в образовательном процессе детей с интеллектуальными нарушениями среднего и старшего школьного возраста: они используются на уроках природоведения, биологии, географии, чтения, математики, ручного труда, включаются в программу профильного труда V-IX классов.
В специальной литературе есть прямые указания на то, что при определенных этиологических факторах умственной отсталости процент разнообразных зрительных расстройств выше, чем в норме. Встречаются сведения о распространенности зрительных расстройств среди детей с болезнью Дауна. Следовательно, и цветоаномалии у детей с интеллектуальными нарушениями, по-видимому, встречаются чаще, чем у людей с неповрежденной центральной нервной системой.
Ввиду частых и многочисленных анатомо-физиологических нарушений зрительного анализатора дети с умственной отсталостью испытывают большие затруднения в пространственной ориентировке, восприятии перспективы, светотени, глубины.
Игорь Алексеевич Грошенков отмечал, что у обучающихся с интеллектуальными нарушениями значительно быстрее вырабатывается умение различать и правильно называть цвета, чем использовать их на рисунке в соответствии с цветом предмета. Он говорил, что ошибки при передаче цвета могут происходить по нескольким причинам
В свою очередь, неточное распознавание цветов и их оттенков снижает возможности обучающихся с умственной отсталостью к познанию окружающего мира, обедняет умственную основу. Обедненное отражение цвета влияет на целостность восприятия, неполное и неточное отображение. Неумение интерпретировать увиденное, вследствие недостаточного предыдущего опыта нарушает осмысленность восприятия, что, в свою очередь, ухудшает запоминание зрительного материала. Нарушение цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов, снижению эмоционального воздействия цвета, ослаблению интересов к окружающей среде.
В целях преодоления дефектов цветоразличения умственно отсталого ребенка необходимо учить наблюдать окраску предмета, называть его цвет, сравнивать предметы по цвету, воспроизводить цвет в активной, изобразительной деятельности (рисовании, лепке). Необходимо также воспитывать способность давать правильную эстетическую оценку явлений природы, быта, искусства.
Детей с интеллектуальными нарушениями необходимо учить дифференцировке цветов, так как это очень важно, в первую очередь, для общеобразовательной (особенно при обучении биологии и географии) и профессиональной подготовки.
Под воздействием грамотно организованного процесса обучения у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста восприятие развивается во всех отношениях. У них значительно улучшается цветоразличение, возрастает острота зрения, восприятие становится менее узким и возникающие в процессе восприятия связи становятся значительно богаче и сложнее.
Важным аспектом является и то, что умение обучающимися с интеллектуальными нарушениями различать цвета и оттенки становится не просто механически отточенным навыком, отображающим факты объективной действительности, а является важнейшим средством самовыражения, способом передачи своих чувств, эмоций.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет своей целью всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
В процессе обучения изобразительному искусству дети знакомятся с понятиями «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.; получают представления о цветах солнечного спектра (основные, составные, дополнительные), о теплых и холодных тонах. Практически овладевают основами цветоведения: знакомятся с приемами смешения цветов, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, работают кистью и красками. Обучающиеся учатся различать цвета и обозначать словом различимые оттенки цветов. У детей формируется эмоциональное восприятие цвета, школьники стараются с помощью цвета передать характер персонажа, его эмоциональное состояние (радость, грусть).Дети тренируются в практическом применении цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Для успешного формирования цветовосприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями требуется выполнение ряда задач, проводимых образовательной организацией:
целенаправленное обучение детей с интеллектуальными нарушениями различению основных и дополнительных цветов;
формирование умения правильно называть цвета, анализировать и дифференцировать оттенки, классифицировать предметы по цвету;
развитие умения передавать в рисунке цвета реально существующих предметов;
привитие интереса к работе с цветом;
обучение использованию цвета как средства самовыражения, а также как средства коррекции эмоционального состояния.
Мы выделили ряд педагогических условий, которые, по нашему мнению, будут способствовать повышению заинтересованности детей в работе, формированию у них положительного отношения к урокам изобразительного искусства, что, в свою очередь, даст толчок к развитию цветовосприятия у детей с интеллектуальными нарушениями.
Для пробуждения познавательных интересов умственно отсталых обучающихся на уроках рисования с натуры необходимо использовать в качестве образца яркие, красивые предметы, окрашенные в разные тона спектра.
Кроме того, в структуру урока изобразительного искусства могут быть включены занимательные графические упражнения, в том числе с использованием цветных карандашей, фломастеров, акварельных красок, гуаши.
Для высокой эффективности процесса цветовосприятия обучающимися с умственной отсталостью необходимо учитывать не только их психофизические особенности, но и их заинтересованность, способности, талант и вовлеченность в процесс. Для достижения наилучшего результата необходимо строить занятия таким образом, чтобы все обучающиеся были вовлечены в процесс, чтобы они были заинтересованы в работеи открывали много интересного и нового для себя.
Также важна роль индивидуальной работы под контролем педагога. Это формирует личностный выбор обучающегося, помогает ему выработать собственное мнение, обучающийся лучше будет понимать материал и ориентироваться в нем, использовать полученные знания, как на уроке, так и в повседневной жизни (дома, на улице, в общественномместе).
В процессе обучения цветовосприятию на уроках изобразительного искусства целесообразно использовать следующие методы и приемы, которые вы видите на экране
Развитие цветовосприятия способствует также успешному овладению различными учебными дисциплинами. Так, на уроках изобразительного искусства обучающиеся учатся различать и называть цвета, находить их в реальных предметах окружающей действительности, отмечать цветовую палитру в картинах известных художников, использовать богатую цветовую гамму в собственных рисунках.
Целесообразно на начальном этапе изучения цветовой гаммы использовать цвета, резко отличающиеся друг от друга, чтобы пробудить данный навык и закрепить его ситуацией успеха.
Мы предлагаем 2 блока тренировочных упражнений и заданий, которые, на наш взгляд, будут способствовать формированию и развитию цветовосприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Упражнения первого блока направлены на формирование цветоразличения основных цветов, второй блок направлен на цветоразличение оттенков.
Данный дидактический материал может быть использован как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках ручного труда, мира природы и человека, на коррекционных занятиях, во внеурочной деятельности.