СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие творческих и коммуникативных способностей младших школьников посредством художественного ручного труда и театрализованной деятельности."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир детства  , внутренний мир  ребёнка - ключ  ко  многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь  в мир детского  сознания помогает игра.Игра,совместная творческая деятельность  связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое  волшебное целое.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих и коммуникативных способностей младших школьников посредством художественного ручного труда и театрализованной деятельности."»

1

«Развитие творческих и коммуникативных способностей младших школьников посредством художественного ручного труда и театрализованной деятельности.



«Дети должны жить в мире красоты ,

игры, сказки ,музыки , рисунка,

творчества.»(В.А.Сухомлинский)

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, , навыков самообразования, способных к самореализации личности. Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками , которыми родители стараются заменить сверстников , ограждая ребенка от «дурного влияния «, от неприятностей, также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества , помощи и участия взрослых в развитии ребенка , без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности. Ситуация школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение-это определенное взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. В структуре коммуникативной деятельности выделяются такие ее компоненты:

  1. Предмет;

  2. Потребности;

  3. Мотивы;

  4. Цели, задачи;

  5. Действия и операции.

Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним. Процесс общения младших школьников не всегда протекает просто. Это связано, прежде всего, с умением понять точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)

  2. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)

  3. Умение организовать общение («Я умею»)

Процесс формирования коммуникативных и творческих способностей младших школьников будет успешным, если реализуется совокупность педагогических условий:

- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого;

- организация совместной жизнедеятельности младших школьников на основе удовлетворения фундаментальных потребностей в общении, уважении.

Включение младших школьников в систему коммуникативных ситуаций взаимодействия с разными типами партнеров (учителями, сверстниками, незнакомыми взрослыми);

- приобретение младшими школьниками теоретико-прикладных знаний по проблеме общения и взаимодействия с людьми в целом, и в условиях их учебной деятельности, в частности.

Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности младших школьников.

Необходимо использовать:

- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими,

- создание проблемных ситуаций,

- групповую работу,

- оценивание друг друга и себя.

В российском образовании сегодня используется ряд разнообразных педагогических технологий. Один из них метод проекта

Метод проекта.- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала .

Перед учениками ставим задачу: с помощью красок, ножниц ,клея , цветной бумаги превратить лист бумаги в красивый город.. Ученики самостоятельно распределяют обязанности в группе (конце занятия представляют результат своего проекта.) Получив задание, сразу приступают к совместному обсуждению, начинают работать активно все ребята и даже те, кто был не уверен в своих способностях , кто не был усидчив и не умел находить контакт с детьми .Это совместная работа дает положительный результат : они все больше общаются, становятся более открытыми для общения со взрослыми., для общения ,друг с другом Метод проекта вырабатывает у детей коммуникативные и организаторские способности, владение методами коррекции работы группы в случаях конфликтной ситуации,















Сюжетно-ролевые игры.



Суть ролевой игры как средства обучения общению, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации.( «Остров») Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.

Сюжетно- ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, является залогом социального и эстетического освоения этого мира.

Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном разнообразии детских игр обозначим ее функциональные особенности и назначения.

  1. Функции данной игры заключаются в том, что она позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

  2. Общение детей в сюжетно-ролевой игре ограничено и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.

  3. Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования раннее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.

  4. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности. Важно, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.



Ток-шоу « Душевный разговор»

Ребятам предлагается представить себя взрослыми людьми ,где нужно выслушать и обсудить проблемы детей.

Заранее создается «студия», по желанию выбираются «операторы»,»актеры»,»режиссер»,»ведущий»

Игра развивается так:»ведущий» и « актеры» поднимают в своей передаче интересные темы, приглашая к разговору аудиторию.

Между «актерами» и «зрителями» завязывается непринужденная беседа, где каждый из «зрителей» может задать вопрос и дать совет.

Ведущий.Это -Ток-шоу., где мы с вами обсуждаем различными проблемы.

Встречаем первого гостя. Знакомьтесь :Олег.

Олег.Добрый день! Я пришел к вам с одной проблемой.

Была у меня собака, очень хорошая...

Я ее очень любил, мы были с ней хорошими друзьями. Родители ее тоже любили.

Когда родился братик , мои родители решили отдать собаку соседу по даче.

Я согласился с ними. Но потом я понял , что я предал своего друга и мне стало жаль собаку...

Мне никто уже не вернет собаку… Я очень скучаю по ней. Но,главное, что я чувствую себя виноватым, ведь она тоже скучает по мне.

Скажите, как мне быть в этой ситуации? Что мне делать?

Ведущий. Проблема ясна. Переходим к обсуждению.

Реплики «зрителей»

«Ведущий» Поблагодарим нашего гостя за рассказанную историю.( «ведущий» обращает внимание «зрителей» на перечень пословиц, помещенных на доске)

Подумайте ,какая из перечисленных пословиц лучше всего подходит к данному сюжету



Ведущий. К нам присоединяется Оля! Встречаем!

Оля.Здравствуйте! Я пришла к вам , чтобы поделиться с вами своей историей.

Недавно в наш класс пришел новый мальчик, новый ученик. Его посадили со мной за одну парту. Он мне очень понравился , и, чтобы помочь ему освоиться, я на уроке начала рассказывать о себе:

-Я занимаюсь в музыкальной и в художественной школе, хорошо танцую ,быстрее всех бегаю на физкультуре Я все рассказывала и рассказывала,но мой сосед по парте молчал.

Тогда я спросила его:

-Скажи, что ты умеешь делать?

Сережа ответил :

-Просто молчать и слушать учительницу.

Я,конечно, обиделась...Просто я хотела , как лучше, а он не понял меня! Я не разговариваю с ним уже несколько дней. Я права в этом случае?

Ведущий. Да, сложная ситуация.. Приступим к обсуждению.

Ребята начинают бурно обсуждать.

«Ведущий» Поблагодарим «Олю» за участие в разговоре.

Какая пословица подходит к данному сюжету?

Ребята выбирают пословицу

Ведущий. Наша передача подошла к концу. Всем спасибо!



Такие игры очень нужны нашим ребятам, нашим ученикам. Они учат их анализировать поступки, высказывать свое мнение. Это развивает коммуникативные способности у учеников., а «актеры» приобщаются к театральному искусству.

Именно, театрализованная деятельность , позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, коммуникативных навыков





1