1
«Развитие творческих и коммуникативных способностей младших школьников посредством художественного ручного труда и театрализованной деятельности.
«Дети должны жить в мире красоты ,
игры, сказки ,музыки , рисунка,
творчества.»(В.А.Сухомлинский)
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, , навыков самообразования, способных к самореализации личности. Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками , которыми родители стараются заменить сверстников , ограждая ребенка от «дурного влияния «, от неприятностей, также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества , помощи и участия взрослых в развитии ребенка , без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности. Ситуация школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение-это определенное взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. В структуре коммуникативной деятельности выделяются такие ее компоненты:
Предмет;
Потребности;
Мотивы;
Цели, задачи;
Действия и операции.
Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним. Процесс общения младших школьников не всегда протекает просто. Это связано, прежде всего, с умением понять точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности.
Способность к общению включает в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)
Умение организовать общение («Я умею»)
Процесс формирования коммуникативных и творческих способностей младших школьников будет успешным, если реализуется совокупность педагогических условий:
- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого;
- организация совместной жизнедеятельности младших школьников на основе удовлетворения фундаментальных потребностей в общении, уважении.
Включение младших школьников в систему коммуникативных ситуаций взаимодействия с разными типами партнеров (учителями, сверстниками, незнакомыми взрослыми);
- приобретение младшими школьниками теоретико-прикладных знаний по проблеме общения и взаимодействия с людьми в целом, и в условиях их учебной деятельности, в частности.
Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности младших школьников.
Необходимо использовать:
- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими,
- создание проблемных ситуаций,
- групповую работу,
- оценивание друг друга и себя.
В российском образовании сегодня используется ряд разнообразных педагогических технологий. Один из них метод проекта
Метод проекта.- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала .
Перед учениками ставим задачу: с помощью красок, ножниц ,клея , цветной бумаги превратить лист бумаги в красивый город.. Ученики самостоятельно распределяют обязанности в группе (конце занятия представляют результат своего проекта.) Получив задание, сразу приступают к совместному обсуждению, начинают работать активно все ребята и даже те, кто был не уверен в своих способностях , кто не был усидчив и не умел находить контакт с детьми .Это совместная работа дает положительный результат : они все больше общаются, становятся более открытыми для общения со взрослыми., для общения ,друг с другом Метод проекта вырабатывает у детей коммуникативные и организаторские способности, владение методами коррекции работы группы в случаях конфликтной ситуации,
Сюжетно-ролевые игры.
Суть ролевой игры как средства обучения общению, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации.( «Остров») Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.
Сюжетно- ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, является залогом социального и эстетического освоения этого мира.
Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном разнообразии детских игр обозначим ее функциональные особенности и назначения.
Функции данной игры заключаются в том, что она позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.
Общение детей в сюжетно-ролевой игре ограничено и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.
Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования раннее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.
В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности. Важно, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.
Ток-шоу « Душевный разговор»
Ребятам предлагается представить себя взрослыми людьми ,где нужно выслушать и обсудить проблемы детей.
Заранее создается «студия», по желанию выбираются «операторы»,»актеры»,»режиссер»,»ведущий»
Игра развивается так:»ведущий» и « актеры» поднимают в своей передаче интересные темы, приглашая к разговору аудиторию.
Между «актерами» и «зрителями» завязывается непринужденная беседа, где каждый из «зрителей» может задать вопрос и дать совет.
Ведущий.Это -Ток-шоу., где мы с вами обсуждаем различными проблемы.
Встречаем первого гостя. Знакомьтесь :Олег.
Олег.Добрый день! Я пришел к вам с одной проблемой.
Была у меня собака, очень хорошая...
Я ее очень любил, мы были с ней хорошими друзьями. Родители ее тоже любили.
Когда родился братик , мои родители решили отдать собаку соседу по даче.
Я согласился с ними. Но потом я понял , что я предал своего друга и мне стало жаль собаку...
Мне никто уже не вернет собаку… Я очень скучаю по ней. Но,главное, что я чувствую себя виноватым, ведь она тоже скучает по мне.
Скажите, как мне быть в этой ситуации? Что мне делать?
Ведущий. Проблема ясна. Переходим к обсуждению.
Реплики «зрителей»
«Ведущий» Поблагодарим нашего гостя за рассказанную историю.( «ведущий» обращает внимание «зрителей» на перечень пословиц, помещенных на доске)
Подумайте ,какая из перечисленных пословиц лучше всего подходит к данному сюжету
Ведущий. К нам присоединяется Оля! Встречаем!
Оля.Здравствуйте! Я пришла к вам , чтобы поделиться с вами своей историей.
Недавно в наш класс пришел новый мальчик, новый ученик. Его посадили со мной за одну парту. Он мне очень понравился , и, чтобы помочь ему освоиться, я на уроке начала рассказывать о себе:
-Я занимаюсь в музыкальной и в художественной школе, хорошо танцую ,быстрее всех бегаю на физкультуре Я все рассказывала и рассказывала,но мой сосед по парте молчал.
Тогда я спросила его:
-Скажи, что ты умеешь делать?
Сережа ответил :
-Просто молчать и слушать учительницу.
Я,конечно, обиделась...Просто я хотела , как лучше, а он не понял меня! Я не разговариваю с ним уже несколько дней. Я права в этом случае?
Ведущий. Да, сложная ситуация.. Приступим к обсуждению.
Ребята начинают бурно обсуждать.
«Ведущий» Поблагодарим «Олю» за участие в разговоре.
Какая пословица подходит к данному сюжету?
Ребята выбирают пословицу
Ведущий. Наша передача подошла к концу. Всем спасибо!
Такие игры очень нужны нашим ребятам, нашим ученикам. Они учат их анализировать поступки, высказывать свое мнение. Это развивает коммуникативные способности у учеников., а «актеры» приобщаются к театральному искусству.
Именно, театрализованная деятельность , позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, коммуникативных навыков
1