Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка»



Воспитатель:
Михалёва И. И.
г. Серпухов
2018 год.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Процесс развития ребенка, в значительной степени – процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно, вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.
В процессе художественного труда дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.
Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи; должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).
Формируя у детей трудолюбие, умение ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели, при этом учитывая особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива. В процессе работы внимание детей направлено на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.
Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.
Подтверждение тому – множество оригинальных поделок и конструкций, сделанных дошкольниками. Восточная мудрость гласит: «Всё великое делается медленным незаметным ростом». Особенно важны первые шаги, движения, усилия. Они многое определяют в будущем.
В результате своей практической деятельности столкнулась с проблемами, связанными с неразвитостью мелкой моторики, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей и низким уровнем развития воображения, внимания, любознательности, они развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира и неумением творчески выполнить самые простые задания. Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Ребёнок как бы ни имел материала для воображения, и это приводило к неинтересной, часто очень шаблонной деятельности. Выход из сложившейся ситуации стал возможным в результате поиска более эффективных средств и методов и расширение опыта ребенка для творческого развития детей.
Цель такой работы – развитие мелкой моторики и творческих способностей дошкольников посредством ручного творчества из различных материалов.
Работая в данном направлении, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развитие творческих и конструктивных способностей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
2. Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развития мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей,
3. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений;
4. Воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.
5. Расширение знаний детей и родителей о разных видах ручного труда
6. Активизация родительского интереса к творчеству, привлечение к совместной деятельности с детьми ручным творчеством, участие в выставках и конкурсах.
Работа дошкольников сконцентрирована на выполнении различных творческих заданий, как индивидуальных, так и коллективных. Назначение занятий - в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога. Дошкольники осваивают базовые формы различных видов конструирования, работы с бросовым и природным материалом, искусства оригами, различные способы изготовления поделок, а также знакомятся с богатыми традициями народно – прикладного искусства.
Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, я использовала мотивацию детской деятельности, которая бывает двух типов:
- Мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок для себя, в своё личное пользование.
- Мотивация общения со взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всём.
Занятие ручным творчеством помогает:
• заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов;
• учат слушать устные инструкции;
• учат совершать последовательные действия;
• развивают способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
• улучшают пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными предметами;
• учат читать чертежи, по которым строятся постройки, складываются фигурки, плетется поделка, выкладывается узор;
• знакомят на практике с основными геометрическими понятиями, формами и телами;
• развивают уверенность в своих силах и способностях;
• влияют на формирование самостоятельности, самооценке;
• помогают развитию первых чертежных навыков;
• стимулируют развитие памяти;
• учат концентрировать внимание;
• заинтересовывают детей изготовлением поделок из различных материалов, способствуют выявлению конструктивных и творческих способностей;
• развивают творческие способности и исследовательские навыки;
• воспитывают усидчивость, аккуратность, бережное отношение к продукту деятельности и материалу;
• способствуют формированию добрых чувств к близким людям;
• формируют художественный вкус;
• совершенствуют речь и коммуникативные способности.
Кроме того, особую радость и удовольствие ребёнок получает, когда в его руках оживает обычная еловая шишка или пустой пластиковый стаканчик. Нужно добавить всего лишь несколько деталей, чтобы получился забавный предмет, красивая поделка. В умелых руках сухая веточка, шишки и даже пуговицы, могут превратиться в лукавую матрёшку, глазастого филина, весёлого рыболова. Не менее интересен, чем процесс творчества и сбор материала для поделок. При этом очень важно хвалить ребёнка за проявление интереса, творчества, фантазии при работе по изготовлению поделок.
Таким образом, работа по изготовлению поделок научит детей не только сформирует навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения поделки, но и позволит им проявить творчество, творческие способности при стремлении достичь качественных результатов в своей работе.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей мы проводили консультации и мастер-классы по вопросам организации ручного творчества. Родители совместно со своими детьми с удовольствием создавали поделки для различных выставок. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности, что давало им толчок к новым поискам, открывало простор для творческой деятельности.
В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления поделок из различных материалов позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.
Сегодня мне хочется познакомить Вас с чудо-крышечками от Фруто-Няни. Возможно, многие из Вас уже давно знакомы с ними, но я открыла это чудо относительно недавно. Это не просто крышечка от пюре – это чудо-конструктор.
Крышка представляет собой шестигранную форму.
На каждой из сторон находятся чередуются пазы их двух и трёх выемок
Диаметр 3 см, толщина 2 см
Все цвета яркие и сочные. Элементы прокрашены качественно. Нет никаких заусенцев, о которые ребёнок мог бы пораниться. Всё вполне безопасно.
Что можно собрать из крышек “Фруто Няни”?
Да всё на что хватит вашей фантазии и фантазии ваших детей.
И многое другое, как ваша фантазия сработает. В процессе игры из таких маленьких крышек формируется изображение предметов или целые сюжетные картины. Процесс игры с такими простыми вещами может быть долгим и постоянно усложняющимся.
В общем, безделушка весьма занятная. И я настоятельно рекомендую вам не выбрасывать такие крышечки. Ведь в дальнейшем они на многое сгодятся.