СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей и творческого мышления детей средствами декоративно-прикладного искусства»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему:  «Развитие творческих способностей и творческого мышления детей  средствами декоративно-прикладного искусства»

 

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей и творческого мышления детей средствами декоративно-прикладного искусства»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Егорлыкский Центр внешкольной работы














Статья на тему:

«Развитие творческих способностей и творческого мышления детей средствами декоративно-прикладного искусства»







Подготовила

педагог дополнительного

образования

Рыбинцева Татьяна Викторовна










Станица Егорлыкская

2021г.

Развитие творческих способностей и творческого мышления детей- одна из важнейших задач в работе педагогов дополнительного образования. Творчество начинается с желания создать что-либо своими руками. Те, кто становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

Развитие творческих способностей детей осуществляется постепенно, в несколько уровней:

1.Мотивационный уровень - развитие интереса к творческой деятельности, к выполнению работ, знакомство с историей декоративно-прикладного искусства.

2.Формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта деятельность является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии.

3.Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания - при составление композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания.

4.Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда. При этом у детей развивается мелкая ручная моторика, ловкость и мастерство, аккуратность, бережливость.

5.Развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата получает радость, проявляет душевность.

6.Создание продукта творческой деятельности.

Декоративно – прикладное искусство это народное творчество. А народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.

Знакомство в яркой, доступной форме с декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, самостоятельность, творческую инициативу, они учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем.

Для развития творческих способностей детей необходимо создавать соответствующие условия: раннее начало, создание специальной обстановки и атмосферы свободного и радостного творчества, разнообразия творческой деятельности и умелое руководство.

Занятия по декоративно-прикладному искусству развивают не только эстетический вкус, но и прививают любовь к народному творчеству, интерес к красивым вещам и манере красиво одеваться, развивают их творческие способности, трудовые умения и навыки, знакомят их с произведениями народного искусства, дают им необходимые творческие знания, т. е осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии

При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Так же проводятся «творческие задания» типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д. Ребята определяют дизайнерское решение и последовательность выполнения работы, Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем всего занятия, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставляется возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом и окружающими его товарищами.

Большую роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с «бросовым и природным материалом». Здесь детям предоставляется много возможностей для развития их фантазии и воображения. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например: из пластиковой бутылки – шкатулка, из одноразовых вилок и ложек веера, из зерна и крупы- замечательные картины и многое другое. Перечислять можно бесконечно.

Постигая народное творчество, дети приобщаются к труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу.

У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов занятия сопровождаются художественным словом, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему На занятиях по декоративно-прикладному творчеству у обучающихся пробуждается вера в свои творческие способности, в неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.





















Используемая литература:

1.Александрова Ю.Н. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (в системе дополнительного образования)./ Ю.Н.Александрова.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2003. - 16 с.

2.Амуров, М. Д. Исследование методов активации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства/М. Д. Амуров. - Автореферат. М: 1993. - 16 с.

 3.Богуславская И. Я. Русская народная вышивка/ И. Я. Богуславская. - М.: 1972.-311 с: ил.

4. Маракулина Я.Я. Детям об искусстве. Декоративно-прикладное искусство. Изд-во «Искусство 21 век», 2012. -98 с., ил.

5.https://kindergenii.ru/for-teacher/razvitie-tvorchestva.htm

6.https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-dekorativno-prikladnogo-iskusstva/viewer

7.https://infourok.ru/doklad-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-obuchayushihsya-sredstvami-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-v-usloviyah-dopolnitelnogo-4084376.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!