«Развитие творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС НОО»
Выполнила: Медведко Л.П.,
учитель начальных классов,
ВКК
МКОУ СОШ №1
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Что такое творческие способности?
Творческие способности- это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Актуальность
Перед школой всегда стоит цель :
создать условия для формирования личности, способной к творчеству.
Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности.
- Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
- Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творч еской познавательной и общественной деятельности.
Творческие способности учащихся
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.
Основные цели
- развитие системности, диалектичности мышления;
- развитие продуктивного, пространственного,
управляемого воображения;
- обучение целенаправленному использованию эвристических методов для выполнения творческих заданий.
Задачи:
- Создать условия для развития личности ребенка.
Источниками развития ребенка выступают
два вида деятельности:
- учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе;
- творческая деятельность, в процессе которой ребенок реализует свои возможности, т.к. она не нацелена на освоение уже известных знаний.
- Способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Компоненты творческих способностей школьников:
- творческое мышление;
- творческое воображение;
- применение методов организации творческой деятельности.
Способности человека можно представить в виде дерева:
корни — природные задатки человека;
• ствол — общие способности ;
• ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Методы творчества
- наглядность;
- художественное слово;
- технические средства;
- игра.
Способы стимулирования творческих способностей
- обеспечение благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- представление детям возможности активно задавать вопр осы.
- МОЗГОВОЙ ШТУРМ – оперативный метод решения проблемы
на основе стимулирования творческой активности,
при котором участникам обсуждения предлагают
высказывать возможно большее количество вариантов решения;
- перепутанные логические цепочки (связать последовательность
элементов информации в нужной последовательности);
- разбивка на кластеры;
- методы контрольных вопросов и другие.
Игровой метод
- При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.
- Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока.
Метод дихотомии в игре «Да-нет»
Дихотомия - метод деления пополам , используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен различными типами игры «Да – Нет».
Узнай объект по описанию.
1) Перечисляются признаки объекта:
сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.
2) Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного,
находящегося среди представленного на листе ряда предметов:
животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);
животное, которое "видит" носом (дельфин);
животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть"
кожей (дождевые черви);
животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);
животное не различающее цвета, у которого орган
осязания находится на усах (кошка)…
«Минутки» творчества
Применяю на уроках «минутки» творчества. При изучении темы «Про воду», «Про воздух» предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха.
- Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я…
А я - Воздух, я расскажу о себе следующее…
При изучении темы «Город и село» даю детям такое задание: «Если бы ты был главой нашего села, чтобы ты рассказал нам о нем? » при этом использую презентацию, выполненную учеником, где рассказывается о достопримечательностях села.
При изучении темы «Звери – млекопитающие» давала такое задание: «Представь, что ты животное (ребёнок выбирает животного сам). Рассказ начни так: «Я – бурый медведь…» (к рассказу прилагается рисунок животного, который нарисовал сам ребёнок и прикрепил у себя на груди)».
Уроки – сказки
Сказки – спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания «Придумай сказочную историю о своем любимом животном» и т.д.
Для создания опыта творческой деятельности учащимся давала следующие задания по преобразованию, объектов, ситуаций, явлений; созданию нового :
“ Вездеход на Луне” (ИЗО);
“ Задача об укладке кирпичей” (Математика);
“ Придумай этикетку для бутылочки с ядом” (Окружающий мир)
“ Придумай сказку (историю) о……..”(Русский язык, чтение);
“ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;
“ Придумай телефон для глухих” (Технология) и др.
На моих занятиях не просто использую готовые ребусы,
но ещё дети сами пробуют зашифровать слова, создать свои ребусы…
Составляем синквейны (это пятистрочный стих) по правилам:
Алгоритм составления синквейна :
На первой строчке – написать выбранно существительное.
На второй строке - придумать к этому существительному два прилагательных, описывающие основную мысль.
На третьей – придумать три глагола, описывающие действия в рамках темы.
На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме.
На пятой строке – сделать обобщающий вывод. Например:
Атмосфера
Холодная, грязная
Движется, защищает, меняется.
Воздушная оболочка Земли.
Пространство.
Система творчества , под которой понимается упорядоченное
множество взаимосвязанных заданий, ориентирована
на познание, создание, преобразование в новом качестве
объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие
креативных способностей младших школьников в учебном процессе .
Основным условием творчества учащихся на моих уроках является
создание «УСПЕХА».
Результаты:
- повышение качества знаний учащихся,
- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
- активизация творческой и познавательной активности учащихся,
- формирование положительных личностных качеств ученика,
- формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Заключение
- Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
- Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика.
Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.
1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г.
- 1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. 2. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г.
3 . Кулевич С.В.,Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах.Издательство «Учитель»,2001г.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с.
5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.
6. http://www.trizminsk.org/e/prs/232044.htm#023
и другие.