СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС НОО»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству.

Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности.

Развитие творческих способностей -  важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,  привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС НОО»»

«Развитие творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС НОО»  Выполнила: Медведко Л.П., учитель начальных классов, ВКК МКОУ СОШ №1

«Развитие творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС НОО»

Выполнила: Медведко Л.П.,

учитель начальных классов,

ВКК

МКОУ СОШ №1

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».  В.А. Сухомлинский

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Что такое творческие способности?     Творческие способности- это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Что такое творческие способности?

Творческие способности- это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Актуальность  Перед школой всегда стоит цель : создать условия для формирования личности, способной к творчеству.  Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности.

Актуальность

Перед школой всегда стоит цель :

создать условия для формирования личности, способной к творчеству.

Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности.

 Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
  • Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творч еской познавательной и общественной деятельности.
  • Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творч еской познавательной и общественной деятельности.
Творческие способности учащихся  Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”.  Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.

Творческие способности учащихся

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.

Основные цели  развитие системности, диалектичности мышления;   развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения;   обучение целенаправленному использованию эвристических методов для выполнения творческих заданий.

Основные цели

  • развитие системности, диалектичности мышления;
  • развитие продуктивного, пространственного,

управляемого воображения;

  • обучение целенаправленному использованию эвристических методов для выполнения творческих заданий.
Задачи:  Создать условия для развития личности ребенка. Источниками развития ребенка выступают  два вида деятельности:  учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе;  творческая деятельность, в процессе которой ребенок реализует свои возможности, т.к. она не нацелена на освоение уже известных знаний.  Способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые  направлены на создание нового.

Задачи:

  • Создать условия для развития личности ребенка.

Источниками развития ребенка выступают

два вида деятельности:

  • учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе;
  • творческая деятельность, в процессе которой ребенок реализует свои возможности, т.к. она не нацелена на освоение уже известных знаний.
  • Способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Компоненты творческих способностей школьников:  творческое мышление;   творческое воображение;   применение методов организации творческой деятельности.

Компоненты творческих способностей школьников:

  • творческое мышление;
  • творческое воображение;
  • применение методов организации творческой деятельности.
Способности человека можно представить в виде дерева:  корни — природные задатки человека; • ствол — общие способности ; • ветви — специальные способности, в том числе и творческие. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

Способности человека можно представить в виде дерева:

корни — природные задатки человека;

ствол — общие способности ;

ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

    Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

    Методы творчества  наглядность;   художественное слово;   технические средства;   игра.

    Методы творчества

    • наглядность;
    • художественное слово;
    • технические средства;
    • игра.
    Способы стимулирования творческих способностей обеспечение благоприятной атмосферы;  доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;  обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;  поощрение высказывания оригинальных идей;  обеспечение возможностей для практики;  использование личного примера творческого подхода к решению проблем;  представление детям возможности активно задавать вопр осы.

    Способы стимулирования творческих способностей

    • обеспечение благоприятной атмосферы;
    • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
    • обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
    • поощрение высказывания оригинальных идей;
    • обеспечение возможностей для практики;
    • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
    • представление детям возможности активно задавать вопр осы.
      МОЗГОВОЙ ШТУРМ  – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения; перепутанные логические цепочки (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности); разбивка на кластеры; методы контрольных вопросов и другие.
    • МОЗГОВОЙ ШТУРМ оперативный метод решения проблемы

    на основе стимулирования творческой активности,

    при котором участникам обсуждения предлагают

    высказывать возможно большее количество вариантов решения;

    • перепутанные логические цепочки (связать последовательность

    элементов информации в нужной последовательности);

    • разбивка на кластеры;
    • методы контрольных вопросов и другие.

    Игровой метод  При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.  Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока.

    Игровой метод

    • При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.
    • Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока.
    Метод дихотомии в игре «Да-нет» Дихотомия - метод деления пополам , используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен различными типами игры «Да – Нет».  Узнай объект по описанию.  1) Перечисляются признаки объекта: сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета. 2) Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда предметов: животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);  животное, которое

    Метод дихотомии в игре «Да-нет»

    Дихотомия - метод деления пополам , используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен различными типами игры «Да – Нет».

    Узнай объект по описанию.

    1) Перечисляются признаки объекта:

    сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.

    2) Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного,

    находящегося среди представленного на листе ряда предметов:

    животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);

    животное, которое "видит" носом (дельфин);

    животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть"

    кожей (дождевые черви);

    животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);

    животное не различающее цвета, у которого орган

    осязания находится на усах (кошка)…

     «Минутки» творчества   Применяю на уроках «минутки» творчества. При изучении темы «Про воду», «Про воздух» предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха. - Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я…  А я - Воздух, я расскажу о себе следующее…  При изучении темы «Город и село» даю детям такое задание: «Если бы ты был главой нашего села, чтобы ты рассказал нам о нем? » при этом использую презентацию, выполненную учеником, где рассказывается о достопримечательностях села. При изучении темы «Звери – млекопитающие» давала такое задание: «Представь, что ты животное (ребёнок выбирает животного сам).  Рассказ начни так: «Я – бурый медведь…» (к рассказу прилагается рисунок животного, который нарисовал сам ребёнок и прикрепил у себя на груди)».

    «Минутки» творчества

    Применяю на уроках «минутки» творчества. При изучении темы «Про воду», «Про воздух» предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха.

    - Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я…

    А я - Воздух, я расскажу о себе следующее…

    При изучении темы «Город и село» даю детям такое задание: «Если бы ты был главой нашего села, чтобы ты рассказал нам о нем? » при этом использую презентацию, выполненную учеником, где рассказывается о достопримечательностях села.

    При изучении темы «Звери – млекопитающие» давала такое задание: «Представь, что ты животное (ребёнок выбирает животного сам). Рассказ начни так: «Я – бурый медведь…» (к рассказу прилагается рисунок животного, который нарисовал сам ребёнок и прикрепил у себя на груди)».

    Уроки – сказки   Сказки – спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания «Придумай сказочную историю о своем любимом животном» и т.д.

    Уроки – сказки

    Сказки – спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания «Придумай сказочную историю о своем любимом животном» и т.д.

    Для создания опыта творческой деятельности учащимся давала следующие задания по преобразованию, объектов, ситуаций, явлений; созданию нового : “ Вездеход на Луне” (ИЗО); “ Задача об укладке кирпичей” (Математика); “ Придумай этикетку для бутылочки с ядом” (Окружающий мир) “ Придумай сказку (историю) о……..”(Русский язык, чтение); “ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”; “ Придумай телефон для глухих” (Технология) и др.

    Для создания опыта творческой деятельности учащимся давала следующие задания по преобразованию, объектов, ситуаций, явлений; созданию нового :

    Вездеход на Луне” (ИЗО);

    Задача об укладке кирпичей” (Математика);

    Придумай этикетку для бутылочки с ядом” (Окружающий мир)

    Придумай сказку (историю) о……..”(Русский язык, чтение);

    Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;

    Придумай телефон для глухих” (Технология) и др.

    На моих занятиях не просто использую готовые ребусы, но ещё дети сами пробуют зашифровать слова, создать свои ребусы…

    На моих занятиях не просто использую готовые ребусы,

    но ещё дети сами пробуют зашифровать слова, создать свои ребусы…

    Составляем синквейны (это пятистрочный стих) по правилам: Алгоритм составления синквейна : На первой строчке – написать выбранно существительное. На второй строке - придумать к этому существительному два прилагательных, описывающие основную мысль. На третьей – придумать три глагола, описывающие действия в рамках темы. На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме. На пятой строке – сделать обобщающий вывод. Например: Атмосфера  Холодная, грязная  Движется, защищает, меняется.  Воздушная оболочка Земли.  Пространство.

    Составляем синквейны (это пятистрочный стих) по правилам:

    Алгоритм составления синквейна :

    На первой строчке – написать выбранно существительное.

    На второй строке - придумать к этому существительному два прилагательных, описывающие основную мысль.

    На третьей – придумать три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме.

    На пятой строке – сделать обобщающий вывод. Например:

    Атмосфера

    Холодная, грязная

    Движется, защищает, меняется.

    Воздушная оболочка Земли.

    Пространство.

     Система творчества , под которой понимается упорядоченное  множество взаимосвязанных заданий, ориентирована на познание, создание, преобразование в новом качестве  объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе .  Основным условием творчества учащихся на моих уроках является создание «УСПЕХА».

    Система творчества , под которой понимается упорядоченное

    множество взаимосвязанных заданий, ориентирована

    на познание, создание, преобразование в новом качестве

    объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие

    креативных способностей младших школьников в учебном процессе .

    Основным условием творчества учащихся на моих уроках является

    создание «УСПЕХА».

     Результаты:  - повышение качества знаний учащихся,  - приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,  - активизация творческой и познавательной активности учащихся,  - формирование положительных личностных качеств ученика,  - формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

    Результаты:

    - повышение качества знаний учащихся,

    - приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

    - активизация творческой и познавательной активности учащихся,

    - формирование положительных личностных качеств ученика,

    - формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

    Заключение    Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.  Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика.

    Заключение

    • Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

    • Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика.

      Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.

    Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.

    1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.  2. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г. 1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.  2. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г.  3 . Кулевич С.В.,Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах.Издательство «Учитель»,2001г.  4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с.  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.   6. http://www.trizminsk.org/e/prs/232044.htm#023  и другие.

    1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

    2. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г.

    • 1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. 2. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г.

    3 . Кулевич С.В.,Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах.Издательство «Учитель»,2001г.

    4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с.

    5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.

    6. http://www.trizminsk.org/e/prs/232044.htm#023

    и другие.