СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какими приемами можно развить творческие способности у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках музыки»

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

(приемы, используемые на уроках)

Урок музыки -  прежде всего  урок искусства.  Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком. У школьника появляется возможность начать свой жизненный путь с познания великого музыкального искусства, но все это возможно опираясь на активное, творчески-личностное восприятие музыки, проявляющееся на уроках в разнообразных видах деятельности.

С первых уроков он сразу начинает разделять музыку на ту, которая ему нравится, и которая не нравится. Музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, на его вкус, психику.

Систематическое выполнение творческих заданий, с первого урока первого класса, вырабатывает у учащихся привычку постоянно трудиться, находиться в творческом поиске. Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.

     Широкая интегративная основа музыки с жизнью, природой, а также  с предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, естествознанием - открывает обучающимся возможность творческого самовыражения, проявляющегося в различных формах исполнительской деятельности - хоровом пении, пластическом интонировании, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации (драматизации). Учащиеся могут адекватно воспринимать подаваемый материал по мере получения знаний и накопления личного жизненного опыта.

Использование инновационных технологий на уроках музыки, намного облегчает самостоятельный поиск детьми нужной информации, ответов на поставленные вопросы. Большинство учащихся на данном этапе используют для выполнения творческих работ Интернет, детские энциклопедии для поиска интересующей их информации и удовлетворения познавательных потребностей. Такие учащиеся без особых усилий усваивают учебный материал на уроке, имеют отличную зрительную и слуховую память, с увлечением подходят к любому полученному заданию. Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.

Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Чтобы творческие проявления школьников носили последовательный и активный характер, необходим подбор дополнительного репертуара для урока музыки и для внеклассной работы, включение музыкальных произведений, которые смогут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся.

Ведущей задачей становится умение слушать, целостно анализировать музыкальное произведение. На ранних этапах процесса развития целостного восприятия мы решаем задачи, связанные с характером и содержанием прослушанных произведений.



«Творческая мастерская» - обучающиеся разбиваются на три группы: художники, поэты, тан­цоры. Причем дифференциация идет путем личност­ной значимости для каждого («Я умею владеть своим телом, я хочу и люблю танцевать»). Предлагается произведение для слушания. В данном случае работает механизм творческого процесса: осознание, постановка пробле­мы; нахождение принципа решения — выдвижение гипотезы, замысла художественного произведения; развитие и разработка замысла; практическая провер­ка гипотезы., объективизация художественного произведения

Но существенной разницей в заданиях для пятиклассников и, например, восьмиклассников, является то, что одни нацелены на конкретно-образ­ные воспроизведения образов (предметы, явления), а другие — на абстрактно-образные (чувства, ощущения), что также обусловлено психологически­ми новообразованиями. У старших подростков — воз­росшая потребность в исполнении и недостаточность мастерства для удовлетворения этой потребности. Поэтому можно обойти трудности, связанные с воспроизведением конкретных сюжетов, и пере­вести их в область абстракции, обобщенных ассоциа­ций, ощущений; если на начальных стадиях развития восприятия девиз: «Что представляю под музыкой, то и воплощаю в другой вид деятельности», то в старших классах он будет: «Что ощущаю, слушая, музыку, то передаю».

Для решения задачи развития у обучающихся целостного восприятия музыкального произведения можно использовать используем следующий прием — ролевую игру «Художники-декораторы».

На начальных этапах это задание предлагается в отношении небольшого, желательно вокального, программного или ярко выраженного, красочного произведения; способы выполнения тщательно обговариваются, содержание и характер музыки также выносится на предварительное обсуждение. В старших классах задача расширяется как качественно, так и количественно. Так, художники-декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту (по выбору учащихся). Этот прием — один из высших этапов обобщенно-целостного восприятия.

Следующий прием, рекомендуемый для развития гибкости мышления — «Литературно-музыкальная палитра». Этот прием формирует способность к преодолению образной фиксированности. Может использоваться на первых этапах развития мышления в процессе решения творческих заданий, и реализуется в 3 этапа:

Прослушивание музыкального произведения, где присутствует два контрастных по характеру образа (грустная и торжественная).

После анализа характера и содержания произве дения учащимся предлагается перечислить слова «оттенки» к понятию «грусть» (трагедия, драма печаль, переживание, волнение, обида, раздумье и к понятию «торжество» (по аналогии).

Напротив каждого слова-«оттенка» предлагается нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению. Итак, составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия мы не только решаем задачу на развитие гибкости мышления, но готовим учащихся к абстрактно- образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства.

Этот прием рекомендуется использовать в течение всех лет обучения музыки в школе, качественно изменяя его в процессе развития учащихся. В старших классах предлагается возвести описанные этапы данного приема в мыслительную деятельность. А продуктом выдавать абстрактно-образный рисунок, выраженный в соответствующих музыке цветовых гаммах, что будет являться музыкальной палитрой одного, данного музыкального произведения.

Следующий прием - Оригинальность мышления. Одним из показателей оригинального мышления в процессе творческого задания является прием «Перевод музыки на язык другого вида искусства». И Антокольский приравнивал любой художественный перевод на язык другого искусства к труду оригинального автора. Это как бы внутреннее «переинтонирование». Иногда другой вид искусства может дать вторую жизнь первоисточнику (например, стихотворение «Однозвучно звучит колокольчик» И. Макарова не было бы известно, не будь удачной музыка Гурилева).

Вот несколько творческих заданий, основанных на данном приеме.

Простейшим заданием будет предложение учащимся после прослушивания и анализа музыкального произведения «перевести» его на язык красок или движений (что было подробно описано в приеме «Художественная мастерская»), причем высоким уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образный строй передан наиболее точно и вместе с тем оригинально (возможно, абстрактно).

Требования к старшеклассникам относительно этого приема будут усложняться как количественно (более крупное музыкальное произведение, более сложная форма его построения), так и качественно (образы музыкального произведения не столь изобразительны, чувственный мир, напротив, богаче). Учащимся предлагается сочинить историю, рассказ, стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей: пантомимой («театр одного актера») изобразить услышанное и увиденное содержание данного музыкального произведения.

Готовность памяти является существенным критерием творческого развития. От того, насколько быстро и качественно ребенок способен запомнить, опознать, воспроизвести немедленно или с отсрочкой учебный материал, будет зависеть и уровень творческих способностей.

Более сложным является задание на работу памяти, когда учащимся предлагается определить композитора прослушанного произведения, так как им обходимо воспроизвести и сопоставить несколько музыкальных сведений: эпоха написания произведения; русское или зарубежное; характер звуковедения; образный строй — что составит особенность стиля данного композитора. Итак, прием «определение автора» будет наивысшим показателем работы памяти в процессе творческого восприятия произведения.



На пути к решению такого рода задач необходимо формировать у учащихся способность к быстрому, точному воспроизведению информации, другими словами — готовность памяти выдать нужную информацию в нужную минуту. Наиболее эффективным приемом развития памяти будет прием «ассоциативная сеть».

При большом количестве ассоциативных связей, обеспечивающих быстрый доступ к нужной информации, возможно мгновенное решение задачи.

Данный прием рекомендуется использовать, когда основные музыкальные понятия уже сформированы, что позволяет более существенно рассуждать об отличительных признаках музыкального стиля того или иного композитора. Это помогает решать ассоциативную задачу, например такого содержания: о музыке какого композитора идет речь: старинный – зарубежный – композитор – философ – органист – полифонист (И.С. Бах). Другой, более сложный вариант: создать в тетради «ассоциативную сеть» признаков, которые являются отличительными для данного композитора (Л. ван Бетховен: классик – зарубежный – борец – свобода – страсть). Этот прием наиболее ярко демонстрирует способность памяти к творческой переработке и реализации информации в процессе собственно творческих заданий.

Следующий прием - Воображение или фантазия – создание новых образов или действий. Фундаментальным моментом творческого воображения является комбинирование – разрушение старых понятий и создание из их элементов новых систем.

Прием «импровизация отдельных средств музыкальной выразительности предполагает, используя знания о выразительных средствах, владея навыками их исполнения и записи, оперировать ими с целью создания новых вариантов и комбинаций:



  • прослушав произведение, графически изобразить форму;

  • выразить в рисунке закономерность чередования частей в трех формах: трехчастная, куплетная, вариационная, рондо (задания дифференцированно);

  • сочинить музыку и пропеть со словами сказку «Теремок», при условии соответствия форме (рондо)

  • прослушать отрывок музыкального произведения, изобразить графически ритмический рисунок; повторить его с помощью простейших движений (притопы, прихлопы, щелчки)

  • на предложенный ритмический рисунок сочинить стихи или ритмизированный рассказ;

  • игра «вопрос-ответ» учитель задает вопрос о определенной, заранее обговоренной интонационной окраски, обучающиеся должны ответить с той же интонацией (грустный вопрос – грустный ответ) или наоборот (грустный вопрос – радостный ответ) и.т.д

  • сочинить мелодию на предложенный текст, выбирая ладовую окраску как средство для передачи образного строя данного стихотворения.

Данные приемы используются в тесном сплетении. Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей. Общение с музыкальным искусством дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.



Всю структуру урока необходимо направить на развитие творческих способностей, уделяя большое внимание различным видам деятельности: слушанию музыки, игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям (пластическому интонированию), при изучении нового материала, расширяющего музыкальные познания, на уроках закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!