МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Развитие творческих способностей обучающихся
на занятиях курса по выбору «Декорирование интерьера»
(предметная область «Технология»)
Доклад
Подготовила: учитель технологии
Бобровская Татьяна Павловна
село Сторожевое
- 2016 -
Понятие «декорирование» ведет свои корни от слова «декор», от латинского decoro – «украшаю». Несмотря на то, что декорирование как отдельный вид дизайнерской работы выделился сравнительно недавно, декоративное искусство в целом, известно уже очень давно.
Советский энциклопедический словарь трактует это понятие следующим образом: «Декоративное искусство, род пластического искусства, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Декоративное искусство включает в себя такие виды искусства, как монументально-декоративное искусство, служащее для украшения архитектуры и садово-паркового искусства, декоративно-прикладное искусство, создающее художественные предметы для общественного и частного быта, и оформительское искусство, художественно оформляющее празднества, зрелища, экспозиции и т.д. В отличие от станкового искусства произведения декоративного искусства наиболее полно раскрывают свое содержание в ансамбле, для эстетической организации которого они созданы».
Сегодня декорирование – это увлекательный процесс украшательства. Декорирование – создание настроения, когда основные работы уже выполнены. Именно декорирование позволяет выявить стиль оформления, подчеркнуть достоинства и заставляет забыть о недостатках.
Умелое включение в обстановку аксессуаров помогает вдохнуть жизнь в любое пространство, предмет, ситуацию. Декорирование присуще практически любому виду творчества – как завершающий этап после создания основного силуэта. Так происходит и в моде, и в ландшафте, и в интерьере.
Слайд 1 Декорирование интерьера
Очень важным этапом после завершения основных ремонтных работ является процесс декорирования квартиры. Это оформление всяких мелких деталей и предметов, которые и будут в дальнейшем создавать атмосферу дома. Каждая комната заслуживает отдельного внимания к себе в этом вопросе.
Слайд 2 Декорирование кухни
Оригинальным решением декорирования кухни будет украсить узорами и орнаментами бытовую технику, делая их произведениями искусства. Добавить изюминку могут мелкие детали: часы из кухонной утвари, абажур, необычные занавески.
Слайд 3 Декорирование спальни.
Лучше всего для места отдыха подойдут пастельные тона, зрительно увеличить комнату поможет сочетание белого с голубым. Если размеры спальни позволяют, можно выделить отдельный угол для зоны отдыха с живыми цветами, креслом и столиком.
Слайд 4 Декорирование гостиной
В гостиной комнате очень большую роль играют такие предметы интерьера, как вазы, горшки с цветами; элементы настенного декора (картины, часы, зеркала); разнообразные рамки для фотографий, подсвечники и свечи. Важным является умение правильно подобрать шторы, а также декорирование стекла. Его можно украсить росписью или специальным рисунком-витражом.
Слайд 5 Декорирование ванной комнаты
Разные оттенки можно вносить в ванную комнату благодаря ярким полотенцам и коврикам. В ванной возможно декорирование шторки, зеркала, бельевой корзины и других мелочей.
Слайд 6 Декорирование батареи
Батареи легко могут испортить весь вид комнаты. Поэтому возможно установить экран или самостоятельно произвести декорирование батареи путем наклеивания различных картинок на ее поверхность и закрепления их лаком.
Правильно оформленный интерьер создает ощущение комфорта и уюта в доме.
Декорирование это еще создание иллюзии, игра ассоциаций и здесь будет важно все – цвет, форма, рисунок, текстура. Но главное, основополагающее, это идея – то, что объясняет наличие или отсутствие всего остального.
В работе декоратора используются различные виды, приемы и техники декорирования.
Декорирование помогает по-новому взглянуть на привычные предметы, получить неожиданные сочетания, используя эффекты цветового влияния и графического контраста, проявиться характеру каждой вещи, оттеняя характер ее хозяина.
Именно поэтому каждый разрабатываемый проект декорирования глубоко индивидуален и требует серьезного профессионального подхода.
Изучение курса по данному направлению осуществляется в 9 классе по рабочей программе «Декорирование интерьера» по предметной области технология.
Изучение программы обеспечивает развитие у обучающихся чувства красоты и гармонии, способствует развитию фантазии, образного восприятия.
Цель программы сформировать у обучающихся знания и умения в декорировании интерьера путем осуществления правильного выбора средств для отделки и украшения помещений.
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
—развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
—воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
—формирование устойчивого интереса к декорированию, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
—приобретение знаний о декорирования интерьера как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
—овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Задачи реализации данного курса:
—актуализация имеющегося у обучающихся опыта общения с декоративно-прикладным искусством и дизайном в устройстве интерьера дома;
—культурная адаптация обучающихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
—формирование целостного представления о роли преобразующих видов искусства в культурно-историческом процессе развития интерьера жилища;
—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
—воспитание художественного вкуса;
—приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
В процессе освоения программы обучающиеся выполняют учебные проекты, тематику которых выбирают, исходя из личных целей, заказа родственников, друзей, школы с последующей демонстрацией на выставках, продажи на ярмарках, дарения, использования в быту.
Учебно-тематический план
№ п/п раздела | Наименование разделов, тем | Количество часов |
| Декоративные приемы оформления интерьера в различных стилях и направлениях | 5 |
| Декорирование – средство создания образа. Аппликация и коллаж. Орнаментальные композиции | 5 |
| Работа с трафаретами и печатями | 4 |
| Имитация текстур | 3 |
| Графические приемы декорирования | 3 |
| Декоративное оформление стекла и металла. Витраж. Техника и материалы | 2 |
| Мелкая пластика | 4 |
| Ткань в интерьере | 5 |
| Комбинирование различных техник | 3 |
| Всего: | 34 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
основополагающе принципы дизайна;
основные этапы проектирования интерьера;
формообразующие принципы глубинного и объёмного изображения;
важнейшие выразительные средства композиции;
объёмно пространственную структуру;
тектонические, масштабные и ритмические зависимости;
классификацию композиционных структур;
материалы и технические средства для создания декора;
различные приёмы декорирования.
2) Уметь:
использовать на практике различные приёмы декорирования;
использовать художественные формы для формирования декоративных элементов;
приводить соответствие формы особенностям материала.
3) Владеть
умением использовать принципы и средства композиции в создании произведений искусства дизайна;
практическими навыками проектирования при разработке технических проектов декоративных форм дизайна.
Данная программа может быть использована в предпрофильном обучении старшеклассников в классах социально-гуманитарной, естественно-научной и другой ориентации, обеспечивая практико-ориентированный характер предпрофильной подготовки, дифференцированный подход и прикладную направленность обучения.
Овладение содержанием программы обогатит обучающихся духовно, подготовит к самостоятельности творчества, углубит знания по перспективе, цветоведению, приобщит к экологической культуре, воспитает трудолюбие, разовьет внимание, наблюдательность, поможет в определении пути к будущей профессии.
Интернет-источники:
http://womanadvice.ru/dekorirovanie-interera
http://wordofdecor.com/category/svoimi-rukami/
http://postroika.biz/67-dekor-svoimi-rukami.html