ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕДВЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методический доклад
на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся детской школы искусств на занятиях прикладной композиции в технике батик»
подготовила: преподаватель
художественного отделения ДШИ
Агеева Ольга Ивановна
Медвенка 2021
Батик как уникальный вид декоративно-прикладного искусства, обладающий богатыми воспитательными, развивающими и обучающими возможностями, приобретает сегодня новое звучание и особую актуальность. Искусство батика как особое самобытное явление культуры является важнейшим средством творческого развития и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В нём аккумулируются самобытные художественные традиции, имеющие богатейшую историю; содержатся духовно-творческое, ценностно-смысловое наполнение и народные основы декоративно-прикладного искусства. Реализация в учебно-воспитательном процессе широких педагогических и творческих возможностей батика окажет позитивное влияние на повышение качества современного художественного образования.
Слово «батик» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки тканьУ bа – хлопчатобумажная ткань, tik – точка, капля. На Яве в обиходе есть слово «амбатик», которое переводится как «рисовать, гравировать, писать». Существует несколько подходов к определению термина «батик»У батик – это конкретная технология окрашивания ткани; обобщённое название разнообразных способов ручной росписи ткани; своеобразный вид оформления текстильных изделий. Резервирование является наиболее характерной особенностью батика. Однако сейчас под термином «батик» подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски ткани, но и узелковую технологию, а также жгутовую, японскую многоцветную высокохудожественную роспись по шёлку.
История батика своими корнями уходит в далёкое прошлое. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Декорирование тканей с применением различных резервирующих составов пользуется наибольшей известностью. Данная технология заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в структуру ткани, защищают её от воздействия краски. Подготовленный таким образом шёлк или любую другую ткань погружают в окрашивающий состав, затем удаляют резерв и в результате получают белоснежный рисунок на цветном фоне полотна. Этот уникальный способ художественной росписи тканей был известен на Руси и на просторах Азии.
С древнейших времён известны печатные рисунки на тканях, которые получают при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов – набоек. Особенно широкое распространение искусство набойки получило на Руси. Русская набойка украшала народные костюмы, скатерти, декоративные ткани. Существует два вида набойки – кубовая набойка и белоземельная набойка. В XIX – начале XX вв. набивные ткани применялись как в сельском, так и городском интерьере. Рисунки, мотивы и сюжеты изображений стали разнообразнее и богаче по колориту. В декоративных набойках встречаются изображения сцен повседневной жизни, птиц и зверей. Также мастера данного вида декоративно-прикладного искусства применяли в творчестве растительные мотивы: пышные цветы, сочные листья, фрукты и ягоды, составляя из них богатые натюрморты. Декоративные элементы фруктовых и ягодных россыпей, царственных букетов и цветочных гирлянд характеризуются гармонией орнамента, ярким самобытным колоритом, стройностью и своеобразной архитектоникой композиционного решения.
Современная художественная роспись тканей тесным образом связана с набойкой, её традиционными приёмами построения орнамента и композиции. В настоящее время известны следующие виды росписи по ткани. Холодный батик, горячий батик и свободная роспись. Способы ручной росписи ткани, которые существуют сегодня, опираются на традиционные направления и подкреплены новейшими технологиями. С изобретением клейкого материала – резерва, получила развитие принципиально новая техника росписи, называемая холодным батиком. В горячем батике вместо пчелиного воска используются парафин и стеарин. Сетка трещин, которая появляется в процессе крашения ткани в технике горячего батика – кракле, является интереснейшим декоративным эффектом, неотъемлемой частью и символом этой техники. Приём кракле, широко используемый в творчестве художников, может дополнять уже имеющийся на ткани рисунок или являться отдельным элементом композиции. Свободная роспись по ткани предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие и характер почерка каждого мастера. Свободная роспись отличается особой живописной манерой исполнения. Она предоставляет богатые средства художественной выразительности для реализации творческого замысла художника.
Использование разнообразных приёмов, техник и эффектов на ткани даёт возможность для реализации в батике безграничных декоративных возможностей. Такие техники, как роспись по - сырому, россыпь сухих красителей, солевой эффект дополняют художественные работы и делают их интереснее, способствуя созданию текстуры и фактуры ткани. Текстурные и фактурные показатели несут в себе определённые черты композиционных средств, характеризующихся гладкостью, шершавостью, рельефностью полотна либо создающих иллюзию натурального материала. Рассматриваемые художественные приёмы и техники позволяют создавать многомерные рисунки, имитирующие различные поверхности, такие как дерево, ткань, малахит, листва, зимние узоры, морская волна, песчаные дюны, воздушные облака и многие другие. В творческих работах с применением выразительных средств текстуры и фактуры наиболее эффективно достигается цветовая и пластическая гармония вещественной среды, наполненной индивидуально-личностными смыслами, выражающей эстетические идеалы воображаемого мира искусства.
Развитие творческих способностей – это развитие зрительной памяти и эмоциональности; целенаправленности и природной чувствительности. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике. Для того, чтобы поддержать интерес обучающихся к занятиям по прикладной композиции, необходимо соблюдение следующих принципов:
- развитие творческих способностей и надобность одинакового внимания всем качествам;
- объяснение и практический показ приемов работы;
- использование конкретного задания для формирования общих навыков;
Таким образом, обучающиеся получают необходимые предпосылки для творчества: умение оригинально и самостоятельно мыслить, методически грамотно вести работу, накапливать новый опыт.
Что такое творчество? Это прежде всего, отказ от стереотипов и принятие чего-то нового, оригинального, выходящее за рамки обыденного. Творческие способности и эстетический вкус формируется посредством применения различных материалов, способов и техник окраски ткани, используя нетрадиционные способы, но применяя привычные материалы.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной работы. Важным этапом на пути создания самостоятельных композиций, является копирование образцов. Это позволяет понять и усвоить не только разные виды и техники художественной росписи ткани, но и особенности композиции в различных техниках.
Уроки по теме узелковой окраски ткани предлагаются для обучающихся первого и второго классов. Эта техника доступна любой возрастной группе. При изучении этого вида росписи ткани происходит знакомство с красителями, различными видами ткани, запаркой изделий. Следующим этапом учебного курса является изучение техники холодного батика. Эта техника способствует развитию чувства декоративности, цветовой гармонии. В старших классах обучающиеся ДШИ знакомятся с техникой свободной росписи ткани. Эта техника требует от исполнителя свободного обращения с красителями и тканью, знания законов цветоведения и композиции, умения свободно рисовать кистью без предварительного рисунка. Именно эта техника развивает чувство равновесия в композиции.
Выпускники ДШИ в результате изучения искусства батика должны знать: законы и принципы построения композиции в декоративно-прикладном искусстве; техники и технологии различных видов росписи ткани; историю возникновения и развития искусства батика, а также его становления в контексте современных социокультурных условий; технологии внедрения инновационных художественных разработок в процесс работы над произведением декоративно-прикладного искусства. Также обучающиеся должны овладеть профессиональными компетенциями, необходимыми для создания авторского произведения искусства, в основе которого лежит оригинальная идея, уникальный замысел художника. Современное художественное образование, включающее обучение искусству батика, существенным образом влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и на развитие профессионального мастерства будущих художников.
Таким образом, удивительно многообразный батик, имеющий богатую историю, сейчас занимает одно из ведущих мест среди других видов декоративно-прикладного искусства. Он соединяет в себе стилистические особенности и художественные приёмы многих изобразительных искусств, таких как живопись, графика, витраж, мозаика. Батик позволяет создавать оригинальные ткани, которые могут служить основой для изготовления различных изделий. Сегодня батик широко используется в дизайне костюма, интерьера и как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства. Использование богатых педагогических возможностей искусства батика в образовательном процессе поможет эффективно повлиять на повышение качества современного художественного образования, эстетического воспитания и творческого развития подрастающего поколения.
Литература:
Батик. Техника. Приёмы. Изделия. – -Пресс книга, 2010. – 184 с. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития / Под ред. . – 2014. – 272 с. – (Изобразительное искусство). Декоративно-прикладное искусство. – 2015. – 288 с. – (Профессиональное образование). Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Худож. ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей. Практ. пособие для руководителей школьных кружков / Под ред. , . – 1978. – 255 с. Распишем ткань сами. – 1998. – 96 с. Эм А. Батик. – Минск. Харвест, 2011. – 320 с. роспись по шёлку. Основы мастерства. – -родник, 2007. – 111 с.