СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлены материалы, которые используются педагогом для проыедения уроков по социально-бытовой ориентировке 

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей обучающихся на уроках социально-бытовой ориентировки»»

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках социально-бытовой ориентировки »

                                              

«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно… Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

П.Н. Чернов.


     Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

   Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии.

Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием.

Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п., рационально распределять и вести бюджет семьи. 

    Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?», ведь, каждый учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали активно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Перед ним встает задача поиска таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и которые смогли бы активизировать познавательную деятельность школьников со сниженным интеллектом, стимулировать их мыслительную деятельность,  развивать их творческие способности. Одним из способов повышения интереса учащегося к предмету – это развитие креативного мышления.  

Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не только простого воспроизведения полученной информации, но и творчества. Они помогают реализовать и раскрыть творческие возможности учащихся. Творческие задания способствуют ситуации успеха, так как ребенок знает, что не получит неудовлетворительную оценку; создают положительный настрой; обеспечивают индивидуальность выполнения работы.  Выполняя любую творческую работу в учебном процессе, школьник не только использует знания, приобретённые ранее, пересматривает литературу по предмету, но и опирается на жизненные ситуации, проявляет свой индивидуализм и черты творческой личности. Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но и уметь фантазировать, не бояться просить помощи.

     Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  1. не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

  2. является практическим и полезным для учащихся;

  3. связано с жизнью учащихся;

  4. вызывает интерес у учащихся;

  5. максимально служит целям обучения.

     При использовании творческих заданий и формировании креативного мышления для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся стоит придерживаться некоторых  рекомендаций:

1.творческие  задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока − они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т. д.;

2.творческие  задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета;

3.должен быть последовательный переход от простых заданий к сложным;

4.необходимо учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты творческих заданий различной степени сложности.

    Виды творческих заданий достаточно разнообразны. Это:

-  кроссворды, ребусы, шарады, головоломки;

- танец, пантомимика, пластика;

- сочинения, придумывание  сказок,  стихотворений, историй;

- выполнение рисунков, плакатов, поделок;

- составление тестов, опорных схем,  инструкционных карт;

- проектная деятельность;

- доклады и др.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.


Кроссворды на уроках СБО.

     Думаю, сейчас вряд ли кто-то вспомнит и задумается о том, кто был первопроходцем в составлении кроссвордов. Удивительно и то, что уже достаточное количество лет эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется. Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания. В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. Использование кроссвордов позволяет индивидуально и дифференцированно подходить к учащимся на уроке. Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе. В своей деятельности я, в настоящее время широко использую кроссворды.


Ребусы на уроках СБО.

     Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказываний зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.           


Загадки на уроках СБО.

     Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия. Загадки можно использовать и при составлении кроссворда.


Проектная деятельность.


Проект  специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся его представлением в рамках устной или письменной презентации. Тематика проектов определяется,  исходя из содержания курса СБО, практической значимости, а также доступностью их выполнения.

    Использовать проектную технологию я начала с раздела программы «Питание».  Причем, проектная деятельность по данной теме  может быть организована в каждом классе.

Например, в 5 классе – это проект «Питайся правильно: вредные и полезные продукты»,  в 6 классе – «Книга рецептов: блюда из макарон», «Блюда из картофеля», в 7 классе – «Первые блюда», 8 класс – «Блюда из теста», «Домашнее консервирование», 9 класс - «Блюда праздничного стола».

             Очень важный, интересный проект – «Моя будущая профессия» в 9 классе. Учащимся было предложено собрать материал  (загадки, пословицы, профессиограммы, фотографии) о той профессии, которую они желают получить, выполнить рисунки. Этот проект очень важен для профессионального самоопределения выпускников,  способствует развитию и обогащению знаний учащихся об окружающем мире профессий, способствует более успешной социализации обучающихся.

     Еще один проект, в котором принимали участие  учащиеся различных классов – «Новогодние красавицы». Цель проекта: изготовление из подручного материала новогодних елок.  Учащимися были сделаны елки из макарон, фасоли, шишек, бумажных салфеток, трубочек от детского сока и др. Этот проект очень сплотил учащихся, научил работать вместе, дружно, помогая друг другу.

    Я привела примеры только некоторых проектов, использование которых возможно на уроках СБО. 


Моделирования проблемных ситуаций.

     Разыгрывая и разбирая различные проблемные  ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения, навыки культуры общения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях. Существует ряд групп моделированных проблемных ситуаций:

Моделирование микроситуаций.

     Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо при помощи жестов, мимики и может иметь большое количество вариантов.

     1. Задание  выполняется  одним  человеком,  которому  предлагается  изобразить

человека, которому стыдно, плохо, весело, грустно, он устал, рассержен, болен и т.д.

     2. Задание выполняется одним человеком: показать ученика, который опоздал на урок и не решается войти в класс, на приеме у зубного врача.

     3. Участвует группа из 2-3-х человек. Им предлагается разыграть микроситуацию: поздороваться со знакомым, стоящим на другой стороне дороги; ссору, извинения, примирение; успокоить сидящих в комнате; спросить у прохожего время.

     4. Упражнения усложняются действиями с воображаемыми предметами. Учащиеся получают задание вбить в стену гвоздь, повесить на этот гвоздь картину; вручить цветы актеру; сидя за столом, взять печенье, находящееся на противоположном крае стола.

Проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы.

     Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.

     1. Два ученика поссорились, пришел учитель и помирил их.

     2. Ученица плачет. Она больна и не может вместе со всем классом поехать на экскурсию. Две подруги предлагают остаться с ней, чтобы ей не было скучно.

     3. Вы сели в автобус и оплатили проезд в общественно транспорте.

     4. Маленький ребенок упал и поранил ногу. Медсестра оказала первую помощь мальчику.

     5. Молодой человек пришел на почту, ему нужен бланк для почтового перевода. Он просит у оператора бланк, и она ему дает.

Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.

     Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию.

     1. Один ученик взял в библиотеке книгу. Его сосед по парте незаметно вырезал из этой книги картинки. Это видел третий ученик. На другой день все ругают первого ученика за варварское обращение с книгой.

     2. Два друга на время решили поменяться ручками. Один из них нечаянно сломал ручку и начал требовать назад свою. В спор включились ребята и воспитатель.

     3. Во время диктанта ученик незаметно для окружающих списывает у соседа (с его согласия). В результате сосед получает «2», а ученик, который списывал «3».

     4. Ты подходишь к друзьям, сидящим на лавочке. Они курят и предлагают тебе закурить.

     5. Мама с сыном пришли в магазин за покупками. Денег хватает на две недорогие вещи для мамы и сына. Но сын увидел дорогую игровую приставку и просит купить.

     6. Мама пришла с работы больная, а ты собираешься на вечеринку. Дома надо приготовить ужин, проверить уроки у младшего брата.

Моделирование ситуаций по заданной теме.

     Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Учащимся дается тема, по которой они придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию:

«Верный друг»;

«Некрасивый поступок»;

«Знакомство в купе поезда»;

 «Ссора с другом»;

«Ребенок упал с велосипеда».

Вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их.

     После того как школьники показывали свои решения предлагаемых упражнений, организовывалось их обсуждение в форме беседы о ситуации вообще и способах ее решения.

     Моделирование реальных ситуаций, предлагаемые учащимся, должны различаются не только содержанием, но и степенью сложности.

     Это лишь малая толика того количества творческих заданий, которые могут быть предложены детям на занятиях СБО. Данные задания дает возможность ребенку с ограниченными возможностями здоровья проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того, ребята приобретают навыки конструкторской, частично-поисковой деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. А именно это и является своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!