Баранова Г.А.
Кандидат педагогических наук, доцент
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области
«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»
Бакаева Л.Ю.
Учитель технологии
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Северо-Агеевская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, творческая деятельность, способности, внеурочная деятельность, средства декоративно-прикладного творчества
В результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии.
Основной задачей коррекционной школы сегодня является возможность адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современном обществе, выпускники должны быть готовы к жизненным изменяющимся условиям. В связи с этим развитие творческих способностей становится сегодня одной из проблем коррекционного образования.
Педагогика и психология накопила значительный опыт исследования по теории развития творческих способностей: М.С. Гафитулин, Н.И. Кирнос, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев; идеи практической психологии и диагностики развития творчества изложены в работах: Л.С. Выготского, Р.М. Грановской, Ю.С. Крижанской, В.Я. Ляудис, Н.П. Щербо.
Однако, в работах многих известных педагогов и психологов (Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, И.Я. Лернер, Т.Д. Марцинковская, А.М. Матюшкин и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе коррекционного образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – опыта развитий творческой деятельности.
Развитие творческих способностей – важнейшая задача коррекционного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможна только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности учителя. Необходимо систематическое, повседневное качественное совершенствование и приращение уровня ближайшего развития [4].
Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда, культуры человеческих отношений в целом. Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности обучающихся с ОВЗ. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Однако следует отметить, что наибольшая сложность трудового обучения состоит в формировании обобщенных умений – способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но при изменении условий. Такая особенность обучения обусловлена нарушениями, имеющимися в интеллектуальном развитии обучающихся, поэтому им достаточно сложно провести самоанализ, планировать, делать выводы, составлять отчет без помощи учителя. На всех этапах уроков, занятий ведется коррекционная работа, направленная на повышение готовности обучающихся к самостоятельной организации умственной и физической деятельности в ситуациях, которые включают элементы нового.
Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы он мог совершать трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, ткани, дерева. Чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
На занятиях творческим трудом во внеурочное время в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого. Дети с ОВЗ под руководством педагога могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, композиций из природных материалов, вышивки, бисероплетения.
Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественного видения окружающей действительности, творческого мышления. Изготовление конкретных поделок, изделий не является самоцелью, а служит средством развития творческих способностей учащихся.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства.
Однако происходит это не само по себе, а при условии «…систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка»[2, 24]. Отбор методов и приемов обучения и воспитания учащихся с ОВЗ должны максимально способствовать художественно-эстетическому развитию и отвечать особым образовательным потребностям детей, специфике коррекционно-педагогической работы.
Создание ситуаций успеха особенно важно в работе с обучающимися с ОВЗ. Они должны быть направлены на преодоление пассивности, агрессии, страха, неуверенности, вызванные нарушениями в психическом развитии.
В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигаются в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и др. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. «Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия»[1, 76]. Педагог помогает учащимся преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденной неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности.
Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Например, открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится – ничего страшного, можно попробовать еще раз». Применяемые педагогом на занятиях способы стимулирования развития творческих способностей можно представить следующим образом: обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка; обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
В процессе проведения занятий большое внимание уделяется формированию и развитию следующих групп универсальных учебных действий, уровень развития которых позволит ребенку полноценно реализовать себя в творческой деятельности. Так, например: личностные УУД – стремление к получению новых знаний; ориентация на понимание успеха в творческой деятельности; формирование основ социально-ценных личностных качеств: трудолюбие, организованность, добросовест-ное отношение к делу, любознательность, потребность помогать другим.
Регулятивные УУД: «…развивать умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с образцом; умение выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов»[3, 380].
Познавательные УУД: приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; исследовать особенности предлагаемых изделий; развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
Коммуникативные УУД: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении работ и несложных проектов; сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; формировать собственное мнение и позицию.
Литература
1. Баранова Г.А. Подготовка педагога к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе современной школы в условиях инклюзивной практики // В сборнике статей международной научно-практической конференции: III Международные научные чтения (И.И. Ползунова). Европейский фонд инновационного развития. М., 2016. – С. 76.
2. Баранова Г.А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 24.
3. Баранова Г.А. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами предметного содержания // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. – № 1-2. – С. 380.
4. Выготский Л.С. Развитие творческого таланта: Методическое пособие. – Спб.: Союз, 2008. – 264 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Изд. Питер, 2006. – 297 с.