СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка (из опыта работы) для педагогов и родителей, занимающихся с детьми раннего возраста нетрадиционными способами рисования

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования»

Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka


Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования

Номинация «Дошкольное образование» (ИЗО)


Макаровская Любовь Васильевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад №7 «Теремок» г. Коряжма

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему: «Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования» я считаю актуальной.

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.

Что такое творческие способности?

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:
- умение познавать все новое;

- стремление к познанию;

- активность и живость ума;

- умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное

- стремление к постоянным открытиям;

- умение применять на опыте полученные умения и знания;

- свобода воображения;

-интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном возрасте.

Поэтому развитие творческих способностей детей - одна из главных задач воспитания.

Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою оригинальную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

Мной была выдвинута следующая гипотеза: я предполагаю, что использование нетрадиционных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста обеспечит положительную динамику в формировании их творческих способностей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель моей работы:

 развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  • сформировать у детей технические навыки рисования, познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования

  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.

  • развивать воображение и творческие способности детей.

  • обогащать и расширять художественный опыт детей

  • побуждать ребенка экспериментировать

  • поощрять и поддерживать творческие находки

  • развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату. способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему

Для реализации поставленных мною задач я разделила свою работу на три этапа:

1.Констатирующий этап - методическое и дидактическое обоснование проблемы.

Проведя анализ теоретического материала по теме «Развитие творческих способностей ребенка посредством нетрадиционного рисования», я пришла к выводу, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов.

С целью определения имеющихся знаний по данной теме у родителей воспитанников, я провела анкетирование: «Творчество ребенка». После анализа анкет, оказалось, что развитие творчества, по мнению родителей, не является важной задачей для детей дошкольного возраста. Поэтому я составила план работы с родителями по теме: « Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования».

Для определения направлений в работе с детьми по данной теме я разработала диагностику по кружковой работе, исходя из результатов диагностики, разработала перспективное планирование, за основу взяла литературу: «Занятия по рисованию с дошкольниками» Казакова Р.Г.; «Детское творчество» Анке Шмид.

2.Формирующий этап - целенаправленная работа со всеми участниками педпроцесса.

На данном этапе я работала по трём направлениям:

  • Организованная деятельность с детьми;

  • Взаимодействие с родителями;

  • Методическая деятельность с педагогами;

  • Организованная деятельность с детьми:


Основными формами организации образовательного процесса стала кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. Занятия кружка «Мастерская радости» проходили во вторую половину дня, в свободное время 1 – 2 раза в неделю.

Для того чтобы занятия проходили наиболее эффективно, я придерживалась принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагались темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также создавались  психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В моей работе использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, загадки. Для занятий я старалась приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения.

Всё это помогло заинтересовать детей, настроить его на творческую деятельность.



Свою работу я начала со 2 младшей группы, постепенно, как и принято "от простого к сложному", по подсказке китайской пословицы: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму". И я начала не только говорить, но и показывать, и дала возможность, сделать малышам то, что они и умели делать. Только чтобы они в конце работы, получали не просто "каракули" понятные лишь им, а получили результат, понятный всем: и нам, и родителям, которые видят их шедевры .

Остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, кулачком, рисование пальцем ноги, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, печатки). Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинала с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно проводились физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, анализ в конце занятия работы детей.

Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Этот способ изображения обеспечивает детям свободу изображения. Работу начинали сразу с использованием нескольких цветов.

Учились рисовать ладошкой петушка, бабочку.

Очень детям нравилось рисование кулачком: котенка, слоненка, зайку. Чтобы нарисовать животное такой техникой, мы приставляем сложенный кулачок ребенка, и обводим карандашом, закрашиваем, дорисовываем ножки, ушки, глазик.

Осенью, гуляя с ребятами, мы собрали листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д. Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа


Другой интересный вариант рисования, который я использовала – метод «тычком жесткой полусухой кистью». Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом изображали веселого снеговика, домашнее животное, елочку, цыпленка, одуванчик. Работы вышли очень интересные и разные.

С помощью ватной палочки рисовали зайку на лужайке, рыбку.

В работе использовалось рисование печатками, пробками, пенопластом. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции, например ягоды, снежинки.и т.д. . Дети аккуратно прижимали предмет в штампельной подушке с краской и наносили оттиск на бумагу.


Со второго полугодия опробовали технику скатывания бумаги. Дети старались мять бумагу, скатывали из нее шарик и аккуратно наклеивали на основу. В результате появлялись забавные снеговики, мимозы для мамы.

Много радости вызвало рисование пальчиком ноги. Для начала я попросила детей оставить отпечатки ноги на бумаге. Затем каждый рисовал все, что захочет. Рисовать пальцами ног лучше сидя на стульчике. Краска наливается в мелкие мисочки, чтобы удобно было макать пальцами. Рисовать лучше всего большим пальцем, но можно и всеми пятью.

В рамках Дня открытых дверей, детского сада, дети показали свои умения в технике проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

  На открытом занятии для воспитателей нашего детского сада, дошкольники, опробовали технику обрывания бумаги. Получилась коллективная работа «Колобок».


В среднем дошкольном возрасте дети познакомились с такими техниками как Капельный батик, фроттаж (техника затирания), рисование мыльными пузырями, рисование расческой, вилкой, рисование а проигрывателе, рисование крупными бусинами ,текучие краски , техника восковой вытяжки, рисование льдинками.


Неожиданным открытием для детей стало рисование мыльными пузырями подарка для Карлсона. Я разводила мыльное средство в воде, добавляла в краску, получался густой насыщенный цвет. Дети опускали трубочку в тарелку и начинали дуть через нее в воду. Благодаря этому на поверхности воды появлялись пузырьки. Мы брали лист бумаги и аккуратно накладывали его сверху на пузырьки. Появлялись красивые цветные узоры.

Забавным стало для детей и рисование вилкой. Наливали краску в блюдца, окунали в нее вилку задней частью и переносили краску на бумагу, тем самым отпечатывая иголки у ежа.

Дошкольники с радостью выполняли задание Снегурки, пришедшей на занятие, рисуя цветными льдинками подарки для лесных жителей. Для этого я размешала гуашь в воде, разлила по формочкам и заморозила. Цвета на бумаге получились яркими, насыщенными.

Рисуя крупными бусинами дети получили массу удовольствия и радости. Способ рисования: на дне упаковки фиксируется лист картона и на нём крепится силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 ёмкостях с разной разведённой краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от силуэтной вставки.

Много старания и терпения дети приложили при использовании техники восковой вытяжки, рисуя цветы мамам. Для работы мы нарисовали восковыми мелками несколько небольших кружков. Затем каждый обвели красками разных цветов, ластиком, легкими движениями вытягивали краску из середины кружков в разные стороны. Особенно красивыми получились цветы, при сочетании синего, желтого и красного цвета.

Неожиданным показалось детям и рисование на проигрывателе «Мышка убегает от кошки». В середине одноразовой плоской картонной тарелки вырезается отверстие, надеваем тарелку на диск проигрывателя и прикрепляем с помощью скотча. Включаем проигрыватель. Поставим фломастер на край тарелки и медленно ведем руку к центру. Автоматически вырисовываются спиралевидные круги.

В своей работе я заметила, что детям нравится рисовать при помощи клякс. Мы познакомились с техникой рисования – раздувание краски. На лист бумаги мы нанесли несколько капель жидкой краски, затем дуя в трубочку раздуваем кляксу от центра в стороны. Рисуя таким способом получались и задорные танцующие человечки, унылые «Осенние мотивы.»

С помощью расчески рисовали «Верблюда в пустыне». Дети наносили кляксу, и размазывали ее по бумаге расческой. Зубья расчески оставили характерные полосатые следы.

Понравились детям и такая техника как «Фроттаж» (техника затирания). На занятии мы помещали шаблоны под лист бумаги и заштриховывали его восковым мелком, «вырастал »яблоневый сад.

Кружковцы узнали, что с помощью наждачной бумаги тоже можно рисовать. Дети закрашивали лист наждачной бумаги восковыми мелками, изображая любой сюжет. Затем мы положили белый лист на стопку старых газет и на него сверху лист наждачки разрисованной стороной. Я проглаживала наждачную бумагу. Воск отпечатывался на листе бумаги.

Научились мы и новому приему «присыпание солью» по мокрой краске для создания объемности изображения. Получился красивый кафтан для Деда Мороза.

Техникой «набрызги» рисовали Зимушку –зиму. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Знакомство с такой техникой как капельный батик стало настоящей загадкой для детей. Только в конце работы стало понятно, что изображено на картине. Я зажженой свечой накапала воск на лист бумаги, затем дети наносили слои краски, так повторилось несколько раз. Затем работа проглаживалась утюгом. Получилось яркое, новогоднее конфетти.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображение, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации.

Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия

  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости

  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей

  • Развивается мышление, речь, воображение

  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов

  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции

  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.



  • Взаимодействие с родителями .

Многие исследователи отмечают, что работа по развитию творчества ребенка должна проводиться в тесном контакте с родителями.

Результаты анкетирования определили направления, по которым я строила взаимодействие с родителями. Взаимодействие строилось через детей к родителям. Всё, чем мы занимались с детьми в кружковой работе, оформлялось в памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации и т. п.

Чтобы вовлечь родителей в организацию развивающей среды, я предложила оформить многофункциональную ширму по рисованию, с целью стимулирования у детей стремления применять полученные знания, навыки в самостоятельной деятельности.

Совместно с родителями оформлялись газеты «Я рисую с мамой», рисунки к Юбилею детского сада, «Зимние забавы» и т.д.

Был оформлен уголок «Наше творчество» в приемной, где вывешивались работы детей.

Систематически менялась информация по теме «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования». Предлагались такие консультации как «Как научить ребенка рисовать», «Порисуем», «Чем занять детей», «Что означает детский рисунок» и т.д.

Проводился практикум для родителей по нетрадиционному рисованию, где родители сами получили навыки в рисовании нетрадиционными способами.

  • Методическая деятельность с педагогам.

Углубленно работая по данной теме, я делилась с коллегами приобретенным опытом. Провела следующие открытые занятия: «Колобок», для педагогов детского сада; «Узоры на окне», для педагогов города .

Чтобы рассказать о новинках литературы по данной теме, я провела консультацию «Обучение дошкольников нетрадиционным способам рисования», семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования».

3.Аналитический этап – определение динамики в развитии творческих способностей детей, овладение навыками нетрадицинного рисования. Выявление эффективности созданных условий для развития творческих способностей детей.

Анализ проведенной работы отражает положительную динамику, о чем свидетельствуют следующие результаты:

Диагностика по развитию творческих способностей детей:

Уровень развития детей

Сентябрь2010г.

Май 2012г.

Высокий

0%

73%

Средний

32%

28%

Низкий

68%

0%



Проведенная диагностика говорит о том, что дети приобрели определенные умения и навыки.

Диагностика участия родителей в совместной работе:




Сентябрь 2010г.

Май 2012г.

Количество родителей, участвовавших в совместных мероприятиях



20%



65%



Анкетирование родителей в мае 2012 года выявило повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей нетрадиционным техникам рисования, по сравнению с показателями сентября 2010 года.

Большинство родителей считают, что данная тема – одна из важных направлений в работе как детского сада, так и родителей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась. Углубленная работа по теме: «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования» способствовала тому, что воспитанники и их родители стремятся создать новое, оригинальное, формированию у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Известный академик Поддъяков Н.Н. писал «Ребенок в процессе собственной активности выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящей ее цели, ищущий пути и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова».

Я считаю, что данная тема всегда была и будет актуальной. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

  1. 1.Акулёнок Т.С. . Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование.

  2. Алексеева В. В. Что такое искусство? - М.: Просвещение, 1991.

  3. Анке Шмид. Детское творчество: пер. с нем.. – М. Мой мир,2007.

  4. Алехин А. Д. Когда начинается художник / А.Д. Алехин - М.: Флинта, 1993.

  5. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы.-М.: Просвещение, 1968.

  6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М.: Просвещение, 1973.

  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 3-е издание / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1998. – 355 с. 15.

  8. 16.Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С.Галанов [и др.]- М.: Наука, 2005 – 354 с.99 17.

  9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

  10. Казакова Т.Т. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985.-78с.

  11. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.

  12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 98 с. 29

  13. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010. 3

  14. Флёрина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1966.

  15. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - 175 с. 41.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!