СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная ( общеразвивающая )программа художественной направленности "Умение ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время ученые в своих трудах в области развития и образования детей дошкольного возраста и даже раннего дошкольного возраста, делают акцент на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. Аппликация - это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками раннего и младшего возраста. Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъёмном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.Создавая красивые аппликации своими руками,видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Всё это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения в будущем. Решение проблемы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество. Новизна программы заключается в системе работы с бумагой, которая построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления поделок из бумаги, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения. Программа носит многоаспектный характер. Ее реализация развивает у детей тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно- пространственную ориентировку, координацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление. Цель программы: Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством нетрадиционных методов и приёмов в художественно эстетическом творчестве: объёмной аппликации. Основные задачи: 1. Формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации. 2. Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок), работать с клеем, склеивать детали. 3. Учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)обогащение сенсорных впечатлений развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер. 4. Развитие речевых навыков, использование прилагательных, глаголов в речи. 5.Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия. 6. Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных, коллективных работах.Методическое обеспечение Программы Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. При составлении Программы учитывалось: - время занятий по дополнительному образованию детей в МАДОУ - соответствие СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г. - соответствие Типового положения о дошкольном образовательном учреждении № 2562 от 27.10.2011г. - соответствие ФГОС дошкольного образования. Программа предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие мелкой моторики рук, на овладения способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, через обучение нетрадиционными техниками аппликации опирается на принципы построения общей дидактики: - связи с жизнью, - систематичности, - реалистичности, - активности, - контролируемости, - последовательности, - индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, - доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, - наглядности, - обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей. Программа рассчитана на познавательный материал в объёме36 часов по 1 занятию в неделю, длительностью 15 минут. Из этого количества 9 часов отводится на теоретический курс, 27 часов – на практическую деятельность дошкольников. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста (3-4 лет). Каждое занятие состоит из нескольких частей. Вводная часть: Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми. Основная часть: Цель основной части занятия - развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.Завершающая часть: Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. Оптимальное количество детей – 10 человек. Занятия проводятся фронтально и носят творческий характер. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей. Ожидаемые результаты: Предполагается, что у ребенка: - будет повышен уровень развития творческих способностей; - будут сформированы основы предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; - будут сформированы основные приёмы в технике «бумажная пластика» (умения разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира); -формирование навыков работы с клеем; - будет развита мелкая моторика руки (движения обеих рук согласованны, а движения пальцев дифференцированы). Срок реализации программы:1 год.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная ( общеразвивающая )программа художественной направленности "Умение ручки"»

В настоящее время ученые в своих трудах в области развития и образования детей дошкольного возраста и даже раннего дошкольного возраста, делают акцент на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. Аппликация - это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками раннего и младшего возраста. Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъёмном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.Создавая красивые аппликации своими руками,видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Всё это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения в будущем. Решение проблемы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество. Новизна программы заключается в системе работы с бумагой, которая построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления поделок из бумаги, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения. Программа носит многоаспектный характер. Ее реализация развивает у детей тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно- пространственную ориентировку, координацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление. Цель программы: Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством нетрадиционных методов и приёмов в художественно эстетическом творчестве: объёмной аппликации. Основные задачи: 1. Формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации. 2. Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок), работать с клеем, склеивать детали. 3. Учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)обогащение сенсорных впечатлений развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер. 4. Развитие речевых навыков, использование прилагательных, глаголов в речи. 5.Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия. 6. Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных, коллективных работах.Методическое обеспечение Программы Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. При составлении Программы учитывалось: - время занятий по дополнительному образованию детей в МАДОУ - соответствие СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г. - соответствие Типового положения о дошкольном образовательном учреждении № 2562 от 27.10.2011г. - соответствие ФГОС дошкольного образования. Программа предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие мелкой моторики рук, на овладения способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, через обучение нетрадиционными техниками аппликации опирается на принципы построения общей дидактики: - связи с жизнью, - систематичности, - реалистичности, - активности, - контролируемости, - последовательности, - индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, - доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, - наглядности, - обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей. Программа рассчитана на познавательный материал в объёме36 часов по 1 занятию в неделю, длительностью 15 минут. Из этого количества 9 часов отводится на теоретический курс, 27 часов – на практическую деятельность дошкольников. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста (3-4 лет). Каждое занятие состоит из нескольких частей. Вводная часть: Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми. Основная часть: Цель основной части занятия - развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.Завершающая часть: Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. Оптимальное количество детей – 10 человек. Занятия проводятся фронтально и носят творческий характер. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей. Ожидаемые результаты: Предполагается, что у ребенка: - будет повышен уровень развития творческих способностей; - будут сформированы основы предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; - будут сформированы основные приёмы в технике «бумажная пластика» (умения разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира); -формирование навыков работы с клеем; - будет развита мелкая моторика руки (движения обеих рук согласованны, а движения пальцев дифференцированы). Срок реализации программы:1 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!