Слайд 1 | Слабикова О.Н. учитель технологии МОУ «СОШ №13» г. Железногорск, Курская область |
«Развитие творческих способностей школьников
во внеурочной деятельности через технику «Батик»
(из опыта преподавания внеурочной деятельности)
Слайд 2
Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.
Слайд 3
Всестороннее развитие личности - это требования настоящего времени. Школьная программа не несет в себе потенциала формирования творческой личности в достаточной мере, она скорее направлена на получение учениками определенного объема знаний. А вот внеурочные занятия могут развивать не только художественные способностей ребенка, а также его самостоятельность, инициативу, стремление к самореализации и самоопределение…
Слайд 4
Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
В наши дни батик очень актуален и широко применяется при дизайне интерьеров. Роспись по ткани можно использовать при изображении картины, украшении одежды, аксессуаров. К тому же художники-дизайнеры подбирают цвета в сочетании с интерьером. С помощью батика можно придать комнате свой внутренний мир. Применяя интересные приёмы и разные техники батика можно добиться необычных результатов и воплотить различные творческие идеи.
Слайд 5
Батиком украшают платья, блузки, брюки, юбки, шейные платки, шарфики, сумки. Надевая изделие, расписанное красками, по своему желанию,
человек приобретает свой стиль.
Батик - это очень уникальный, хороший подарок для себя и для близких людей. Посещая друзей, можно увидеть где-то уже встречающийся батик. А можно приметить и ручную авторскую работу, которая делается в единственном экземпляре и является индивидуальным воплощением мастерства. Так как художник, который проделывает авторскую работу, уже не сможет точно повторить своё изображение на ткани, потому что как растекаются краски, получается линия кисточкой и что выходит в результате отпаривания изделия предугадать с большей точностью невозможно.
Роспись ткани развивает фантазию, творческие способности, мелкие мышцы рук, умения доводить начатое до конца, способствует воспитанию выдержки, настойчивости. В процессе выполнения работы в технике батик, учащиеся испытывают незабываемые положительные эмоции, а эмоции - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Слайд 6
Я сама давно заинтересовалась этой техникой и решила организовать внеурочные занятия «Волшебный узор», на базе школы МОУ «СОШ №13».
Для начала было проведено анкетирование среди учащихся 6 классов на владение информацией о технике Батик. В анкете было 5 вопросов (они на экране). Из диаграммы видно, что знают о технике мало человек из опрошенных, а вот хотели бы узнать и овладеть данной технологией большинство участвовавших в анкетировании. Исходя из моего желания и результатов анкетирования внеурочная работа «Волшебный узор» была начата.
Слайд 7
Из всех видов батика самым доступным является холодный. Это нанесение контура резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина.
Здесь можно сказать, что сложностью в работе является только приобретение достаточно дорогих материалов, инструментов и приспособлений. Но для увлеченных людей это тоже не является преградой для творчества.
Слайд 8
Мною разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные узоры» по предмету технология в соответствии с требованиями ФГОС для занятий в 6,7,8 классах. Для реализации раздела «Батик» в данной программе в 6 классе отводится 12 часов, в 7 классе 15 часов, в 8 классе 16 часов. Возрастная категория учащихся 12-14лет. Занятия посещают также учащиеся с ОВЗ. Группа 6 классов занимается один раз в неделю, 4 часа. Группы 7 и 8 классов занимаются один раз в неделю, 2 часа. Количество детей в группах от 6 человек.
Слайд 9
Главная цель внеурочных занятий «Волшебный узор» - создание условий, способствующих развитию творческого потенциала личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества.
Моя практика показывает, что эта цель сложная, но интересная. С одной стороны, мне нужно для каждого учащегося создать условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой – расширять культурное пространство и формировать среду, позволяющую ребёнку развить художественно-эстетическое видение мира, реализовать его стремление к самовыражению.
Актуальность
На внеурочных занятиях «Волшебный узор» я нахожу подход к каждому ребенку. Это дает возможность строить его личную траекторию достижений опираясь на индивидуальные возможности каждого.
В зависимости от поставленных задач использую различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, а чаще всего их сочетания. Мои формы работы - фронтальные и индивидуальные; работа в парах, группах.
Новизна
В процессе обучения использую современные художественные материалы и технологии декорирования ткани.
Учащиеся знакомятся с новыми инструментами необходимыми в работе, приёмами и правилами безопасной работы. Расширяют и углубляют знания по цветоведению, составлению эскизов декоративных композиций, разных способов и технологий выполнения росписи ткани.
Слайд 10-11
При наличии необходимых материалов и инструментов техника батика довольно проста в исполнении и прекрасно подходит для учащихся 6-8 классов.
Ученицы проявляют к ней большой интерес, ведь работы получаются яркими, красочными, лёгкими и прозрачными. Да и процесс растекания краски очень увлекает. Эта техника росписи ткани дает большой простор для фантазии…
Каждое мое занятие состоит из теоретической части (10 мин) и практического выполнения задания (35 минут). Теоретические сведения – это объяснение нового материала, знакомство с информацией познавательного характера.
При обучении я продумываю содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась продолжением и закреплением теоретических знаний, полученных учащимися. Так в начале знакомства с техникой батик, мы изучаем историю происхождения данной техники, знакомимся с основами натягивания ткани на раму, учимся переносить изображение с эскиза на ткань и приступаем к последовательности выполнения самой росписи…
Перед тем как приступить к выполнению работы, я создаю положительный эмоциональный настрой. В этом мне помогают слова: «Свой мир мы создаем сами, наполняя его тем, чего ждем от него».
В ходе занятий учащиеся узнают, что роспись и украшение ткани – увлекательная деятельность, которая может наполнить нашу жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие от реализации самых смелых идей до получения готового изделия, которые могут открыть талант художника, дизайнера одежды или интерьера. И связано это, с одной стороны, с чудесным материалом - шелк, бязь, ситец и т д., с другой стороны, с прекрасными яркими красками…
Слайд 12
В своей работе применяю инновационные модели внеурочной деятельности -создание проектов и их защита. Этот метод ориентирован на интерес и творческую самореализацию, развивает интеллектуальные и волевые качества.
Результативность образовательного процесса
Слайд 13-14
Ежегодно ученицы кружка участвуют в городских выставках и занимают призовые места. Так в 2017 г. ученица 8 «Г» класса Гришакова Анастасия приняла участие в городском конкурсе детского творчества «Жемчужина КМА» и заняла II место в номинации «Почёт и слава горнякам» (7-18 лет), работа была выполнена в технике холодного батика.
Слайд 14
А в 2018 г. Гришакова Анастасия, ученица 9 «Г» класса приняла участие в городском конкурсе-выставке «Детству безопасные дороги» и заняла III место, работа была выполнена в технике холодного батика.
Слайд 15
Так же в 2017 г. Чупахина Мария, ученица 5 «Б» класса приняла участие в городском конкурсе «Рождественская открытка и «Русь православная» и заняла III место, работа была выполнена в технике холодного батика.
Слайд 16-17
В 2017-2018г. Кузина Анастасия, ученица 5 «А» класса заняла I место в областном фестивале «Детство без границ» в номинации «Батик» и стала участницей международного фестиваля «Детство без границ» в номинации «Батик».
Слайд 18-19
В 2018-2019 г. Кузина Анастасия, ученица 6 «А» класса и Данилова Снежана, ученица 5 «Г» заняли III место в областном фестивале «Детство без границ» в номинации «Батик».
Слайд 20
В 2018 г.-2019 г. ученица 6 «А» класса Кузина Анастасия приняла участие в городском конкурсе детского творчества «Жемчужина КМА» в номинации «Почёт и слава горнякам» (7-18 лет), работа была выполнена в технике холодного батика.
Слайд 21
В 2019 г. Данилова Снежана, ученица 6 «Г» класса приняла участие в городском конкурсе «Русь православная» и заняла III место, работа была выполнена в технике холодного батика.
Слайд 22
По результатам участия учащихся в различных конкурсах мне были вручены благодарственные письма и дипломы руководителя.
Слайд 23-24
Опытом работы делюсь со своими коллегами:
Выступаю на заседаниях городского педагогического сообщества учителей технологии: в 2018-2019 г. провела мастер-класс для учителей МОУ «СОШ №13» и города на тему «Методы, средства и приёмы работы на уроках технологии и во внеурочной деятельности с учащимися, на примере обучения техники «Батик».
Для распространения педагогического опыта выступила на заседании педагогического коллектива школы в 2017-2018 г с темой «Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности через технику «Батик», а также провела мастер-класс для учителей начальных классов, ИЗО, технологи школы МОУ «СОШ№13».
Выступала на заседании МО учителей технологии
Опубликовала свою разработку на сайте Мультиурок
Считаю опыт своей работы по внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности через технику «Батик» перспективным, так как он позволяет активизировать познавательную и творческую активность учащихся… Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему внеурочного образования детей становится особенно актуальным. Данный опыт рекомендую использовать не только преподавателям школ, но и педагогам дополнительного образования, готовых выйти за рамки программного материала.
Информационные источники:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Аверьянов А.П., Гушина, Л.В. // Мастерилка Батик. – М., - 2000
Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования / Л.А. Буровкина. – М.: 2011. – 320с.
Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н.В. Занкова// Н. ш.№4 2003.
Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.
Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1995. – 345 с.
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикой: учебник / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2004. - 200 с.
Методические указания для студентов специальности «Технология и предпринимательство». - Н. Новгород.: НГПУ, 2000. - 25 с.
Муравьев Е. М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. -М.: 2000.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей./ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 349 с.
Сайты:
Контуры и резервы https://bloqbatik.ru
Искусство «батик» как средство развития творческих способностей https://Kopilkaurokov.ru
Батик в интерьере https://doriandecor.ru
На пути к мечте: профессия дизайнер-Дворец творчества детей и юношества www.dtdu.ru
Холодный батик-Женские подарки www.batikgitts.com
Что такое батик https://7lafa.com
Холодный батик для ткани, одежды (фото). https://bebi.lv
Художественная роспись по ткани – декоративный элемент росписи https://studbooks.net
Батик: виды, краска, ткани, картины, панно, трафареты, эскизы, рамки https://heaclub.ru
Узелковый батик. Мастер-класс с фото для начинающих https://ped-Kopilka.ru
Искусство «батик» как средство развития творческих способностей https://Kopilkaurokov.ru
Батик в интерьере https://doriandecor.ru
На пути к мечте: профессия дизайнер-Дворец творчества детей и юношества www.dtdu.ru
Холодный батик-Женские подарки wwwbatikgitts.com
Что такое батик https://7lafa.com
Холодный батик для ткани, одежды (фото). https://bebi.lv
Художественная роспись по ткани – декоративный элемент росписи https://studbooks.net
Батик: виды, краска, ткани, картины, панно, трафареты, эскизы, рамки https://heaclub.ru