Просмотр содержимого документа
«Народный фольклор-зеркало души русского человека»
Развитие творческих способностей средствами казачьего фольклора.
Казачий фольклор является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей высокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь на протяжение долгого времени, народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса. Нравственное и эстетическое содержание казачьего фольклора, непреходящая ценность его педагогических и психологических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. Формирование и развитие творческих способностей является важной составной частью педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одной из основных задач современной школы.
В наше время творческие способности изучали многие известные психологи, среди них такие видные исследователи, как Б.Н. Никитин, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, О.С. Анисимов, Б.М. Теплов, и другие. Вопрос о проблеме развития творческих способностей в подростковом возрасте мало изучен, в отличие от других возрастных периодов.
Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить о развитии творческих способностях посредством народного фольклора. Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколения в поколение. Особую ценность составляет фольклор казачества. Культура казачества для многих педагогов является средством формирования личности подростка, как глубоко воспитанной, творческой и патриотичной личности. Народный фольклор казачества – это результат творческой деятельности нескольких поколений, несущий в себе огромный кладезь культурных ценностей в виде песен, колыбельных, попевок, частушек и других музыкальных форм народного фольклора. Данный вид творчества имеет не только развлекательную функцию, но и играет огромную роль в воспитании культурного, нравственного и культурного человека, патриота своей страны. То, насколько педагог приобщит подростков к данной теме, будет определять творческий потенциал подрастающего поколения.
Было установлено воспитательное значение казачьего фольклора на развитие творческих способностей у детей в трудах В.П. Аникина, А.А. Банина, П.Г. Богатырева, А. Рудневой, Т.В. Поповой, Е.И. Максимова, Л.В. Шаминой и других. Однако, несмотря на освещение различных аспектов темы в теории, в реальной практике образовательных учреждений подобная работа не ведется.