«Развитие творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС»
Индивидуальная программа по самообразованию педагога
Пояснительная записка
Каждый человек – это личность. Образование – это среда, растящая
личность. Основная задача современной школы – это формирование личности, которая способна:
- постоянно приобретать знания;
- использовать знания для решения широкого диапазона жизненных задач;
- автономно решать свои проблемы;
- смотреть на мир позитивно;
- нести ответственность за свои поступки;
- оптимально действовать в нестандартной, стрессовой ситуации.
Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими
станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтаем о том,
чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми.
Актуальность
Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало
развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку
возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
Современное информационное общество движется по пути развития
творческого мышления человека. Творческий человек может успешно
адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам,
находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к
самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание
творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую
актуальность и является одной их главных целей системы образования.
Индивидуальная тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС».
Цели:
-повышение уровня обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий.
-формирование желания и умения учиться.
-воспитаниепотребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
-изучить нормативные документы по внедрению ФГОС;
-внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии, совершенствовать методику преподавания учебных дисциплин;
-обеспечить внедрение в образовательный процесс педтехнологий, способствующих развитию творчества детей;
-раскрывать творческие проявления учеников;
-создать условия для развития природных задатков учащихся;
-развивать творческую активность, инициативу, фантазию, воображение;
-воспитывать любовь и уважение к людям и окружающему миру.
-обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Сроки реализации: 2019-2022 гг.
Перечень вопросов по самообразованию:
1.Наличие инноваций в работе, введение новых образовательных стандартов.
2.Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно –психологического климата.
3.Распространение педагогического опыта .
4.Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
5.Изучать педагогический опыт других преподавателей.
6.Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
7.В классе, ставить перед собой задачу –проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
8.Продолжать работу над развитием навыков использования учащимися ИКТ и справочной литературы на уроках.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, вебинары.
Формы самообразования:
- индивидуальная –через индивидуальный план;
- групповая –через участие в жизни школы.
Этапы реализации программы:
№/№ | Этапы | Содержание работы | сроки | Практическая деятельность | |
| Диагностический | Изучение литературы по теме и имеющегося опыта | 2019-2020 | 1.Изучение литературы. 2.Подписка на методическую литературу. 3.Курсы повышения квалификации. | |
| Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач. 3. Прогнозирование результатов. | 2020 | Создание программы профессионального самообразования | |
| Практический | 1.Внедрение ФГОС, применение новых образовательных технологий в образовательном процессе. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2019-2022 | Целенаправленная работа по программе. | |
4. | Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2021-2022 | 1.Выступление на заседании МО школы, педсовете | |
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, их особенности и требования. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей. | Конспекты Рекомендации. |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Ежегодно проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать и пополнять «методическую копилку». 9. Проводить открытые уроки и мероприятия для коллеги родителей. 10. Выступать с докладами, с творческим отчетом. | Рабочие программы и учебно-тематические планы. Методико-дидактические материалы Конспекты мероприятий Доклады Портфолио учителя и ученика |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по предметам | ЦОР, презентации |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии | физминутки |
| | |
| | |
План мероприятий по реализации программы профессионального самообразования.
№/№ | План мероприятий | Примерные сроки реализации |
1. | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах 2019–2022; Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, страны в области обучения и воспитания; Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях школ; | 2019–2022 г. |
2. | Использование современных образовательных технологий; Использование возможностей Интернета на уроке; Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий.; Проведение диагностик, срезов, анкетирование; Проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по предметам с использованием тестов; Развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения нестандартных уроков; Проекты на уроках, во внеклассной работе по предметам; Внедрение полученных результатов в педагогическую практику; | Постоянно 2020 г. 2020-2022 г. |
3. | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта; Выступление перед коллегами на МО, педсовете, семинаре; Оформление портфолио; Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом; Проведение открытых уроков и мастер-классов на уровне школы. | 2020-2022 г. |
| Участие в конкурсах профессионального мастерства | |
| Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время ; Систематически пополнять «Портфолио учителя» результатами работы над темой самообразования; Создать условия для участия особо одаренных; Участие детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня; Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и всероссийском уровне; Вовлекать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность; Проведение предметных недель ; Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий. | 2020-2022 г. 2019-2021 г. ежегодно |
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:
- повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;
- разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
- разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
- выступать с докладами, участвовать в конкурсах;
- обобщать опыт по теме самообразования.
Оценка эффективности программы:
- эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям;
- уровень обучаемости и обученности школьников;
- степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
- результативность участия учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, в проектной деятельности.