СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся в период дистанционного обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена одной из важнейших задач воспитания- развитию творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся в период дистанционного обучения»

Развитие творческих способностей учащихся в период дистанционного обучения

Жизнь в эпоху технологического развития становится все разнообразнее, тем самым вызывая ряд сложностей. Она требует от личности не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека являются существенной частью его интеллекта и задача их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Существуют различные трактовки понятия «творческие способности» как в трудах отечественных учёных, так и зарубежных, но все они выделяют среди основных компонентов определения творческое воображение и мышление. Для нас близко понятие советского учёного-философа А.Н. Лука. Он, исследуя проблемы творчества, выделяет такие творческие способности, как гибкость мышления, творческое воображение, легкость генерирования идей [1, с.433]. Данные качества, несомненно, нужны для успешного будущего каждого учащегося, поэтому на занятиях необходимо особое внимание уделять развитию творческих способностей обучающихся. Это можно сделать в результате проблемного обучения. Под проблемным обучением на сегодняшний день понимается такое построение учебных занятий, которое предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей. Формами проблемного занятия могут быть следующее: «мозговой штурм», лекция-беседа, разбор практических ситуация, деловая игра и другие. В условиях пандемии, которая настигла весь мир в 2020 году, учащимся пришлось перейти на дистанционное обучение. В связи с этим перед некоторыми преподавателями и учителями возник вопрос, как в данных условиях работать над развитием творческих способностей студентов и учеников. Ведь необходимы новые методики, которые можно провести в результате дистанционного обучения. В настоящее время дистанционное обучение в полной мере показало свою востребованность, хотя раньше это понятие не так часто встречалось в нашей жизни. Дистанционное обучение – «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [2]. Перейдя на дистанционное обучение важно знать, что и на расстоянии можно работать над развитием творческих способностей учащихся. К тому же у данной формы обучение есть ряд преимуществ, среди которых повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения. Мы предлагаем ряд способов, как можно поработать над развитием творческих способностей учащихся в условиях дистанционного обучения. Для начала необходимо изучить структуру работы. Важной ступенью является мотивация, без которой развитие творческих задатков немыслимо. Немаловажным этапом в развитии творческих способностей учащихся является организация процесса творческой деятельности. Далее идёт контроль качества выполнения проекта. В заключении, выявляется соответствие результатов, полученных в процессе творческой деятельности, запланированным. Также важным условием для развития творческих способностей у учащегося является свобода[3]. Рис. 1. Пример ментальной кар Существуют ряд приложений, для развития творческих способностей, с помощью которых учащиеся могут активно на расстоянии взаимодействовать со своими одноклассниками, одногруппниками, а также с преподавателем. Одним из таких приложений является MindLine. Оно позволяет быстро создать ментальную карту (mind map), а потом отправить файл или ссылку на неё одногруппникам. Использовать можно как на этапе генерации идей (дивергентное мышление), так и на этапе детальной проработки выбранной идеи и поиска решения (конвергентное мышление). Из преимуществ MindLine можно выделить то, что оно бесплатное и у него есть версии для iOS и Android[4]. Следующее приложение, которое хотелось бы выделить, это Kahoot. Его чаще используют на этапе контроля знаний. Преподаватель на данной платформе создаёт различные тесты и викторины, а учащиеся, находясь у себя дома, в игровой форме могут их решать. Также студенты и ученики могут сами придумывать различные задания друг для друга, подключая всю свою креативность, тем самым они лучше усваивают и запоминают учебный материал. Игровые технологии отлично развивают творческие способности учащихся, а также позволяют снизить эмоциональные и физические нагрузки. В заключении хотим отметить, что существуют множество методов, способствующих развитию творческих способностей учащихся, и преподаватель сам выбирает, какие из них будут более эффективны для его класса или группы. Важно помнить, что переход на дистанционное обучение не должен стать барьером для развития творческих способностей учащихся. Преподавателям необходимо адаптироваться к данным условиям и активно привлекать обучающихся к работе в таком формате.

Список литературы 1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 433 с. 2. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html (Дата обращения: 06.06.2020) 3. Развитие творческого потенциала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yourfreedom.ru/razvitie-tvorcheskogo-potenciala-2/ (Дата обращения 03.06.2020). 4. MindLine [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://play.google.com/store/apps/details?id=czh.mindnode&hl=ru (Дата обращения 01.06.2020).

© 2021 459 2