СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления учащихся старших классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первая часть практического занятия по развитию творческого потенциала учащихся старших классов, направленная на пробуждение заинтересованности у учащихся к своему внутреннему потенциалу.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления учащихся старших классов»

Тема: Развитие творческого мышления

(занятие 1)

Форма проведения: практическое занятие.

Целевая аудитория: учащиеся 10 – 11 класса.

Оборудование: мяч, список качеств, помогающих жить в изменчивом мире, выделенный участниками тренинга креативности в Санкт-Петербурге; список качеств творческих людей; список качеств, затрудняющих жизнь в современном мире; листы бумаги, ручки, фломастеры, вырезки из журналов, клей, ватманы.

Цель занятия: вооружить участников занятия приёмами активизации творческого потенциала, техниками и эвристическими приёмами управления творческим процессом.


Структура занятия:

  1. Вступление психолога о целях занятия. Упражнение «Новый опыт».

  2. Информация о креативности.

  3. Упражнение «Качества креативной личности».

  4. Упражнение «Будущее сказочных героев».

  5. Домашнее задание.


Содержание занятия

  1. Вступление психолога о целях занятия. Упражнение «Новый опыт» (20 мин.)

Здравствуйте ребята! Наше сегодняшнее занятие необычное. Современный мир требует от молодого поколения оригинальных, творческих решений. Развитие настолько стремительно, что не всегда удаётся быстро влиться и подстроиться под запросы общества. Нужно быть активным, уметь реализовать свой потенциал и, одновременно, не выпасть из ритма жизни. Именно сегодня мы приоткроем занавес, который подскажет, как же проявить себя, какие методы использовать. А сейчас проведём небольшую разминку и она поможет нам понять глубже сегодняшнюю тему занятия.

Психолог бросает мяч любому участнику. Участник, к которому попал мяч, должен ответить на вопрос ведущего. Примерные вопросы:

- что такое творчество?

- что такое потенциал?

- какие способы развития способностей вы знаете?

- что такое способности? Мастерство? Талант?

- какие бывают способности?

- в чем разница между одарённым человеком и гением?

- как вы понимаете слово «эврика»?

- что означает «гибкий» человек?

Если участник затрудняется с ответом, то он бросает мяч другому участнику. Тот, кто ответил, возвращает мяч психологу, который задаёт следующий вопрос и вновь бросает мяч любому из участников.

В помощь психологу:

- творчество – это деятельность, в ходе которой создаётся что-то новое, оригинальное;

- потенциал – это имеющийся у человека набор способностей и возможностей для развития, используя которые, он может добиться успеха в определенной сфере;

- одарённость - совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;

- мастерство - выполнение определенной деятельности с совершенством;

- талант - сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;

- гениальность - наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации;

- способности - это особенности человека, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности;

- эврика - восклицание, выражающее радость, удовлетворение при найденном решении, при возникновении удачной мысли;

- виды способностей: природные и специфические; общие и специальные; теоретические и практические; учебные и творческие; коммуникативные;

- способы развития способностей: находиться в благоприятной социальной среде; общаться с людьми, которые помогут вам знаниями и опытом по интересующей вас сфере; собственный интерес и поддержка; иногда, ситуация конкуренции; использование различных упражнений с максимальными усилиями в зависимости от того, какую способность вы желаете развить;

- гибкость - это черта личности, которая описывает степень, в которой человек может справляться с изменениями обстоятельств и думать о проблемах и задачах новыми, творческими способами. Эта черта используется, когда происходят стрессоры или неожиданные события, требующие от человека изменить свою позицию, мировоззрение или обязательства.

2. Информация о креативности (5 мин.)

Креативность – это внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипности в принятии решений (Д. Гилфорд, 1967), находить новые способы выхода из проблем, выражения мыслей (Н. Роджерс, 1990).

Бытует мнение, что творчеством могут заниматься лишь художники, музыканты, композиторы, ученые, а среднестатистическому человеку это не по силам. Как вы думаете – это верный вывод ? (ответы учащихся). Верно, это не так. Креативность присуща и домохозяйке, и водителю, да любому человеку. К. Роджерс в книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» пишет: «Творческий характер имеют… действия ребёнка, изобретающего со своими товарищами новую игру…домохозяйки, изобретающий новый соус для мяса…»

Не обязательно писать тома книг, делать научные открытия, достаточно находить удовольствие в ежедневном труде, учебе, в помощи людям, творчески подходить к любому делу.

Для самореализации важным является самообладание и уверенность в себе. А этого возможно достичь, развивая в себе свой внутренний потенциал, избавляясь от алгоритмов и стереотипов.

3.Упражнение «Качества креативной личности» (30 мин)

Цель: осознание каждым участником группы своего жизненного опыта; прояснение понятия «креативная личность»; определение барьеров, блокирующих её проявление.

Оборудование: список качеств, помогающих жить в изменчивом мире, выделенный участниками тренинга креативности в Санкт-Петербурге; список качеств творческих людей; список качеств, затрудняющих жизнь в современном мире; листы бумаги, ручки, фломастеры, вырезки из журналов, клей, ватманы.

Методика проведения

Для работы учеников необходимо объединить в 3 команды. Команды выбирают командиров, которые вытягивают по жребию свои задания. Необходимо изучить списки, которые вытянули командиры по жребию, обсудить и презентовать остальным учащимся в виде плаката.

Качества творческих людей:

Лидерство.

Профессиональная успешность.

Целеустремлённость.

Настойчивость в достижении поставленных целей.

Терпение.

Высокий интеллект.

Любознательность.

Эрудированность.

Умеет зарабатывать.

Коммуникабельность.

Способность понять другого человека.

Бескорыстность.

Доброта.

Готовность выслушать, эмпатия.

Готовность прийти на помощь другому.

Независимость от окружения (нонконформизм).

Стойкость.

Мудрость.

Перечень качеств, особенностей поведения, помогающих жить в современном мире:

хорошо развитые психические процессы;

надситуативность;

целеустремлённость;

хорошее физическое здоровье;

общительность;

предприимчивость;

гибкость;

чувство юмора;

оптимизм;

принятие себя и мира.

Перечень качеств, затрудняющих жизнь в современном мире:

неконструктивные модели воспитания (например разногласия по поводу методов воспитания);

слабохарактерность;

ригидность (отсутствие гибкости) мыслительных процессов;

низкая адаптивность к социальным условиям;

рассеянность;

доверчивость (низкая критичность);

несформированное мировоззрение;

высокая тревожность.


Вывод, который учащиеся должны сделать самостоятельно после упражнения.


4. Упражнение «Будущее сказочных героев» (30 мин.)

Цель: развитие перспективной рефлексии участников.

Методика проведения: класс остаётся разбитым на три подгруппы. Командиры выбирают наугад несколько карточек, на которых написаны названия сказочных героев. В подгруппах командиры разделяют карточки с названиями сказочных героев между членами своей команды, по 1 карточке на пару. Участникам предлагается подумать о самых смелых мечтах и надеждах каждого сказочного героя и как воплощение мечты придумать другого (нового) сказочного героя, которым бы хотел стать предыдущий герой. Имя второго героя записывается ниже имени первого сказочного героя.

Каждая пара представляет то, что у неё получилось. В конце упражнения ученикам предлагается высказаться, что самое ценное они хотели бы взять в свою реальную жизнь от сказочных персонажей.


5.Домашнее задание: подумать, какие способности вы хотели бы у себя развить и почему. Можно придумать и фантастические способности.







Список использованных источников:

  1. Тренинг интеллектуальных навыков консультирования, М.В. Бадалова//Журнал «Практическая психология и социальная работа», №4, 2004 г. – стр. 3 – 7.

  2. https://studfile.net/preview/5439067/page:2/

  3. https://dnevnik-znaniy.ru/samosovershenstvovanie/potencial-lichnosti-chto-eto-takoe.html

  4. https://megaobuchalka.ru/12/1011.html

  5. https://studfile.net/preview/5357124/page:3/

  6. https://en.wikipedia.org/wiki/Flexibility_(personality)#:~:text=Гибкость%20-%20это%20черта%20личности%2C,свою%20позицию%2C%20мировоззрение%20или%20обязательства







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!