В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты.
Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Особое значение в социальной адаптации детей с ОВЗ придается именно творческой деятельности посредством обучения в творческих объединениях, сущность которых заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков работы с разнофактурными материалами при изготовлении кукол.
Формирование творческой личности - одна из самых важных задач педагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно - творческая деятельность детей.
Огромный потенциал творческого объединения «Кукольный мир» для развития детского творчества заключен в художественной деятельности детей (рисование различных предметов, кукол, костюмов) с использованием нетрадиционных техник рисования. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изготовления изделий сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания.
Создавая игрушку, ребёнок вкладывает частицу своей души, превращая её в друга, с которым можно поделиться детскими радостями и горестями.
Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле.
Создание кукол - это своего рода терапия для наших детей, позволяющая исследовать мир, свои эмоции и находить возможности их выражения через творчество.
В творческом объединении «Кукольный мир» занимаются особенные дети, а это значит, что и подход к их обучению должен быть особенным.
В помощь детям с нарушением интеллекта мной разработаны дидактические пособия.
Мир творчества Творчество без границ Учиться интересно Бумажная мастерская
Пособия реализуют принцип развивающего обучения и воспитания. Работа с дидактическими пособиями формирует познавательные интересы учеников в различных видах деятельности и направлена на развитие творческого потенциала.
Пособия можно использовать в совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности.
Для развития самостоятельности, учащимся предоставляется несколько вариантов выполнения работы.
В пособии есть теоретический материал, изложенный в доступной для понимания форме.
Практические работы, представленные, в виде мастер-классов разработаны автором пособия.
Также в пособии есть стихи, тесты, ребусы и творческие задания. Это повышает интерес к занятиям, стимулирует проявление выдумки, творчества, фантазии у детей.
В конце пособия есть ответы на задания, шаблоны для выполнения практических работ.
Важной особенностью моей программы является использование разнофактурных материалов.
И создают произведения, достойные восхищения.
Да, использование разнофактурных материалов помогает развивать творческие способности.
Несколько причин, как это происходит:
- Разнообразие материалов.
Работа с разными по структуре и качеству материалами обогащает сенсорный опыт ребёнка, что способствует творческому развитию.
-Возможность выбора.
Разнообразие материалов и неповторяющиеся задания не позволяют детской изобразительной деятельности стать однообразной и скучной.
- Освоение приёмов работы.
Изучая свойства какого-либо материала и экспериментируя с ним, ребёнок осваивает приёмы работы и привыкает к данному материалу.
-Развитие воображения.
У ребёнка успешнее получается создавать творческие изделия.
Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует - значит знает. Творчество - это канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуют. Работают с самыми разнообразными материалами (краской, глиной, тканью, нитками, фольгой).
Вывод:
Чем полнее и разнообразнее деятельность в творческом объединении, тем успешней идёт развитие ученика, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.