Пилипейко Елена Александровна
преподаватель Областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»
г. Боровичи
pilipeykoea@mail.ru
Развитие творческого потенциала у обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью как необходимое условие для их успешной социализации
Аннотация
В статье рассматриваются задачи развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидностью для успешной их социализации. Описаны особенности развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью через участие в различных творческих конкурсах.
Ключевые слова: творческие способности, социализация, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, урочная и внеурочная деятельность по развитию творческого потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Социализация и развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидностью – важнейшая задача преподавателей и мастеров производственного обучения. В процессе творческой деятельности у обучающегося с ОВЗ и инвалидностью усиливается ощущение собственной личностной ценности, самоконтроля, активно строятся социальные контакты. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, пробуждает инициативу, способствует самовыражению и уверенности в себе [1].
Решение этой задачи помогает более успешному вхождению в социум обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, позволяет им проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях, что так же важно для успешной социализации [2].
Творчество - это процесс, результат которого в большинстве зависит от участия взрослых.
Формирование и развитие творческих способностей, как фактора успешной социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью требует следующих задач:
- создание условий для безопасного и комфортного выхода обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в большой социум;
- стимулирование желания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью находится в этом социуме, сформировать доверие к нему и заниматься творчеством;
- разработка индивидуальной траектории развития обучающегося с ОВЗ и инвалидностью.
Всем обучающимся с ОВЗ и инвалидность необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества и самовыражения. Эта проблема решается через интересные практические занятия и привлечение их к участию в конкурсах творческого мастерства, что является прекрасной возможностью для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.
Участие в различных творческих конкурсах предоставляет обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное положительное влияние на его дальнейшую судьбу.
Образование дает реальную возможность выбора обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью своего индивидуального образовательного пути, помогает развиться личности воспитанника, что обеспечивает ему успешное будущее.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Многие из них не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, лишены широких контактов и возможности получать опыт от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
Преподаватели не имеют возможности помочь обучающимся с ОВЗ и инвалидностью решить проблемы со здоровьем, но в их силах помочь воспитанникам решить вторую проблему – расширить круг общения, не дать замкнуться в себе, научить самовыражению и самореализации.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех обучающихся в силу их индивидуальных особенностей, поэтому нужно стараться дать каждому из них возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда [3].
Для развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, используются коррекционно-развивающие технологии, которые содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.
Основной задачей развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидностью является воспитание у них эмоционально-положительного отношения к собственноручно созданным изделиям, поделкам, конкурсным работам. В творческом процессе развиваются мелкая моторика, восприятие, внимание, память, мышление, координация, развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков обучающихся необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации подростка с проблемами в развитии.
В ходе работы преподавателю или мастеру производственного обучения нужно найти различные способы и приемы включения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в творческую деятельность. Занятия необходимо разрабатывать с учетом возрастных, психо-физических особенностей обучающихся, личностных качеств, индивидуальных особенностей и нацелить на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
В урочной и внеурочной деятельности применяются следующие формы работы:
- индивидуально практическая деятельность;
- коллективно-творческая деятельность;
- проведение мастер классов;
- участие в конкурсах творчества различного уровня;
- участие в конкурсах профессионального мастерства таких, как «Абилимпикс» и другие.
Урочная и внеурочная деятельность по развитию творческого потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечивает их успешную самореализацию, помогает им стать активней, общительней и уверенней.
Творчество внесет свой вклад в оздоровление, социализацию и устойчивое дальнейшее развитие.
Литература и источники
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 321 с.
2. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учеб. пособие. – М.: Сфера, 1999. – 192 с.
3. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-Пресс, 1993. –127 с.