6
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО НЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система творческих заданий на уроках биологии
Группа творческих заданий на комбинирование информации включает в себя следующие виды заданий: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; исправление ошибок. Например: систематизация информации - создание компьютерных презентаций по теме «Простейшие», «Охрана природы Оренбургской области» и др. (прил.1)
Задания на систематизацию знаний: составить сказку, рассказ, кроссворд, криптограмму, ребус, шараду, викторину, логические цепочки; написать стихотворение по теме, рассказ с ошибками; придумать путешествие-комикс для учащихся, сочинение. Например: «Путешествие по клетке», «Путешествие капельки воды по зеленому растению», «Путешествие молекулы кислорода по организму человека».
Творческие работы учащихся:
Эмбриогенез
Многоклеточных животных
Очень много на земле,
Всяких разных — это ясно
Людям всем, тебе и мне.
Эмбриональное развитие
У них у всех одно
А эмбриону как известно,
Стать человеком суждено.
Развитие такое: дробление сначала,
Позднее гаструляция и органогенез.
И эти все периоды, природа сразу знала,
Необходимы эмбриону, конечно позарез.
Дробление естественно, ответственный период:
Веселые бластомеры являются на свет,
И их все больше, больше — так происходит в мире,
Растут и развиваются — секрета в этом нет.
Затем вдруг появляется красавица бластула,
Жизнь органам и тканям шутя она дает.
Подружка эта хитрая, вот что она задумала
До 1000 бластомеров на свет произведет.
И переименуется бластула на гаструлу.
Конечно, превращение чудесное для нас
А сущность-то представляете, процесса гаструляции
Всего лишь в перемещении клеточных масс
.
А вот и органогенез! Какая это сила!
Комплекс осевых органов он просто создает
И хорда, и настоящая нервная трубка
Даже с кишечной трубкой дружбу ведет
Ну а если удалить зачаток хорды,
То случится может большая беда:
Нервная трубка, ужасно капризная.
Может, сильно обидевшись, не развиться никогда.
Вот такое развитие очень интересно
Происходит с эмбрионом из века в век,
Но самое прекрасное во всей этой истории,
Что на свет появляется новый человек.
Чернова Анна 9класс
Биологический колобок
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник. Посмотреть на чужих ребят.
- А что старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая.
Старуха посмотрела, головой покачала, да и говорит:
- Что ж будешь делать - нет, так и взять негде.
Загрустили дед с бабкой и пошли домой. Сел дед к окошку, а бабка тесто замесила. Испекла колобок и на окошко положила остудится. Полюбовавшись на колобок, он получился красивым, румяным, словно младенец и назвали его чудесным именем - Зигота. А зигота полежала, полежала да и спрыгнула с окна.
Долго ли, коротко ли каталась Зигота по земле, никто не знает. И вдруг на пути непреодолимое препятствие - гладкое озеро, наполненное волшебной водой. Подумала, подумала Зигота, да и прыгнула в воду. А в воде-то привольно, просторно и дышится легче. И произошли чудодейственные изменения, рыбкой стала она. Чем больше плавала рыбка, тем больше сил у нее появлялось. И превратилась она тогда в саламандру. По любопытство разбирает ее:
- А что на том берегу?
Стала она выбираться. Чувствует, вновь, в ней происходят изменения, на спине необыкновенный панцирь появился, крепкий и можно отправляться в путешествие.
Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается, Затосковала наша «черепашка», вспомнила деда и бабку, пригорюнилась и не заметила, как превратилась в курочку. Стала она обратную дорогу искать, к деду с бабкой. А препятствий на дороге стало еще больше возникать: надо дорогу найти и пропитание, и о ночлеге подумать, и от врагов укрыться, а конца дороге все не видно. Вздумалось тогда залезть ей на дерево, и откуда не возьмись, ноги и руки появились. Увидела дом и деда с бабкой, обрадовалась и бегом бросилась.
- От чего я на них не похожая. Ушла маленькой зиготой, а возвращаюсь обезьянкой. Признают ли они меня, примут ли меня?
И опять волшебница природа превратила бывшую Зиготу в маленькую девочку. Обрадовались дед с бабкой и стали они жить поживать, да добра наживать.
Чернова Анна 9 класс
Группа творческих заданий на определение причинно-следственных связей включает в себя следующие виды заданий: определение причин; определение следствий; доказательство; опровержение; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы. Например: 1. Комбинирование элементов системы для получения новой функции. Предложите способы борьбы с мусором в городе Гае.
2. Изменение одного или нескольких элементов системы для получения новой функции. Какие экологические проблемы имеются в городе Гае и что необходимо изменить для улучшения экологической ситуации?
3.Введение элемента в систему для получения новой функции. Предложите способы борьбы с вредителями без использования инсектицидов.
4.Выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему. Влияние фактора освещённости на деревья города Гая.
5.Объединение одной или нескольких систем. Составьте критерии для оценки экологического состояния водоема.
Объем заданий: недопустимо увеличение количества творческих заданий на уроках, если учащиеся не умеют их выполнять. Процесс увеличения количества творческих заданий должен носить постепенный характер.
Группа творческих заданий на планирование и выполнение практических действий включает в себя следующие виды заданий: составление плана выполнения заданий; планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов; прогнозирование развития системы; анализ плана выполнения деятельности. Эти задания прослеживаются в проектной деятельности учащихся.
Важные условия для творчества: демократические отношения с учащимися, тактичность, отсутствие принуждения, учет индивидуальных особенностей. Для развития творческого потенциала ученика я использую индивидуально- образовательные маршруты.
Результативность: использование данных приёмов дает возможность учащимся получать стабильные и положительные оценки, т. е. стопроцентную успеваемость, стать призером различных ученических конференций.
Важные условия для творчества: демократические отношения с учащимися, тактичность, отсутствие принуждения, учет индивидуальных особенностей.
Развитие творческого потенциала учащихся невозможно без нетрадиционных форм урока: деловых игр, урок-путешествие, урок-исследование, интегрированных уроков и др.