СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках биологии и во неурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал полезен учителям при формирования системы заданий для  развития у обучающихся творческого потенциала

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках биологии и во неурочной деятельности»

6


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО НЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Система творческих заданий на уроках биологии

Группа творческих заданий на комбинирование информации включает в себя следующие виды заданий: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информа­ции; объединение текстов и заданий; исправление ошибок. Например: систематизация информации - создание компьютерных презентаций по теме «Простейшие», «Охрана природы Оренбургской области» и др. (прил.1)

Задания на систематизацию знаний: составить сказку, рас­сказ, кроссворд, криптограмму, ребус, шараду, викторину, логические це­почки; написать стихотворение по теме, рассказ с ошибками; придумать путешествие-комикс для учащихся, сочинение.  Например: «Путешествие по клетке», «Путешествие капельки воды по зеленому растению», «Путешествие молекулы кислорода по организму человека».

Творческие работы учащихся:

Эмбриогенез

Многоклеточных животных

Очень много на земле,

Всяких разных — это ясно

Людям всем, тебе и мне.


Эмбриональное развитие

У них у всех одно

А эмбриону как известно,

Стать человеком суждено.


Развитие такое: дробление сначала,

Позднее гаструляция и органогенез.

И эти все периоды, природа сразу знала,

Необходимы эмбриону, конечно позарез.


Дробление естественно, ответственный период:

Веселые бластомеры являются на свет,

И их все больше, больше — так происходит в мире,

Растут и развиваются — секрета в этом нет.


Затем вдруг появляется красавица бластула,

Жизнь органам и тканям шутя она дает.

Подружка эта хитрая, вот что она задумала

До 1000 бластомеров на свет произведет.


И переименуется бластула на гаструлу.

Конечно, превращение чудесное для нас

А сущность-то представляете, процесса гаструляции

Всего лишь в перемещении клеточных масс

.

А вот и органогенез! Какая это сила!

Комплекс осевых органов он просто создает

И хорда, и настоящая нервная трубка

Даже с кишечной трубкой дружбу ведет


Ну а если удалить зачаток хорды,

То случится может большая беда:

Нервная трубка, ужасно капризная.

Может, сильно обидевшись, не развиться никогда.


Вот такое развитие очень интересно

Происходит с эмбрионом из века в век,

Но самое прекрасное во всей этой истории,

Что на свет появляется новый человек.

Чернова Анна 9класс

Биологический колобок

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник. Посмотреть на чужих ребят.

- А что старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая.

Старуха посмотрела, головой покачала, да и говорит:

- Что ж будешь делать - нет, так и взять негде.

Загрустили дед с бабкой и пошли домой. Сел дед к окошку, а бабка тесто замесила. Испекла колобок и на окошко положила остудится. Полюбовавшись на колобок, он получился красивым, румяным, словно младенец и назвали его чудесным именем - Зигота. А зигота полежала, полежала да и спрыгнула с окна.

Долго ли, коротко ли каталась Зигота по земле, никто не знает. И вдруг на пути непреодолимое препятствие - гладкое озеро, наполненное волшебной водой. Подумала, подумала Зигота, да и прыгнула в воду. А в воде-то привольно, просторно и дышится легче. И произошли чудодейст­венные изменения, рыбкой стала она. Чем больше плавала рыбка, тем больше сил у нее появлялось. И превратилась она тогда в саламандру. По любопытство разбирает ее:

- А что на том берегу?

Стала она выбираться. Чувствует, вновь, в ней происходят измене­ния, на спине необыкновенный панцирь появился, крепкий и можно от­правляться в путешествие.

Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается, Затосковала наша «черепашка», вспомнила деда и бабку, пригорюнилась и не заметила, как превратилась в курочку. Стала она обратную дорогу искать, к деду с бабкой. А препятствий на дороге стало еще больше возникать: надо до­рогу найти и пропитание, и о ночлеге подумать, и от врагов укрыться, а конца дороге все не видно. Вздумалось тогда залезть ей на дерево, и отку­да не возьмись, ноги и руки появились. Увидела дом и деда с бабкой, обра­довалась и бегом бросилась.

- От чего я на них не похожая. Ушла маленькой зиготой, а возвра­щаюсь обезьянкой. Признают ли они меня, примут ли меня?

И опять волшебница природа превратила бывшую Зиготу в малень­кую девочку. Обрадовались дед с бабкой и стали они жить поживать, да добра наживать.

Чернова Анна 9 класс

Группа творческих заданий на определение причинно-следственных свя­зей включает в себя следующие виды заданий: определение причин; опреде­ление следствий; доказательство; опровержение; определение закономерно­сти; определение новой функции; определение связей между элементами системы. Например: 1. Комбинирование элементов системы для получения но­вой функции. Предложите способы борьбы с мусором в городе Гае.

2. Изменение одного или нескольких элементов системы для получения новой функции. Какие экологические проблемы имеются в городе Гае и что необходимо изменить для улучшения экологической си­туации?

3.Введение элемента в систему для получения новой функции. Предло­жите способы борьбы с вредителями без использования инсектицидов.

4.Выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятель­ную систему. Влияние фактора освещённости на деревья города Гая.

5.Объединение одной или нескольких систем. Составьте критерии для оценки экологического состояния водоема.

Объем заданий: недопустимо увеличение количества творческих заданий на уроках, если учащиеся не умеют их выполнять. Процесс увеличения коли­чества творческих заданий должен носить постепенный характер.

Группа творческих заданий на планирование и выполнение практиче­ских действий включает в себя следующие виды заданий: составление плана выполнения заданий; планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов; прогнозирование развития системы; анализ плана выполне­ния деятельности. Эти задания прослеживаются в проектной деятельности учащихся.

Важные условия для творчества: демократические отношения с учащи­мися, тактичность, отсутствие принуждения, учет индивидуальных особен­ностей. Для развития творческого потенциала ученика я использую индивидуально- образовательные маршруты.

Результативность: использование данных приёмов дает возможность учащимся получать стабильные и положительные оценки, т. е. стопроцент­ную успеваемость, стать призером различных ученических конференций.

Важные условия для творчества: демократические отношения с учащи­мися, тактичность, отсутствие принуждения, учет индивидуальных особен­ностей.

Развитие творческого потенциала учащихся невозможно без нетрадиционных форм урока: деловых игр, урок-путешествие, урок-исследование, интегрированных уроков и др.