РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СУДОМОДЕЛИРОВАНИЯ
Развитие творческой активности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность данной проблемы и необходимость ее разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, свежесть восприятия. Их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам и творческой деятельности – это огромный капитал общества. Но для того, чтобы каждый юноша смог реализовать свои «дремлющие способности», их следует научить приемам и средствам творческой деятельности, умениям решать творческие задачи.
Слово «творчество» происходит от слова «творить». Творчество возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей.
Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей.
Хорошо налаженная работа в объединении позволяет формировать у ребят любовь к труду, воспитывать их в духе коллективизма, прививает целеустремленность, внимательность, развивает самостоятельность, творческое и конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда. На занятиях в судомодельном объединении учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Таким образом, судомоделизм способствует расширению политехнического кругозора учащихся.
Организация обучения детей судомоделированию – одна из форм распространения знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна - великая морская держава.
Гражданский и Военно-Морской флот, имея в своем наличии тысячи судов, нуждаются в высокообразованных, умелых и знающих морское дело специалистах.
Практика работы показывает, что знания и навыки, приобретенные в судомодельном объединении, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, многим дают ориентацию в выборе профессии.
Программа «Судомоделирование» - модифицированная, составлена на основании пособия для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений «Судомодельный кружок» Щетанова Б.В. (пособие составлено в соответствии с программой, утвержденной Министерством просвещения СССР, 1982 г.).
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, с учетом возрастных и психологических особенностей этого возраста, который принято считать подростковым. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретение новой социальной позиции. Занятия в объединении дают возможность учащимся реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и учителем.
Программа составлена на 2 года обучения с последовательным усложнением заданий из расчета 162 часа, 4,5 часа в неделю. Первый год обучения – 90 часов (по 2,5 часа в неделю), 2-й год – 72 часа, (по 2 часа в неделю).
Учебный процесс в объединении построен таким образом, что в первый год обучения учащиеся осваивают первоначальные, элементарные познания и навыки в судомоделировании, реализуя свои знания и умения на простейших моделях катамарана, яхты и катера. На втором году занятий тематика занятий усложняется с параллельной разработкой и изготовлением моделей. Занятия носят творческий характер.
Основная цель программы: воспитание общественно-активной творческой личности.
Задачи программы:
обучить детей приемам и навыкам судомоделирования;
расширять знания, полученные на уроках технологии, черчения, физики, истории, русского языка, изобразительного искусства;
выявить, учесть и развивать творческие способности учащихся;
приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конечный продукт;
развивать конструкторские навыки;
способствовать формированию умения планировать свою работу;
в процессе общественно-полезной деятельности развивать сотрудничество, как основной вид взаимодействия между учителем и учащимися;
способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации;
воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия;
воспитывать эстетический вкус;
воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
Реализуя поставленные задачи, немалую роль играет умение педагога осуществлять связь обучающего и воспитательного процесса с семьей. Участие родителей обучаемого в организации и проведении выставок работ мотивирует ребенка к дальнейшей более активной деятельности.
Во время выполнения учебных заданий предусматривается сообщение учащимся сведений по материаловедению, устройству и техническим характеристикам судов и яхт, моделированию, осуществляется профориентационная работа, знакомятся с историей развития Российского Флота. Учащиеся должны знать и строго соблюдать правила безопасности при обработке различных конструкционных материалов.
В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:
- наблюдение;
- беседа;
- лекция;
- анкетирование (проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям объединения по судомоделированию);
-тестирование (проводится с целью выявления: склонностей учащихся к моделированию; статуса ученика в группе и в классе; самооценки; мотивации; познавательных интересов в связи с задачами профориентации);
- экскурсия (в речной порт, с целью ознакомления с речными судами);
- практическая работа по конструированию и моделированию.
Учебно-воспитательный процесс в объединении
Для успешного выполнения целей и задач, поставленных в плане учебно-воспитательной работы, необходимо использовать такую систему занятий, которая обеспечила бы достижение их с наибольшим эффектом.
Из двух систем занятий — рецептурно-подражательной (репродуктивной) и познавательно-творческой — вторая система более эффективна. Однако надо не забывать, что при проведении занятий на творческой основе всегда присутствует воспроизводящий труд, который сочетается с трудом творческим. Это и понятно, так как немыслимо творчество без знаний и навыков. Следовательно, знания и навыки — необходимое условие для творчества и труд воспроизводящий и творческий неразрывно связаны друг с другом. Творчество детей надо развивать постепенно. В группе первого года занятий главное внимание надо обращать на привитие знаний, умений и навыков. По мере приобретения знаний, умений и навыков у ребят появятся возможности создавать модели, которым свойственна новизна, будь она объективной или субъективной.
Под объективной принимают такую новизну, когда созданный продукт нов в данной отрасли науки и техники, под субъективной — продукт нов только для изобретателя.
«Не являясь творчеством с правовой точки зрения, с психологической точки зрения труд, порождающий субъективное новое, будет творческим. Для целей развития способностей к творчеству характер новизны не имеет значения» (Разумовский В.Г.).
Совершенно очевидно, что без организации и направления руководителем практической деятельности учащихся, без прямого или косвенного вторжения в нее нельзя достигнуть высоких результатов творчества подростков.
То, что дети приходят в объединение, уже имея определенный запас знаний, умений и навыков, сформированных на уроках технологии, безусловно, облегчает проведение обучения по познавательно-творческой системе. Учебный процесс построен таким образом, что ребята с первых же занятий по постройке моделей учатся творчески подходить к поставленной задаче, проявляют инициативу и смекалку. Так, например, при изготовлении лодки-катамарана учащимся дают шаблон на все детали модели, кроме руля. Указана лишь его площадь—6 см2, а конструировать и найти способ крепления его к лодке должен сам ученик.
Для модели яхты судомоделисту предлагают сконструировать кильблок (подставку).
На модели катера ученик может изменить конструкцию окон на рубке, на модели подводной лодки — переделать рубку, не меняя ее основных габаритов, и т. д.
Для судомоделистов 2-го года поле самостоятельной деятельности увеличивается. Наиболее приемлемы для них модели речного монитора, буксира, ракетного катера, самоходной баржи и др. Длина моделей не должна превышать 500 мм. Технология их изготовления предусматривает широкое применение современных материалов, таких, как полистирол, оргстекло, целлулоид и др. При строительстве моделей предусмотрено использование и передовых методов изготовления отдельных деталей: штамповку, литье деталей из капрона и т. д. Все это способствует проявлению учащимися инициативы и смекалки.
Однако не следует забывать, что прививать знания, развивать умения и навыки необходимо постепенно, переходя от простого к сложному. Поэтому для начинающих судомоделистов предлагается начать занятия с изготовления как можно более простых моделей (как по конструкции, так и по технологии их изготовления), например с моделей бумажного катамарана и картонной яхты. Можно использовать для этих целей модели и других классов кораблей и судов, однако конструкция и технология их постройки не должны быть сложнее по сравнению с предлагаемыми моделями катамарана и яхты. По мере приобретения знаний, умений и навыков конструкция и технология изготовления моделей усложняются. Далее следуют простейшие модели катера и подводной лодки.
Прогнозируемые результаты
В результате прохождения учащимися двухгодичного курса "Судомоделирование" можно прогнозировать следующее:
учащиеся смогут овладеть навыками и приемами моделирования яхт и судов;
будут выявлены склонности и развиты способности детей к конструкторской деятельности;
повысится статус ребенка в классе и в группе;
должно быть сформировано умение планировать свою работу;
развить творческое воображение, эстетический вкус учащихся;
дети смогут ориентироваться в выборе профессии;
будут заложены основы для самовоспитания личности.
Как результат деятельности объединения - участие детей в конкурсах и выставках разного уровня, выступления на научно-практических конференциях, участие в олимпиадном движении.
Мы уже отмечали, что активность личности рассматривается как самообразующее свойство, которое можно развивать в соответствии с социальным заказом. В каждом человеке есть внутренние силы и возможности для конструктивного решения встающих перед ним проблем. Важно только, чтобы были обеспечены условия, для реализации этих возможностей.
Учебная деятельность оказывает серьезное воздействие на личность учащихся, развивая их познавательную и мотивационную сферу. Позиция педагога заключается в понимании того, каким должно быть влияние на личность ученика, чтобы поддержать его самосовершенствование, развивая активность как внутреннее устройство личности.
Литература
Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. Вузов, - М.: Просвещение, 1998.
Щетанов Б.В. Судомодельный кружок: пособие для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешк. учреждений. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1983.-160 с., ил.
4