СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие  творческой и социальной одаренности учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                    (из опыта работы гимназического  клуба    «Проба пера»)

Просмотр содержимого документа
«Развитие  творческой и социальной одаренности учащихся»











ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

(из опыта работы гимназического клуба «Проба пера»)





Головнёва Ирина Борисовна,

учитель русского языка и литературы

гимназии № 15 г.Минска





















Актуальность опыта

Для того чтобы воспитать творчески активную личность, необходимо изменить устоявшиеся парадигмы образования, связанные в основном с накоплением уже готовых знаний, и создавать условия для самореализации и саморазвития творческого потенциала каждой личности в процессе продуктивной деятельности. И здесь очень важна методическая поддержка в организации системной работы с учащимся по развитию его творческой одаренности.

Современная же методическая литература, имеющаяся в информационном пространстве (книжные магазины и ярмарки, ИНТЕРНЕТ, педагогические библиотеки, методические кабинеты), широко представлена различными пособиями, предлагающими в основном:

а) теоретические сведения по вопросам педагогики в целом, а также по конкретным учебным дисциплинам;

б) разработки учебных занятий (уроки русского языка и литературы) – опыт учителей-практиков. В большинстве своем такая литература представлена фамилиями российских авторов;

в) контрольно-измерительные материалы по предметам (тесты, материалы для контроля разных видов).

Реже можно встретить методическую литературу по вопросам организации предметных олимпиад.

Что же касается методической литературы, которая отражала бы опыт учителя, эффективно осуществляющего внеурочную деятельность по предмету (литературный кружок, школьный клуб любителей изящной словесности и т.п.), то такой опыт можно увидеть в основном в газетных и журнальных материалах («Настаунiцкая газета», «Минская школа сегодня» и др.). Однако эти публикации представляют собой яркую, но единичную иллюстрацию к имеющемуся богатейшему учительскому опыту и не раскрывает, к сожалению, саму творческую «кухню» учителя. Отсутствие такой литературы, позволяющей увидеть сам процесс эффективного взаимодействия в диаде «учитель-учащийся» в системе (день за днем), можно объяснить следующим:

1) деятельность учителя ориентирована в основном на практику, достижение конкретных достижений учащихся (подготовка к экзамену за курс средней школы);

2) незаинтересованность учителя в публикации собственных материалов, отражающих «секреты мастерства» (низкий гонорар в газетах и журналах);

3) большие временные затраты (а в некоторых случаях и финансовые) на подготовку имеющихся у учителя материалов к изданию авторского методического пособия;

4) незнание учителем самого процесса подготовки материалов к печати, а конкретно: с чего начать? в какое издательство обратиться? как грамотно выстроить план подготовки материалов? у кого получить грамотную профессиональную помощь в области подготовки и публикации книги? …и т.д.

А ведь положительный авторский педагогический опыт, представленный в системе, очень востребован учителями-практиками, особенно молодыми учителями. По нему, как по образцу, можно спроектировать и свою деятельность по развитию творческой одаренности учащихся (разумеется, преломляя его через свою практику, адаптируя к другим условиям).

Опыт организации работы клуба «Проба пера» (ориентированный на развитие литературных способностей учащихся) неоднократно был представлен на педагогических августовских конференциях во Дворце Республики. Статьи об организации творческой деятельности учащихся в клубе были опубликованы в «Настаунiцкай газете», журналах «Праблемы выхавання», «Минская школа сегодня». Опыт работы клуба «Проба пера» был также представлен в 2009 г. на международном форуме педагогов в Москве. В 2010 году опыт взаимодействия клуба «Проба пера» с печатными СМИ Беларуси одобрен на коллегии Министерства образования Республики Беларусь.

Представляемый опыт работы РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ – иллюстрация авторского видения развития творческих (литературных) способностей гимназистов с использованием компьютерных и социально-воспитательных технологий (технология воспитания социально активной личности, РR-технология) с выходом на результат. В портфолио достижений членов клуба «Проба пера» более 300 публикаций в печатных и электронных СМИ Беларуси, дипломы победителей городских, республиканских и международных творческих конкурсов и НПК. Неоднократно члены клуба становились победителями и финалистами республиканского конкурса «Абитуриент журфака». Более 20 выпускников клуба «Проба пера» продолжили учебу на журфаке (Беларусь, Россия), работают в белорусских СМИ.

В связи с этим положительный результативный опыт по развитию творческой личности учащихся в клубе «Проба пера» актуален, так как иллюстрирует эффективность использования современных социально-воспитательных технологий, а также представляет эффективные формы педагогического взаимодействия в диаде «учитель-учащийся».

ОПИСАНИЕ СУТИ ОПЫТА

В основу организации работы с учащимися в клубе «Проба пера» положены:

- ранняя дифференциация учащихся по их творческим интересам, возрастной подход к выявлению творческой личности;

- изучение образовательных и воспитательных запросов учащихся и их законных представителей;

- обеспечение учащимся условий для максимального раскрытия своих творческих способностей и развития социальной одаренности;

- создание на базе ресурсных центров гимназии («информатизация», «русский язык», «музыка») площадки для первых профессиональных проб учащихся – юных журналистов, поэтов, прозаиков (с эффективным использованием современного компьютерного оборудования центров);

- организация тесного сотрудничества со СМИ Беларуси, ведущими вузами страны с целью оказания грамотной помощи в профориентации учащихся;

- квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе их продвижения по индивидуальной траектории развития;

- воспитание социально успешной личности учащихся – членов клуба «Проба пера» – через систему занятий теоретической и практической направленности, а также участие учащихся в творческих конкурсах.

На начальном этапе ранней дифференциации учащихся по их творческим интересам руководитель клуба прибегает к помощи педагогов-психологов, классных руководителей, а также помощи законных представителей учащихся. Планирует индивидуальные и групповые беседы на темы: «Индивидуальные особенности Вашего ребенка», «Способности, одаренность, талант, гениальность», «Творчество и сотворчество», «Роль литературы в жизни ребенка», «Профессия – журналист», «Как помочь ребенку утвердить свое «Я», «Точка пересечения: интересы Ваши и интересы Вашего ребенка», «Похвала и критика: две стороны отзыва о творчестве», «Столичный город: безграничные возможности для развития творческой личности», «В семье растет гений».

Результаты диагностики, анкетирования позволят учителю грамотно спланировать индивидуальную работу с учащимися и работу клуба в целом. А цикл бесед изложенной выше тематики способствует повышению мотивации учащихся к созданию творческих работ.

Чтобы обеспечить учащимся условия для максимального раскрытия их творческих способностей, руководитель клуба составляет план эффективного использования имеющихся в гимназии возможностей ресурсных центров (компьютерное оборудование, ИНТЕРНЕТ, образовательные продукты, в том числе и собственные). Хотя среда «не создает, а проявляет талант», ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности. Поэтому необходимость учета этого фактора в структуре креативного потенциала личности учащегося при решении проблемы развития его творческих способностей (в данном случае – литературных) очевидна. Использованию региональных особенностей в работе клуба придается большое значение.

Часто случается, что детские объединения, в том числе и творческие, существуют «автономно». С одной стороны, это объяснимо: у каждой такой творческой группы свои интересы: музыканты интересуются музыкой, изобразительным творчеством занимаются юные художники, юным поэтам и прозаикам интересна работа со словом. Встретившиеся в определенное время на определенной территории (а в основном это классные кабинеты) учащиеся – единомышленники заняты одним видом интересующего их творчества. Однако опыт работы показывает, что объединение учащихся, имеющих различные увлечения, дает больший результат. Так, приглашение на открытые заседания клуба «Проба пера» ансамбля скрипачей гимназической детской филармонии сделало не только необычной встречу юных музыкантов и юных литераторов, но и оказало влияние на развитие эмоционально-чувственной сферы присутствующих. А это суперважно для творческой личности! Приглашенные на встречу получили возможность увидеть своих одноклассников, других гимназистов в новом качестве, оценить их творчество.

С одной стороны, такие встречи дают члену клуба заявить о себе как о начинающем поэте, прозаике, журналисте (попробовать себя и в этой социальной роли), с другой – это расширение круга общения с людьми разных увлечений (а следовательно, новые темы для литературных, журналистских работ).

Использование PR-технологий предполагают эффективную связь с социумом. Различные общественные организации, социум в целом могут оказывать и, как показывает практика, оказывают значительную поддержку и помощь в развитии творческих способностей учащихся. Планируя работу в клубе, не лишним будет ознакомиться с планом работы ЦВР района, МГДДиМ, иметь информацию о проводимых в городе (республике) творческих конкурсах. Вовлечение членов клуба в такие конкурсы – это также создание ситуации успеха, предоставление им реальной возможности проявить свои способности, заявить о себе, получить поддержку со стороны не только учителя, но и профессиональных литераторов, журналистов.

Занятия в клубе «Проба пера» (проводятся в ресурсных центрах гимназии «русский язык», «информатизация», «музыка», гимназическом пресс-центре), чередуются с занятиями в вузах, мастер-классами в редакциях печатных СМИ, которые проводят профессиональные журналисты (по предварительной договорённости). Таким образом, создаются так называемые «площадки» для первых профессиональных проб учащихся. Так, члены клуба «Проба пера» в течение ряда лет были участниками журналистского проекта ЮНИСЕФ (Дом Прессы) и стали авторами 29 публикаций в газете «Голоса молодых», посещали занятия школы юного журналиста в Институте парламентаризма и предпринимательства, приняли участие в республиканской научно-творческой конференции «Журналистика будущего: идеи, стили, направления». Получили Дипломы победителей 1,2,3 степени, представив свои творческие фото- , радио- и киноматериалы. Рецензентами научно-практических работ учащихся являются преподаватели педуниверситета им.М.Танка, Минского государственного лингвистического университета. В качестве детской прессы члены клуба были приглашены Минским городским комитетом по образованию на детский кинофестивать «Листопадик» (2009 г.). Начиная с 2003 года для членов клуба организуются экскурсии в редакции газет «Зорька», «Юный спасатель», «Переходный возраст», «Знамя юности». Профессиональные журналисты этих газет оказывают адресную индивидуальную помощь юнкорам клуба «Проба пера» в подготовке публикаций. В 2012 году юные журналисты гимназического клуба приняли участие в республиканском интернет-конкурсе «Алло, мы ищем веб-журналистов», который проводила газета «Знамя юности», участвовали в международной выставке «ТИБО-2012», где стали победителями этого конкурса и получили дипломы 1, 2, 3 степени.

Каждому члену клуба обеспечено психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе их продвижения по индивидуальной траектории развития, помощь в формировании творческого портфолио, необходимого для поступления на журфак.

Таким образом, клуб «Проба пера», развивая творческие способности личности, не только непосредственно готовит учащихся к журналистской (филологической) деятельности, но и развивает креативность в целом, которая может быть в дальнейшем перенесена на любой другой вид деятельности.

Основными звеньями творчества учащихся ( по В.С.Шубинскому) в клубе «Проба пера» являются: возникновение замысла, нахождение плана реализации этого замысла, воплощение плана в конкретную художественную форму. Первый этап – подготовительный включает звенья: 1) столкновение с новым; 2) творческая неопределенность, характеризующаяся скрытой бессознательной работой и «муками творчества»; 3) возникновение творческой ситуации. Второй этап – эвристический – включает: 1) звено «эврики» - осознание стратегии решения проблемы, идеи, замысла; 2) развитие решения. Третий этап - завершающий – включает: 1) звено критики, подтверждения; 2) звено воплощения результатов в разные формы творчества.

В процессе создания творческих работ учащимися руководитель клуба дает необходимые рекомендации учащимся, формирует в них уверенность и ощущение собственной значимости. Эти методы формирования социальной успешности построены в форме тренинга и направлены на активизацию способности индивида мыслить самостоятельно и независимо, на развитие специальных способностей, креативности, независимости, открытости ума, высокой толерантности, конструктивной активности в различных творческих ситуациях, а также на развитие эстетического чувства.

Привлекая учащихся к творческой деятельности (подготовка материалов различных публицистических жанров, написание научно-практической работы, создание стихотворения и т.д.), руководитель клуба постоянно стимулирует интерес каждого учащегося к какому-то одному виду (к которому существует природная предрасположенность: журналистика, поэзия и т.д.) с тем, чтобы наиболее полно реализовать творческий потенциал личности.

На третьем, завершающем этапе практикуются такие формы, как презентация авторских работ, праздники творчества, публичное награждение членов клуба за творческие достижения.

Из организационных форм чаще используются индивидуальная и групповая

Преобладающее средства:

объяснительно-иллюстративные + мультимедийные.

Формы и методы взаимодействия руководителя клуба «Проба пера» и учащихся:

  • Анкетирование

  • Лекция

  • Диспут

  • Конференция

  • НПК

  • Семинар

  • Творческая лаборатория

  • Ролевая игра

  • Творческая командировка

  • Экскурсия

  • Мастер-класс

  • Самопрезентация

  • Обзор печатных СМИ

  • Формирование портфолио

  • Интернет-конкурс

  • Творческая встреча…

Методы

  • Наблюдение и повторение

  • Наблюдение и описание

  • Словесное объяснение

  • Наглядное обучение

  • Мотивация учащихся

  • Создание ситуации творческого поиска

  • Создание проблемной ситуации

  • Стимулирование

  • Анализ печатных и электронных СМИ

  • Интервьюирование

а также диагностика и педагогический прогноз.



Заключение

Белорусское государство сегодня остро нуждается в человеке нового типа: высокообразованном, творческом, способном мыслить, проектировать, преобразовывать, созидать. Сегодня обществу нужны личности, способные сделать Беларусь процветающей. И совсем не случайно проблема воспитания творческой личности включена в качестве важнейшего элемента в концепцию образования и воспитания в Беларуси.

Данная работа более чем актуальна и уже сегодня может оказать помощь тем учителям, кто заинтересован в развитии творческих способностей учащихся, но испытывает затруднения в организации такого рода занятий. Имеющиеся в работе подсказки о том, как применить при этом РR-технологию, повысят эффективность работы учителя по развитию творческих способностей учащихся.



Публикации И.Б.Головнёвой о развитии творческих способностей учащихся

1.«Взаимоотношения душ, взаимоотношения сердец», в газ. «Настаўнiцкая газета», 3 октября 1997.

2.«Заговорите, мои ученики, и пусть вас увидят», в журнале «Праблемы выхавання», № 2, 2001.

3. Интервью в газ. «Зорька» «Вверх по лестнице знаний», «Чтоб не рвалась ниточка» , № 2, 12.01.2001 .

4.”Живое царство стихов и прозы”, в журнале “Минская школа”, декабрь 2004.

5. «Остановись, прохожий…», в газ. «Вечерний Минск», 2 марта 2006 .

6. « Оценку поставили родители: 10!», в газ. «Вестник Советского района», декабрь 2006 .

7. «Не просто соседи», в газ. «Вестник Советского района», март 2007 .

8. «Выбар на карысць здароўя», в газ. «Настаўнiцкая газета», 22 ноября 2007 .

9. «Формула успеха школьной субботы», в газ. «Настаўнiцкая газета»,

3 ноября 2007.

10. «Славою своих учеников … или всегда неизменно с любовью», в газ. «Вестник Советского района», 06.2007.

11. «Развитие творческой и социальной одаренности в студии личностного роста гимназии № 15 г.Минска» в сб. «Одаренное поколение: наука и практика – от эксперимента к системе», Материалы открытой городской научно-практической конференции, ноябрь 2007 г. Минск

12.«Второй язык общения», в журнале «Минская школа сегодня», № 2, 2011.

13. «Работа над ошибками» (о необходимости совершенствования речевой культуры учителя), в журнале «Минская школа сегодня» , 2011, № 5.

14. «Раскрыть сокровища родного слова» (к 220-летию В.И.Даля), в журнале «Минская школа сегодня», 2011, № 11 (110).

15. «Золотой ключик от Страны Знаний», в журнале «Минская школа сегодня», № 8, 2011 .

16. «Зимние размышления о летнем ЦТ», в газ. «Настаўнiцкая газета»,

12.01.2012.

17. «Новогодний экспресс», в журнале «Минская школа сегодня», № 11, 2012.

18. Интервью в газете «СБ Беларусь сегодня», статья «Каких знаний не хватает детям?», № 195, 16.10.2013.

19.«Добро умножается, когда им делятся», в журн. «Минская школа сегодня», № 11, 2013.

20. «И память сердца говорит», в журн. «Минская школа сегодня», № 4, 2014.

21. «Манеры и современность», в журн. «Минская школа сегодня», № 5, 2014.

22. «Выбор, методы, правила. О способах и приёмах формирования культуры речи учащихся», в журн. «Минская школа сегодня», № 8, 2014.

23. «Их сердца открыты людям и добрым делам», в журн. «Гаспадыня», № 9, 2014.

24. «Мы знаем: здоровье превыше всего», в журн. «Минская школа сегодня», № 10, 2014.

25. «Между прошлым и будущим», в журн. «Гаспадыня», № 1, 2015.

26. Статья «Нам не дано предугадать…» в журн. «Гаспадыня», 2016.

27. Статья «Образовательное путешествие: рефлексивные записки» в газ. «Настаўнiцкая газета», 14 июля 2020.