Представление собственного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Малаховской ООШ филиала МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района Гричушкиной Маргариты Дмитриевны
1. Тема опыта: «Развитие творчества на уроках русского языка и литературы в условиях личностно- ориентированного обучения»
2. Сведения об авторе: Гричушкина Маргарита Дмитриевна, учитель русского языка и литературы
3. Актуальность опыта
В настоящее время современному обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования. Для реализации учебной программы по предметам использую технологию личностно-ориентированного подхода к каждому ученику на уроках, а также на внеурочных занятиях. В преподавании русского языка и литературы руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта, задачами формирования конкурентоспособной, свободно адаптирующейся личности.
Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Работая над данной темой, ставлю перед собой задачи:
• Как сделать урок интересным.
• Как активизировать деятельность учащихся на урок.
• Как не только преподать определенную сумму знаний учащимся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше.
• На основе компетентностного подхода обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся.
• Совершенствовать содержание предметного образования на основе внеклассной и кружкой работы.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея – развитие личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я вижу в каждом ребёнке личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Считаю, что необходимо учитывать не только различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности, но и физиологические особенности учащегося. Личностно-ориентированный подход к учащимся с нарушениями слуха является важным условием развития творческих способностей.
5. Теоретическая база
Творческие потенциалы заложены в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Наша задача состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одарённости». Выдающиеся мыслители планеты считают способность творить стержневым качеством.
Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную А.И.Савенковым.
По мнению А. И. Савенкова - это:
- способность удивляться и видеть проблемы;
- любопытство и любознательность;
- гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи);
- продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи);
- чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.
Основы личностно-ориентированного подхода были заложены в отечественной психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Рассматривая возможности реализации личностно - ориентированного подхода в обучении детей с нарушениями слуха, следует исходить из положения Л.С. Выготского, что «каждый «аномальный» ребенок - это, прежде всего ребенок, а затем только ребенок, имеющий те или иные нарушения».
В последнее время появились первые работы методологического характера, где достаточно обстоятельно обсуждается проблематика именно личностно-ориентированного обучения. Это работы Ш.А. Амонашвили, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Анализ работ специальной педагогики и психологии показал, что последние годы характеризуются усилением внимания к этой проблеме (Т.С. Зыкова, Е.П.Кузьмичева, Е.Г.Речицкая. Известные российские ученые О.С. Газман, Е.В.Бондаревская, Э.Н.Гусинский, Е.И.Казакова и многие другие направляют свои усилия на создание теоретических и методологических основ личностно-ориентированного образования.
6. Новизна
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Невозможно представить современное образование без обращения к личности. Понятие личности становится активно используемой категорией в педагогике.
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ученика. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.
7. Технология опыта
На современном этапе перед методикой преподавания русского языка и литературы стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными.
Сделать трудное привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным. Эти слова являются девизом в моей педагогической деятельности, потому что они очень точно отражают принципы современной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение находить и применять информацию, а не просто заучивать ее.
Основная цель личностно-ориентированного обучения: разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем предназначении в жизни, создать формулу успеха.
Средства достижения этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность;
Необходимый элемент личностно - ориентированной технологии – это психологический климат класса.
Важным моментом в проведении урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке цели урока. Например, после объявления темы урока задаю такие вопросы:
О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Где могут пригодиться вам знания, полученные на уроке?
Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы урока, но результат будет один - дети проявят интерес к уроку, станут работать намного лучше.
Использую разные приемы на уроках русского языка:
1. Актуализация знаний (определить тему урока по заданию, приготовленным учителем).
2. «Найди ошибку» (предложить задание с ошибками)
3. «Эпиграф» (учащимся предлагаю текст, записанный на доске, и дать ответ, как он может быть связан с темой урока).
4. «Опрос-кроссворд» (заполнить кроссворд по теме).
5. «Удивительное рядом» (предлагается яркий текст).
Например, урок в 7 классе по теме “Деепричастие” начинаю с чтения сказки.
Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством….
Затем ученики отвечают на вопросы:
- Какое новое слово встретилось вам в тексте?
- Какое правило зашифровано в данной сказке?
- Какие признаки деепричастие взяло от глагола, какие - от наречия?
Действительно, данный подход помогает учащимся запомнить морфологические признаки деепричастия. Личностно - ориентированное обучение включает необходимость разноуровневого обучения для сильных, средних и слабых учеников. Именно это позволяет заинтересовать всех учащихся процессом обучения. Такие задания с успехом могут быть использованы при изучении нового материала, контроля за усвоением знаний, умений и навыков, при проверке знаний.
Особенности при работе в разноуровневых группах:
1. При подборе домашнего задания. Типовые задания позволяют развить слабого ученика, помогают ему в овладении общеучебными навыками. Для сильного ученика усложняется задание не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала. Выполняют задания, требуемые рассуждения и анализа, с привлечением дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора учащихся, выделению связей с другими темами и предметами.
2. На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсь разнообразить эти работы, проводить их в виде игр.
3. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащегося,
На любом этапе изучения темы применяю обучающие тесты. Помимо своей основной задачи – систематизации знаний, тесты направлены на психолого-педагогическую адаптацию к прохождению контроля в тестовой форме.
Тест. Найдите примеры речевой ошибки.
1) Памятный сувенир.
2) Мёртвый труп лежал без движения.
3) Информационное сообщение.
4) По песку ступали ступни её ног.
5) Машинный парк обновили новыми машинами.
4. На уроках обобщения и систематизации изученного материала использую формы фронтального и индивидуального опроса.
Например: Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
- Почему имя существительное как часть речи определяется по трём признакам?
- Можно ли определить его по одному признаку, например, смысловому? Если нельзя, то почему?
- Почему при разборе имени существительного как части речи нужно строго придерживаться схемы, помещённой в учебнике?
- Можно ли сначала называть тип склонения, а затем род существительного? Или вначале указать падеж, число, а затем остальные признаки существительного?
Вопросы должны быть проблемного или исследовательского характера
Углублённая работа над понятиями обучает общим приёмам анализа учебного материала. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического мышления, умению обобщать, анализировать и сопоставлять.
Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было трудно, но интересно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
Можно дать ребятам сделать самоанализ своей работы, начиная словами:
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– За урок я…
Также на уроках русского языка и литературы применяю информационно-компьютерные технологии. Я убеждена, что ИКТ повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика. ИКТ использую для закрепления знаний, умений, навыков (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных); на уроках обобщающего повторения - разные виды тестовых форм. Постоянно использую образовательные платформы: «ЯКласс», «Учи.ру» и другие.
Применяю в своей практике и игровую технологию (как элемент урока и как форму урока). Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
Игровая форма работы, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке — всё это вызывает интерес и желание учиться.
Чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться комплиментом: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам. Этот вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Всегда нужно помнить, что на уроке учитель - дирижёр, музыка звучит из уст воспитанников. Каждый ученик – человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами.
Таким образом, личностно - ориентированное обучение - это приоритетное направление педагогической деятельности. А в целом вся работа учителя должна быть направлена на то, чтобы из стен школы вышли грамотные, творческие, порядочные и добрые люди, чтобы каждый из них мог сказать: «Я - человек, и в этом мое призвание».
8. Результативность опыта
Многообразие методов, используемых на уроках русского языка и литературы, позволяет детям развивать свои способности, справиться с учебной программой, но для этого учителю необходимо ответственно подходить к каждому занятию, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
В результате использования личностно-ориентированных технологий учащиеся 10а и 10б классов имеют стабильные результаты обучения и имеют положительную динамику освоения программного материала.
Чтобы достичь более высоких результатов, стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство.
Ежегодно в школе проводится предметная «Неделя русского языка и литературы», в которой мои ученики принимают активное участие. Вовлекаю детей в разнообразные конкурсы и олимпиады.
9. Проведены открытые уроки, мероприятия, выступления:
«Путешествие по басням И.А.Крылова» (2024 г.), «Не гаснет памяти свеча» (2020 г.), «Земля – наш дом родной» (2023 г.)
Список литературы
1.Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно - ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342с.
2.Интернет-ресурсы: http://schools.perm.ru,www.yaklass.ru,портал http://mat.1september.ru – Газета «Русский язык» «Первое сентября»
3.Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2002. – 96 с.