СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие у дошкольников счетной деятельности в процессе сюжетно-дидактических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие у дошкольников счетной деятельности в процессе сюжетно-дидактических игр»

Департамент образования города Москвы  Государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования города Москвы  «Московский городской педагогический университет»  Институт педагогики и психологии образования  кафедра дошкольной педагогики   Развитие у дошкольников счетной деятельности в процессе сюжетно-дидактических игр     Выполнила: Мукиенко Марианна Владимировна

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования кафедра дошкольной педагогики

Развитие у дошкольников счетной деятельности в процессе сюжетно-дидактических игр

Выполнила: Мукиенко Марианна Владимировна

Актуальность исследования Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения.

Актуальность исследования

Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения.

Гипотеза исследования Развитие счётной деятельности у дошкольников в процессе сюжетно-дидактических игр будет успешнее, если: педагог будет создавать условия для самостоятельного нахождения детьми способа разрешения игровой проблемной ситуации содержание игр будет вариативным, а игровые задачи дифференцированными по степени трудности работа будет проходить последовательно и систематически при организации игр будет учитываться интерес детей

Гипотеза исследования

Развитие счётной деятельности у дошкольников в процессе сюжетно-дидактических игр будет успешнее, если:

педагог будет создавать условия для самостоятельного нахождения детьми способа разрешения игровой проблемной ситуации

содержание игр будет вариативным, а игровые задачи дифференцированными по степени трудности

работа будет проходить последовательно и систематически

при организации игр будет учитываться интерес детей

Задачи исследования определить ключевые понятия исследования: «счетная деятельность в дошкольном возрасте» и «сюжетно-дидактическая игра» разработать систему работы по развитию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-дидактических игр, проверить ее эффективность

Задачи исследования

определить ключевые понятия исследования: «счетная деятельность в дошкольном возрасте» и «сюжетно-дидактическая игра»

разработать систему работы по развитию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-дидактических игр, проверить ее эффективность

Счётная деятельность дошкольников Счет включает в себя структурные компоненты: Цель ( выразить количество предметов числом); Средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности); Результат (итоговое число): сложность для детей заключается в достижении результата счета, то есть итога, обобщения. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами «много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем…» ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.

Счётная деятельность дошкольников

Счет включает в себя структурные компоненты:

Цель ( выразить количество предметов числом);

Средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий,

отражающих степень освоения деятельности);

Результат (итоговое число): сложность для детей заключается в достижении результата счета, то есть итога, обобщения. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами «много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем…» ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.

Сюжетно-дидактическая игра  В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

Сюжетно-дидактическая игра

В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

Опытно-экспериментальная работа Цель: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность эффективного формирования приёмов счётной деятельности в процессе сюжетно-дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста. 

Опытно-экспериментальная работа

Цель:

теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность эффективного формирования приёмов счётной деятельности в процессе сюжетно-дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста. 

Показатели, характеризующие сформированность счётной деятельности:   1.Счёт до 20; 2.Называние числительных в прямом и обратном порядке; 3.Счёт в разных направлениях; 4.Знание цифр; 5.Отношения между числами; 6.Состав числа из единиц; 7.Количественный и порядковый счёт; 8.Счёт по 2, по 5.

Показатели, характеризующие сформированность счётной деятельности:

1.Счёт до 20;

2.Называние числительных в прямом и обратном порядке;

3.Счёт в разных направлениях;

4.Знание цифр;

5.Отношения между числами;

6.Состав числа из единиц;

7.Количественный и порядковый счёт;

8.Счёт по 2, по 5.

Констатирующий этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента

Формирующий этап эксперимента   Родительское собрание Анкетирование Консультации Круглый стол Родительское собрание Анкетирование Консультации Круглый стол Работа с родителями «Магазин» «Почта» «Кондитерская фабрика» «Библиотека» «Магазин» «Почта» «Кондитерская фабрика» «Библиотека» Работа с детьми

Формирующий этап эксперимента

  • Родительское собрание Анкетирование Консультации Круглый стол
  • Родительское собрание
  • Анкетирование
  • Консультации
  • Круглый стол

Работа с родителями

  • «Магазин» «Почта» «Кондитерская фабрика» «Библиотека»
  • «Магазин»
  • «Почта»
  • «Кондитерская фабрика»
  • «Библиотека»

Работа с детьми

Принципы организации сюжетно-дидактичекой игры Индивидуальный подход к детям Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения Организация коллективных игр Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр Отбор знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх 11

Принципы организации сюжетно-дидактичекой игры

Индивидуальный подход к детям

Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль

Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения

Организация коллективных игр

Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами

Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр

Отбор знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх

11

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин» Цель: упражнять детей в счёте до 20, в счёте в разных направлениях, в счёте по 2, по 5, закреплять знание цифр; учить правильно вести себя в магазине; расширять представления детей о профессиях.

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»

Цель: упражнять детей в счёте до 20, в счёте в разных направлениях, в счёте по 2, по 5, закреплять знание цифр; учить правильно вести себя в магазине; расширять представления детей о профессиях.

Сюжетно-дидактическая игра «Почта» Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счёта, упражнять детей в счёте в разных направлениях; в счёте по 2, по 5; формировать уважение к профессии почтальона.

Сюжетно-дидактическая игра «Почта»

Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счёта, упражнять детей в счёте в разных направлениях; в счёте по 2, по 5; формировать уважение к профессии почтальона.

Сюжетно-дидактическая игра «Кондитерская фабрика» Цель: учить детей соотношению числа и количества; уточнить представления о профессии кондитера.

Сюжетно-дидактическая игра «Кондитерская фабрика»

Цель: учить детей соотношению числа и количества; уточнить представления о профессии кондитера.

Сюжетно-дидактическая игра «Библиотека» Цель: учить детей составлять число из единиц и двух меньших чисел, закреплять навыки порядкового счета (учить находить место книги по картотеке); учить правильно вести себя в библиотеке; расширять представления о профессии библиотекаря.  4 1 3

Сюжетно-дидактическая игра «Библиотека»

Цель: учить детей составлять число из единиц и двух меньших чисел, закреплять навыки порядкового счета (учить находить место книги по картотеке); учить правильно вести себя в библиотеке; расширять представления о профессии библиотекаря.

4

1

3

Контрольный этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».