СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие у младших школьников умений интерпретировать текст художественного произведения через использование специальных заданий при организации дистанционного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Дистанционное обучение позволяет: реализовать принцип доступности образования для всех; снизить затраты на проведение обучения; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения; создать единую образовательную среду.

Просмотр содержимого документа
«Развитие у младших школьников умений интерпретировать текст художественного произведения через использование специальных заданий при организации дистанционного обучения»


Развитие у младших школьников умений интерпретировать текст художественного произведения через использование специальных заданий при организации дистанционного обучения


Громова Д.Д., студентка 4КПгруппы

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

e-mail: [email protected],

г. Камышлов

Одной из актуальных проблем методики преподавания литературного чтения в школе является интерпретация художественных текстов. Это связано с процессами восприятия и осмысливания читателями-школьниками литературного процесса, особенностями чтения и анализа художественного произведения как искусства слова, постижения литературы в жанрово-родовой специфике. Проблема интерпретации художественных произведений привлекает внимание многих учёных и педагогов: В.В. Агеносова, А.К. Долинина, В.Е. Хализева, Р. Барта, Л.Р. Безменовой, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Е.Н. Рощиной, О.Ю. Самотиной и др.

Именно в начальных классах закладываются основы теоретико-литературных знаний, формируются навыки интерпретации прочитанного произведения. Уроки литературного чтения должны помочь формированию данных навыков. Однако статистика указывает на то, что в настоящее время обучающиеся не готовы воспринимать и интерпретировать художественное произведение настолько, насколько этого требует оптимальный уровень литературного развития, заложенный в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Анализ современных документов, регламентирующих деятельность учителя начальных классов, позволил сформулировать вывод о том, что при увеличении требований, способности детей остались прежними [2].

На основе сопоставительного анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и практики современной школы были определены противоречия. Ключевым является противоречие между достаточной теоретической изученностью проблемы развития интерпретационных умений у младших школьников и неполной степенью выявления возможностей применения практических заданий на разных этапах развития интерпретационных умений у младших школьников. Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: недостаточное количество разработанных заданий, способствующих развитию интерпретационных умений учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

Для реализации данного проекта на первоначальном этапе были рассмотрены основные понятия. Педагог-практик Таренкина Е.В. в своей статье «Интерпретация научно-учебного текста в методическом аспекте» трактует интерпретацию как когнитивный процесс и одновременно результат в установлении смысла речевых и/или неречевых действий [3].

Согласно французскому философу Полю Рикеру, понятие интерпретации получает определенное значение: интерпретация – это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, т.е. в раскрытии уровня значения, заключённого в буквальном значении. С лингвистической точки зрения интерпретация может быть успешной, только если она основана на знании того, как устроен текст, значит, анализ всегда предваряет интерпретацию.

Анализ – это расчленение текста на формальные и формально-аналитические составляющие. Для анализа текста мы обращаемся к нашему жизненному опыту (включая опыт литературный), а он у каждого человека индивидуален. Однако мы можем повлиять на формирование литературного опыта человека, по средствам уроков литературного чтения в школе. Для развития интерпретационных умений учащихся при работе с текстами на уроках литературного чтения целесообразно предлагать различные виды заданий. В своей работе мы будем придерживаться понятия, данного А.Н. Леонтьевым. Задание − предписанная задача для выполнения обучаемым в процессе обучения. Значимость и необходимость разработки заданий к художественным произведениям, способствующих развитию интерпретационных навыков подтвердил и анализ учебных программ, а анализ учебников позволил сделать вывод об их недостаточном количестве, что ограничивает опыт их использования в образовательной деятельности учителей начальной школы [4,5].

С учетом выявленных недостатков в ходе анализа различных методических продуктов, была определена форма организации деятельности, способствующая развитию интерпретационных умений младших школьников – задания к литературным произведениям, вошедшим в раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» УМК Школа России «Литературное чтение» 3 класс.

Цель заданий – развитие умений:

  • адекватно воспринимать текст;

  • преобразовывать информацию, полученную в результате чтения;

  • адекватно выражать свое отношение к услышанному и прочитанному.

В дальнейшем подобранные и разработанные задания, представленные в виде сборника, будут адресованы учителю, и являться объектом для организации деятельности учащихся. Необходимо рассмотреть и условия дистанционного обучения в школе.

Из «Закона об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 статья 13 говорится, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, необходима реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно - телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно - телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Дистанционное обучение позволяет: реализовать принцип доступности образования для всех; снизить затраты на проведение обучения; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения; создать единую образовательную среду.

Цели дистанционного обучения: углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла; базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени.

Задачи:

  1. создать образовательное пространство;

  2. формировать у учащихся познавательную самостоятельность и активность;

  3. развивать критическое мышление, толерантность, готовность конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Технология дистанционного обучения   заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:

  • электронная почта;

  • телеконференции;

  • пересылка данных;

  • гипертекстовые среды;

  • ресурсы мировой сети Интернет;

  • видеоконференции.

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы;

  • электронные учебные пособия; компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

  • электронные справочники;

  • учебные аудио и видеоматериалы; информационные материалы.

Перечисленные средства, безусловно, способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний в условиях самоизоляции и дистанционного обучения, что также буде учитываться в рамках реализации заданий сборника [Ошибка! Источник ссылки не найден.6].


Список литературы:

  1. Воюшина М.П., Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб.: Специальная Литература, 2008 С. 40-85.

  2. Гуссоева А.И., Особенности развития познавательного интереса младших школьников/ А.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова, Н.В. Тимошкина // Междунар. студ. науч. вестн. – 2018. – № 6.

  3. Таренкина Е.В., Интерпретация научно-учебного текста в мето-дическом аспекте // Педагогика высшей школы. — 2017. — №1. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/50/1784/ (дата обращения: 27.02.2021).

  4. УМК «Перспектива» Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х ч./ Сост.: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

  5. УМК «Школа России» Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х ч./ Сост.: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

  6. Условия реализации дистанционного обучения в школе URL: https://infourok.ru/usloviya-realizacii-distancionnogo-obucheniya-v-shkole-968044.html (дата обращения: 27.02.2021).