Развитие у учащихся навыков XXI века
Вступительная часть
1. Приветствие участников
- Добро пожаловать на наш педагогический совет. Сегодня мы обсудим, как формировать ключевые навыки XXI века у наших учащихся, с акцентом на развитие коммуникационных навыков, а также подготовку к самостоятельной работе и управлению проектами.
2. Цели и задачи совета
- Цель: освоить методы развития ключевых навыков XXI века у учащихся.
- Задачи: изучить и обсудить эффективные практики, обменяться опытом и разработать стратегии внедрения этих навыков в образовательный процесс.
Основная часть
1. Обзор ключевых навыков XXI века
- Краткое представление концепции навыков XXI века, включая критическое мышление, креативность, коммуникацию и коллаборацию.
2. Актуальность темы
- Почему важны эти навыки в современном мире и как они влияют на успешность учащихся в будущем?
Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века. Впервые в истории учитель и школа перестали быть для ребенка авторитетом. Все то, что рассказывает учитель, ребенок может гораздо быстрее получить из других источников прямо в процессе урока. То, что знает учитель информатики, может проигрывать тому, что знает кто-то из его учеников. И так далее.
Мир меняется очень стремительно. И если хочешь выжить, нужно уметь адаптироваться, уметь меняться. Технологии меняются очень быстро и мы должны готовить человека, который способен не просто выживать, а быть успешным и счастливым в этом меняющемся мире. Сегодня знания и даже навыки устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным.
Готовясь к выступлению, я столкнулась с тем, что одно и тоже понятие называлось по разному: грамотность, навыки, компетенции, знания, поэтому хочу разграничить эти понятия.
Знания - это то, что можно взять и выучить.
Умения - то, чему можно научиться (умею рассказывать истории, водить машину).
Навыки - простые операции, доведенные до автоматизма.
Компетенция - проявление ЗУН в реальной деятельности, в нестандартных ситуациях плюс рефлексия опыта, т.е. способность анализировать свои действия и выбрать наиболее эффективные пути достижения целей. Компетенции не противопоставляются ЗУНам, они шире понятия «знания», или «умения», или «навыки», принципиальное отличие заключается в том, что ЗУНы направлены на процесс, а компетенции - на результат.
Если кратко, знание - это «знаю как».
Навык - это «знаю и могу сделать, но обычно не делаю».
Компетенция - «знаю, могу сделать и делаю когда необходимо. И саму необходимость определяю, конечно».
С начала 2000-х гг. на разных уровнях активно обсуждается концепция «навыков XXI века». Для начала давайте разберемся, что же именно скрывается под звучным названием «навыки XXI века», и чем эти навыки отличаются от тех, что были раньше? Так вот, если задуматься, то легко признать тот факт, что основными навыками в индустриальную эпоху были чтение, письмо и арифметика. В современном мире этими навыками уже никого не удивить и, таким образом, акценты сместились в сторону умения мыслить критически, способности к коммуникации, взаимодействию и творческого подхода к любому делу, а это уже не навыки, а компетенции.
Таким образом, под навыками 21 века подразумеваются личностные качества человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности.
Существует несколько теорий компетенций или навыков 21 века.
Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.
На всемирном экономическом форуме в Давосе определили 10 ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый востребованный сотрудник:
- решать комплексные задачи;
- думать критически;
- творчески мыслить;
- управлять людьми;
- работать в команде;
- распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;
- формировать суждения и принимать решения;
- ориентироваться на клиента;
- вести переговоры;
- быстро переключаться с одной задачи на другую
В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:
- критическое мышление (Critical Thinking);
- креативность (Creativity);
- коммуникация (Communication);
- координация (Coordinating With Others).
Для многих преподавателей эти навыки XXI века являются чем-то самим собой разумеющимся, необходимым для качественного образования. И, ведь, правда. Наверняка, многие из вас сразу подумали: «Хм, а ведь я давно использую эти самые навыки на своих занятиях. Что же в них удивительного?»
Ведь каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики:
- были способны выполнять задания самостоятельно, а также работать в паре/группе в высокотехнологичной передовой атмосфере
- были готовы к взаимодействию с преподавателем и другими учащимися.
- были способными к гибкому и креативному мышлению
Подробнее о каждом из четырех «К».
Критическое мышление - это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
Коммуникация - сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.
Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат .
Модель «4К», по большому счету, - это модель гармоничной и счастливой личности.
Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа.
На выходе мы хотим получить портрет нового человека, благополучного человека, человека с определенными ценностями, который способен развивать и экономику, и науку и другие отрасли».
Итак, современный человек будет обладать
1) определенными личностными качествами: лидерство, умение работать на результат, умение работать в команде, умение добиваться успеха;
2) компетенциями: такими как критическое мышление, творчество;
3) базовыми знаниями: умения и навыки, ведь формирование компетенций и личностных качеств невозможно без серьезной базы.
Важно не забывать о том, что современный бизнес ждет от системы образования другого, самого сложного - личности человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире.
Почему концепция «навыков XXI века» выглядит именно так, и чем навыки ХХI века отличаются от традиционного набора знаний?
Традиционная система образования предлагает устоявшиеся с годами подходы: программы обучения основываются на изучении отдельных дисциплин, основной упор делается на получение информации, а не на ее самостоятельную переработку, выделяется определенное «ядро» необходимых знаний, которые нужно усвоить в обязательном порядке. Но, ведь, современное общество часто требует от каждого из нас нестандартного мышления, неординарности, нетипичности. Люди, которые могут найти нестандартное решение проблемы, пользуются спросом, креативность в обучении и на многих рабочих позициях только приветствуется. Но эти навыки могут появиться только при условии, если их развивать. Во-вторых, знания сами по себе ничего не стоят, если ученик не может их правильно и уместно применить, проанализировать. Если мы его научим только тому, что знаем, знания ученика будут ограничены рамками наших собственных знаний, он не сможет выходить за «границы» заучивания, мыслить нешаблонно, нестандартно.
Значимость «навыков XXI века» заключается как раз в том, что они позволяют лучше ориентироваться в разных дисциплинах и разбираться в потоках новой информации - в первую очередь, благодаря развитию навыков и компетенций, позволяющих находить и использовать необходимые знания. Это означает, что, овладев «навыками XXI века», мы сможем самостоятельно, вне привычных институций, заниматься собственным образованием и развитием.
Навыки XXI века и ФГОС
Навыки XXI века могут быть частью содержания образования на равных правах с обычно изучаемыми предметами или предметными областями. Они рассматриваются как обязательный результат образования наряду с различными видами грамотности, которые школа должна обеспечить своим выпускникам, иначе они окажутся неподготовленными к жизни. За развитие этих компетенций школа отвечает не меньше, чем за формирование финансовой грамотности, освоение ИКТ, математики или естественных наук.
А как навыки XXI века соотносятся с отечественным государственным образовательным стандартом? Есть ли им там место? Сфокусируемся на ключевых компетенциях «4К» и выделим в этом комплексе две: критическое и креативное мышление (креативность). Посмотрим на структуру этих компетенций и опишем их компоненты. А затем соотнесём эти компоненты с ФГОС, действующим сегодня.
Концептуальная рамка компетенций
Как можно определить критическое мышление? Основой в понимании критического мышления можно считать подход, сформулированный в работах К. Поппера, прежде всего его «критическую установку», т. е. утверждение, что мы учимся на ошибках, а не посредством накопления данных.
Второй важный момент — это понимание того, что наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».
Схожим образом определяет ситуацию когнитивного развития Д. Хетти. Для него когнитивное развитие, или когнитивная акселерация, происходящее в процессе обучения, — это социальный процесс, которому способствует качественный диалог между учениками при поддержке учителя. При этом важно, чтобы любая учебная ситуация представляла некоторый когнитивный конфликт, который становится вызовом для мышления ученика.
Это понимание учебной ситуации как проблемной, необходимой для того, чтобы критическое мышление учеников могло развиваться, положено в основу новых учебных заданий, представленных в этих рекомендациях.
Надо отметить, что в понимании природы критического мышления наиболее известные учёные и педагоги, действовавшие в разных странах, в разных культурных и исторических контекстах, очень близки. Приведём несколько определений критического мышления.
«…Целенаправленное, саморегулируемое суждение, результатом которого является интерпретация, анализ, оценка и выводы, так же как объяснение тех фактических, концептуальных, методологических, критериальных оснований, на которых основано суждение».
«Активное, последовательное и тщательное рассмотрение любых убеждений или знаний в свете тех оснований, которые служат основой им и последующим заключениям».
В качестве основных элементов критического мышления можно выделить несколько основных умений. Мы приведём перечень, сформулированный в своё время группой экспертов и широко распространённый. В скобках указаны варианты, которые используются в оценочных инструментах, разработанных для оценки уровня сформированности критического мышления и других навыков группы «4К»:
1. Анализ: умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами.
2. Оценка: умение оценить надёжность утверждений, убедительность доводов.
3. Объяснение (аргументация): умение объяснить ход своих мыслей / метод, защитить свои выводы.
4. Выведение гипотез (планирование решений): умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.
5. Саморегуляция (контроль): рефлексия, самопроверка и коррекция.
Как можно определить креативность? В работах разных авторов относительно описания креативности больше вариативности, чем в случае критического мышления. Мы будем придерживаться вариантов, в которых креативность определяется как способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. Американский исследователь критического мышления школьников и студентов Питер Фасиоун (Peter A. Facione) обращает внимание на важность целостного оценивания навыков XXI века, указывает на необходимость разработки показателей, позволяющих учитывать ход рассуждения обучающихся, постановку ими вопросов, проявление воображения и творчества.
Место компетенций в образовательных стандартах
Новые технологии, глобализация, демографические проблемы изменили общество. Результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям, например знаний о некоторых фактах, мало, чтобы стать успешным в наше время. Критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы, социальные умения работодатели и исследователи образования признали наиболее важными для XXI века. Система образования изменила понимание своих целей и включает в образовательные программы всё более широкий перечень навыков. Школа берёт на себя ответственность и за когнитивное, и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга и должны происходить в одном пространстве. Основной международный документ, принятый UNESCO, определил «цели устойчивого развития», а также когнитивные, социально-эмоциональные и поведенческие результаты обучения.
В последние несколько лет во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на переход от традиционной ориентации школьного обучения на формирование предметных знаний и умений к созданию условий для развития современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века. Несмотря на различные конфигурации этих умений в тех или иных моделях, сам набор этих навыков остаётся достаточно устойчивым. Помимо собственно предметных умений (или грамотностей) Partnership for 21st Century Learning предлагает рамку для умений XXI века, в которой выделяются «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, способность к коммуникации и коллаборации, а также большой набор «жизненных» или «карьерных» умений.
В основе этих компетенций лежат способности и умения учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Выделенные умения лежат в основе исследовательской деятельности учащихся, являются основой умения учиться автономно и в кооперации с другими.
Для успешного развития этих важнейших компетенций необходимо выделить и учесть в отечественной образовательной практике недостаточно востребованный педагогический потенциал урока. Урок — это время и условия для освоения и теоретического обобщения предметного содержания, приобретения учебного опыта. Но в то же время на уроке могут развиваться способности ученика самостоятельно приобретать и открывать, создавать знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением и деятельностью.
Развитию креативности учащихся могут способствовать не только специально составленные задания, но и особая организация деятельности при их выполнении
1. Любознательность (активный интерес к заданию):
интерес к окружающему миру (ситуации задания) и желание узнать больше об окружающем мире (о различных аспектах ситуации задания; высказывает ассоциации);
самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).
2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей. Здесь выделяется два аспекта:
- оригинальность предложенных идей;
- гибкость или подвижность, способность продуцировать большое количество идей.
3. Развитие предложенных идей:
- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от неё;
- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.
Умения планировать, рефлексировать и решать проблемы поискового характера рассматриваются как важные метапредметные результаты ФГОС.
Каак формировать/развивать новые навыки с помощью соответствующих им педагогических стратегий? Иначе говоря, как на основе содержания предмета проектировать и проводить урок, направленный на когнитивное развитие детей за счёт формирования у них компетенций «4К».
Разработка урока
Цель урока, направленного на когнитивное развитие учащихся, — в рамках изучаемой предметной проблемы (учебного материала) создать пространство для формирования и развития критического и креативного мышления. Это значит, что учебная ситуация строится определённым, на сегодняшний день нетрадиционным образом.
Необходимо использовать модели учебных ситуаций и учебных заданий по математике и естественно-научным предметам, которые открывают для учеников возможность применять и развивать креативное и критическое мышление и другие компетенции «4К».
Для аутентичного оценивания нужны задачи, отражающие реальные жизненные ситуации.
Основными характеристиками таких ситуаций являются следующие:
Учебная задача предполагает несколько решений или разные способы одного.
1.Обучающиеся разрабатывают мини-проект или создают с помощью нестандартных (неочевидных для типового учебного процесса) средств.
2.Сюжет решаемой проблемы может развиваться в рамках конкретного предметного содержания и обогащать предметные умения детей.
3.Предполагается работа в группе.
4.Требуется самостоятельный поиск и применение информации.
5.Реализуется идея использования для решения знаний из разных разделов курса, учебных предметов.
6.Учитываются возможности детей с разным уровнем академической подготовки.
Развитию креативности учащихся могут способствовать не только специально составленные задания, но и особая организация деятельности учеников при их выполнении. Сформировать у учащихся совместимость с другими людьми — одно из качеств, предусмотренных моделью компетенций «4К», — помогают групповые формы работы.
При решении заданий нового типа предлагается создавать группы, работающие не в привычных рамках урока, а в свободном общении друг с другом без непосредственного руководства учителя. Как показывает опыт проведения подобных занятий, оптимальное число учеников в группе — 4−5 человек. Только в такой группе можно обмениваться мнениями (слушать и слышать друг друга) относительно решения общей проблемы; распределить общую работу, используя сильные стороны личности и личный опыт каждого участника; вырабатывать общую стратегию поиска и движения к цели.
Из проведённых наблюдений за работой групп видно, что в ходе своей деятельности ученики доносят свои идеи, обмениваются мнениями, в ходе чего появляется план совместных действий; возможны споры, вызванные несогласием с оригинальной, недостаточно понятной для всех идеей или подходом к решению проблемы. Здесь на первый план выступает сотрудничество для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
Роли учителя и ученика распределены не так, как это принято на традиционном уроке:
- ученики получают свободу в выборе плана, объёма и форм работы, а учитель предоставляет им возможность проявить самостоятельность, подобрав соответствующее задание;
- школьники выступают в роли учителя друг для друга, работая в паре или в группе. Педагог становится консультантом для самостоятельно работающих команд и поддерживает их продуктивную работу;
- обучающиеся принимают участие в оценке как результатов урока, так и процесса работы, используя инструменты самооценивания. Учитель не только получает возможность оценивать предметные результаты, но и осуществлять мониторинг формирования и развития критического мышления, креативности (креативного мышления), коммуникации и кооперации учеников. Такой мониторинг может проводиться как на уровне класса, так и на индивидуальном уровне. Оценивание в этом случае имеет формирующий характер.
Основной инструмент для оценки компетенций «4К» и мониторинга их прогресса — это критериальные оценочные рубрики.
Как разработать такой урок? Перечислим основные характеристики-индикаторы урока по формированию критического и креативного мышления.
- педагог предоставляет учащимся максимум выбора приёмов и способов работы;
- учебные задачи не содержат в явном виде алгоритма решения, не обязательно имеют единственное решение;
- в ходе работы привлекаются знания из разных областей;
- педагог поощряет и стимулирует обсуждение;
- организуется групповая работа.
На сегодняшний день создан и открыт для доступа банк, включающий около 30 уроков по математике, чтению, русскому языку, окружающему миру для начальной школы (2−4 классы) и математике, литературе, естественным наукам, истории, обществознанию для основной школы (5−9 классы).