СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие универсальных учебных действий на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 

 

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие универсальных учебных действий на уроках физики.»


Львова Лариса Васильевна



МАОУ Гимназия №11 «Гармония»




Учитель физики, педагогический стаж 49 лет,

высшая квалификационная категория.





Аннотация

В статье рассматриваются виды и подходы формирования универсальных учебных действий на уроках физик.

Развитие универсальных учебных действий на уроках физики.

В современной школе высшей ценностью становится личность учащегося, критерием оценки деятельности - обеспечиваемые его условия для развития его индивидуальности. Современное общество диктует запрос на выпускника, способного действовать в нестандартных, постоянно меняющихся ситуациях, а именно:

1. Исследовать ситуацию, выявлять противоречия, формулировать проблему, определять свои действия по её разрешению.

2. Принимать грамотные решения через проектирование своих действий.

3. Ориентировать свою деятельность соответствие с разработанной программой.

4. Непрерывно строить отношения с коллегами по совместной деятельности.

5. Осознавать и анализировать свою деятельность, выделять успехи и неудачи, устанавливать причины неудач, просчитывать направления своего роста.

Для осуществления данного подхода мною исследуется тема: «Развития универсальных учебных действий на уроках физики».

Формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, которые, согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования, являются одной из основных целей поставленных мною.

Новые социальные запросы определяют цели - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» при изучении предмета физики.

Для достижения поставленных целей решаю следующие задачи:

  • формирование совокупности «универсальных учебных действий» обеспечивающих «умение учиться»;

  • развитие способностей личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках изучения физики;

  • формирование, применение и сохранение знаний, умений и навыков в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Развитие личности обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, использовать самостоятельную организацию процесса обучения.

УУД - это обобщенные действия, позволяющие учащимся достаточно свободно ориентироваться как в различных предметных областях, так и в смысле, и структуре учебной деятельности, ее целевой направленности.

Умение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции. Умение учиться позволяет повысить эффективность освоения учащимися предметных знаний и умений, формирования компетенций, цельного образа мира.

При обучении физике развиваю следующие виды универсальных учебных действий - личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия.

Личностными результатами обучения физике являются:

1) сформированность познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
3) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
4) мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения.
Предполагаю, что на определенной стадии понимания ученик начинает рассматривать причины физического открытия, происхождение изучаемого явления, постигает законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей деятельности. К ним отношу:

1. Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

2.Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3.Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. Коррекцию - внесение необходимых дополнений и корректив в планы и способ действия в случае расхождения эталона.

6.Оценку - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

7 .Волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, преодолению препятствий.

Регулятивные универсальные учебные действия формирую при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

В общеучебные УУД включаю:

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

- действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимают способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и.т.д.)

При развитии логических УУД использую:

- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации.

- анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;

- синтез - составление целого из частей;

- сериацию - упорядочение объектов по выделенному основанию;

- классификацию - отношение предмета к группе на основе заданного признака;

- обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- доказательство - установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

- установление аналогий.

В качестве сложного составного логического действия рассматриваю решение задач по физике повышенной сложности.

Развиваю познавательные универсальные действия на уроках проектной деятельности и при подготовке к научно - практической конференции. Метод проектов - дидактическое средство для обучения проектированию, умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную ответственную личность, развивает творческие и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.

Учебный проект позволяет выработать у учеников умение продуктивного общения со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационными источниками. Ученик учиться формулировать вопросы для общения и поиска информации. Проектная работа формирует такие качества как способность к работе в команде. В развитии УУД важную роль играет групповая работа. При групповой работе учащиеся усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируется опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых – в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптироваться к производственному, жизненному ритму.

Данный процесс является цепным: успешное усвоение знаний ведет к возникновению новой познавательной потребности, которая в свою очередь способствует усвоению новых знаний.

Коммуникативные универсальные действия

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Развиваю виды коммуникативных действий:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи.

В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения.

От методов и приемов обучения зависит немалый успех при развитии УУД. Под методами обучения я понимаю виды деятельности учителя и учащихся на уроке

Использую основные методы и приемы:

  • Словесные методы – рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками

Использую логические, организационные и технические приемы.

  • Наглядные методы - демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, макетов), презентации с использованием ИКТ, видеофильмы, DVD фильмы.

  • Практические методы - практические работы, лабораторные работы, создание проектов, действующих моделей, упражнения, практикум по решению задач.

  • Использую логические, организационные и технические приемы.

На уроках применяю методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала:

  • Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми, путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Этот метод один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества.

  • Репродуктивный метод. Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применение полученных знаний.

  • Проблемный метод. Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.

  • Частично-поисковый метод или эвристический метод. Основное назначение метода - постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решении проблем.

  • Исследовательский метод. Основное содержание метода - обеспечить овладение учащимися методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода - обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

При выполнении дидактических целей и задач занятий, выполняемых на уроках, с учетом видов деятельности учителя и учащихся, опираюсь на ключевые компетенции, использую такие методы:

  • Коммуникативный метод обучения.

Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний.

Деятельность:

а) изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися;

б) беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическое или проблемно-поисковое;

в) работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста;

г) оценка работы.

  • Познавательный метод обучения.

Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала.

Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов.

  • Преобразовательный метод обучения.

Дидактическая цель: усвоение учащимися учебного материала и творческое применение умений и навыков.

Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность.

  • Систематизирующий метод обучения.

Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Деятельность:

а) обобщение изложенных учителем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы;

б) обобщающая беседа, составление систематизированных таблиц и т.д.

  • Контрольный метод обучения.

Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция.

Деятельность: выполнение учащимися по заданию учителя контрольных и письменных работ, зачеты, тесты по темам и обобщенные тесты за весь год, выполнение практических заданий.

.Средствами обучения и воспитания являются система материальных объектов, орудия деятельности учащихся, используемые с целью образования, воспитания и развития личности. Для реализации поставленных задач использую:

  • Книжный комплекс: пособия для учеников, методические пособия, справочная и научно-популярная литература.

  • Комплекс учебного оборудования: таблицы, схемы, дидактический, раздаточный материал натуральных объектов и явлений, т.е. физические приборы и материалы, демонстрационные и лабораторные приборы, компьютеры, проекторы, телевизоры и т.д.

  • Электронный комплекс: электронные учебники, диски, видеокассеты, компакт-диски.

Комплекс видов деятельности способствует более полному развитию УУД: игра, учение, моделирование, создание кроссвордов по определенным темам, проектирование и.т.д.

Исследуя и используя технологию развития универсальных учебных действий на уроках физики позволило получить следующие результаты:

- возрос интерес у обучающихся к предмету физики (активная работа на уроках, участие во внеклассных мероприятиях, выполнение творческих работ, качественные выполнение, презентация и защита проектов по определённым темам);

- у обучающихся сформированы навыки самостоятельной работы;

- динамика качественной успеваемости;

- выбор обучающимися экзамена по физике;

- успешная сдача ГИА и ЕГЭ по физике;

- подтверждение знаний выпускниками гимназии при поступлении в технические вузы, где физика является профилирующим предметом;

- мои учащиеся - постоянные участники, победители и призёры в районных, городских конкурсах, викторинах, слётах, фестивалях, олимпиадах, интеллектуальных играх по физике.





















Литература

1.Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия; от действия к мысли: пос. для учителя , под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46.

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897.

4. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике (основная школа).

5. А.В. Федотова «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования». М.: Просвещение, 2011.

6. Жумагазина Ж.А. Социально-педагогическое проектирование учебной деятельности .Оренбург, 2012.

7. В.С. Болготова. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики. http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html.

8. Д.А. Ивашкин. Освоение метода познания на уроках физики :журн. Физика в школе. Изд. Первое сентября,№14, с. 23-25, 2011.

9. Т.Н. Макарова. Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии. Учитель физики МОУ СОШ №11 с. Красногвардейское Ставропольского.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!