СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие устной коммуникакации неслышащих детей как необходимое условие социализации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описана авторская программа  развития устной коммуникации неслышащих подростков 9 класса.  Методы и приемы коррекционной работы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие устной коммуникакации неслышащих детей как необходимое условие социализации»

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ КОММУНИКАКАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Нарушение слуха, особенно врожденное или наступившее в раннем возрасте, влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. В результате специального обучения неслышащие дети способны усвоить устную речь. Методы обучения, рассчитанные на «типичного» или «среднего» ребенка являются неподходящими для детей с нарушением слуха, поскольку существует общее недоразвитие речи и восприятия[4]. Если ребенок не может научиться понимать речь и говорить естественным путем, то его надо целенаправленно этому учить с помощью специальных приемов, опираясь на другие сохранные системы. Они должны помочь ребенку компенсировать то, что он не слышит[3].

Формирование устной речи не снимает необходимости обучения неслышащих детей ее восприятию, а равно и произношению, но ставит решение этих задач в более благоприятные условия - в процессе формирования коммуникации[2]. В специально создаваемой для неслышащих речевой среде языковой материал необходимо представлять в упорядоченном, систематизированном виде. С этой целью была составлена Программа развития устной коммуникации неслышащих подростков 9 класса.

Цель программы: оказание помощи подросткам с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития устной речи как средством коммуникации.

Основной целью занятий является совершенствование навыков восприятия учащимися устной речи на слуховой, слухозрительной и зрительной основе и коррекция произносительной стороны речи.

Задачи:

  1. Формирование у детей потребности в коммуникативном общении со слышащими взрослыми и сверстниками, преодоление страха общения со слышащими людьми.

  2. Развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для ребенка с нарушениями слуха.

  3. Формирование навыков понимания и построения высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.

  4. Обучение общению устной речью, формирование навыков ведения диалогов.

  5. Формирование у учащихся фонетически грамотного, членораздельного произношения, достаточно естественного звучания речи.

  6. Повышение уровня речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся.

Методы коррекционной работы:

  • Словесные методы обучения.

  • Наглядные методы обучения.

  • Практические методы обучения.

  • Проблемно-поисковые методы обучения.

  • Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.

  • Создание ситуации успеха в учении.

  • Методы письменного контроля.

  • Игровые методы.

Приёмы коррекционной работы:

показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Содержание программы

Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у неслышащих детей тесно связано между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухозрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.

Данная программа состоит из двух разделов:

1) развитие слухового восприятия в рамках устной коммуникации;

2) обучение произношению в рамках устной коммуникации.

Развитие слухового восприятия (РСВ)

Система работы по РСВ направлена на развитие нарушенной слуховой функции, формирование и совершенствование у учащихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи, восприятия музыки, различных неречевых звучаний.

Речевой материал условно разбит на разделы:

- речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;

- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- тексты.

Обучение произношению

Важным разделом обучения является формирование у учащихся интонационной стороны речи. Основное внимание уделяется работе над ритмической структурой слов и ритмико-мелодической структурой фраз. У детей формируется нормальный темп речи, умение правильно распределять паузы, воспроизводя слитно слова и словосочетания в синтагмах, выделять словесное и фразовое (синтагматическое и логическое) ударения.

Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речь как способ общения глухого с окружающими, следует считать, что главная задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную внятность их устной речи.

Программа обучения произношению складывается из следующих разделов:

1. Речевое дыхание.

2. Голос.

3. Звуки и их сочетания.

4. Работа над словом.

5. Работа над фразой.

Требования к умениям учащихся:

1. Воспринимать устную речь в её коммуникативной функции.

2. Произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, естественно, голосом нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и самостоятельно), в темпе приближающемся к нормальному.

3. Произносить слова слитно, с ударением.

4. Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя).

5. Различать знакомый по звучанию речевой материал с учетом индивидуальных слуховых возможностей учащихся.

6. Передавать во внятной, достаточно естественной и выразительной речи различные эмоциональные оттенки высказывания.

7. Воспринимать речь, составлять ответы на вопросы в виде предложений, уметь переспрашивать при непонимании, выполнять активную роль в диалоге на заданную тему: задавать вопросы.

Тематический план

  1. Вводная часть.

  2. Основная часть.

  3. Тематические блоки:

  1. Тема «Родина».

Задачи:

Обогащение словаря по теме; развитие выразительной и эмоциональной речи, закрепление в речи элементов интонации; отработка труднопроизносимых слов, коррекция звукопроизношения.

  1. Мой город.

Задачи: Обогащение словаря по теме.

  1. Семья. Моя семья. Моя родословная.

Задачи: Расширение жизненного опыта учащихся; развитие выразительной и эмоциональной речи.

  1. Социальные институты: «Почта», «Магазин», «На вокзале», «В кафе», «В театре», «В музее».

Задачи: Накапливание знаний об окружающем мире;

формирование словесной речи, словесно-логического мышления;

привитие учащимся норм речевого этикета; расширение круга общения учащихся, маршрута поездок.

  1. Здоровый образ жизни: «Спорт», «Спортивные игры», «Увлечения».

Задачи: Углубление и систематизация знаний учащихся о видах спорта, о ведении здорового образа жизни; развитие умения пространственной ориентировки; закрепление навыков правильного воспроизведения звуков;

развитие описательно-повествовательной речи.

  1. Знакомство: «Давайте познакомимся».

Задачи: Закрепление навыков правильного воспроизведения звуков; развитие диалогической речи; расширение круга общения подростка, знакомство с новыми людьми; стимулирование потребности в общении.

  1. Целевые блоки:

Виды работ:

  1. Словарная работа.

  • Запись слов по алфавиту (слова записаны на бумаге).

  • Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

  • Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).

Образование другой части речи (береза – березовая).

• Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

• Образовать новое слово при помощи суффикса.

• Заменить одним словом (человек, который управляет трактором – тракторист).

• Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).

• От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

  1. Работа с текстом, развитие связной речи.

Виды работ:

  • нахождение ошибок в тексте;

  • работа с деформированным текстом;

  • задания, направленные на установку лексического значения слова;

  • подбор подходящих по смыслу слов из двух представленных вариантов;

  • выразить смысл одним словом;

  • “составь из букв одного слова как можно больше слов”;

  • “четвертый лишний”;

  • отгадывание загадок;

составление рассказа-описания.

3. Обучение произношению

I. Воспроизведение слов по подражанию.

II. Чтение.

Виды работ:

1) Чтение слов с разложением их на части.

2) Чтение слов (без их разложения), дополнение слогов до слова.

3) Составление предложений с данными словами, с опорой на картинку:

• сопоставление слов (на этапе дифференциации звуков);

• дополнение слогов до слова по картинке и без картинки (важно на этапе дифференциации звуков).

Ш. Подбор слов на заданный звук.

Виды работ:

• (по заданию, когда указана первая буква или начальный слог);

• Называние самостоятельно придуманных слов на заданный звук по определенной схеме (актуализация словаря);

• расположение картинок в две колонки и их называние.

2. Отработка звуков в словосочетаниях и предложениях.

IV. Самостоятельное составление словосочетаний и предложений.

Виды работ:

• Дополнение словосочетаний, предложений по картинке (пропущено слово с отрабатываемым звуком).

• Дополнение предложений по вопросу (без картинки).

• Дополнение предложений без опоры на вопрос и картинку.

• Распространение простого предложения с помощью словосочетаний.

• Расширение предложения по вопросам, по самостоятельно подобранным определениям.

• Анализ готового текста:

-выбор предложений на определенную тему;

-выписывание заданных слов и предложений.

• Составление схем предложений.

• Составление предложений по демонстрации действий.

• Восстановление деформированного текста предложения.

V. Работа по развитию языкового анализа в предложении.

Виды работ:

• Составление схемы по заданному предложению.

• Составление схемы по самостоятельно придуманному предложению.

• Составление предложений по заданной схеме на заданные звуки.

• Определение количества слов в предложении.

4. Работа над диалогом.

Виды работ:

• Продолжение диалога по его началу.

• Составление диалога из рассыпного текста.

• СМС – диалог.

• Построение диалога по аналогии с образцом.

• Дополнение диалога репликой.

• Подбор парных реплик из числа предложенных.

• Вставка в диалог пропущенной реплики (также из числа предложенных).

• Придумывание пропущенной реплики.

• Составление диалога по заданной ситуации (теме).

• Трансформация диалога по различным заданиям (например, изменить время или место действия).

• Диалоги по воображаемой ситуации, инсценировке или построенные в форме игр.

5. Развитие речевого слуха.

Виды работ:

• Различение речевого материала.

• Опознавание речевого материала.

• Распознавание речевого материала.

Таким образом, можно выделить условия формирования коммуникативных навыков неслышащих детей школьного возраста:

- обеспечение на уроках максимальной активности учащихся (речевой и познавательной);

- побуждение их к самостоятельным высказываниям;

- установление связей между усваиваемым языковым материалом и различными видами деятельности; впечатлениями, получаемыми от окружающей жизни;

- отбор материала, актуального, интересного и доступного для учащихся;

- использование разнообразных форм занятий и видов упражнений.

Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание заданий. Эффективными условиями развития устной речи у неслышащих учащихся являются такие, при которых обеспечивается неразрывная связь слухового, слухозрительного восприятия с усвоением словаря, грамматическим строем речи, коррекцией произносительных навыков, развитием всей познавательной деятельности. Достаточный уровень владения устной речью позволяет подросткам принимать активное участие в общественной жизни школы: в конкурсах чтецов, праздниках, олимпиадах регионального, областного уровня, интернет-олимпиадах и занимать призовые места.

Достаточно свободное владение устной коммуникацией позволяет осуществлять выбор учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, способствует успешному трудоустройству, профессиональной карьере и социальной адаптации [1].

Литература

  1. Власова, Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер – М.: Просвещение, 1973.- 319 с.

  2. Зыков, С. А. Методика обучения глухих детей языку [ Текст]: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/– М.: Просвещение, 1977. – 200с.

  3. Королева, И. В., Янн П. А. Дети с нарушениями слуха [Текст]: книга для родителей и педагогов/ И. В. Королева, П. А. Янн. – СПб.: КАРО, 2011. – 240 с.

  4. Сурдопедагогика [Текст]: учебник для студ. высш. учеб.заведений/ Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Просвещение, 2005. – 576 с.