СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие устной речи на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

О важности развития устной речи школьников. Урок биологии помогает развивать монологическую речь учащихся, происходит выявление главного и второстепенного материала.

Просмотр содержимого документа
«Развитие устной речи на уроках биологии»

Развитие устной речи на уроках биологии.   Из опыта работы Учителя биологии МОБУ СОШ№20 Алейник Ольги Владимировны

Развитие устной речи на уроках биологии.

Из опыта работы

Учителя биологии

МОБУ СОШ№20

Алейник Ольги Владимировны

Задачи:   Образовательная - состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации. Обучающая - заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков. воспитывающая - сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда.

Задачи:

  • Образовательная - состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации.
  • Обучающая - заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков.
  • воспитывающая - сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда.

Активизация устной речи учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии ( загадки, сказки, пословицы).   1. Беленькая нитка загуляла прытко, Под землёй ходила, землю шила, шила. А потом снаружи заплелась потуже. Заплелась в моточек, завилась в клубочек. ( грибница ) 2. Пока молода - она седа Как постарела, так почернела.( редька ) При изучении темы

Активизация устной речи учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии ( загадки, сказки, пословицы).

  • 1. Беленькая нитка загуляла прытко,
  • Под землёй ходила, землю шила, шила.
  • А потом снаружи заплелась потуже.
  • Заплелась в моточек, завилась в клубочек. ( грибница )
  • 2. Пока молода - она седа
  • Как постарела, так почернела.( редька )

При изучении темы "Прорастание семян" создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:

  • · "Весной день год кормит".
  • · "День прозевал - урожай потерял.
  • · "Вспашешь в срок, посеешь в срок - будет урожай высок".
  • · "С агротехникой лад - урожай богат".

Например: ученица 7 класса придумала загадки к теме "Биоценозы", которые я использую теперь при повторении.

  • 1. Медведь в тайге рос, тайга - естественный …( биоценоз )
  • 2. Хоть щеночек наш и мал, у него есть … ( ареал )
  • 3. Пете от родителей досталась ответственность, это понятно, это… ( наследственность )

  Тема: Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.

  • Лесной карлик.
  • В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.
  • В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты - не настоящее растение, у тебя даже и корней нет"- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники - мхи являются настоящими растениями.

Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки .

  • Сказка о царице Кукурузе.
  • В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.
  • Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.
  • И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.
  • "- Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель - соломина, а уж о знатности моей и так всем известно"
  • "- А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама" - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей - гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.
Тема урока: Простейшие. Особенности организации.   Один день из жизни амёбы обыкновенной. В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась. В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда - то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём. И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась - вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег.

Тема урока: Простейшие. Особенности организации.

  • Один день из жизни амёбы обыкновенной.
  • В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.
  • В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда - то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.
  • И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась - вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час" - успела подумать амёба и заснула крепким сном.
Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.   Как дружат деревья и грибы. В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.

  • Как дружат деревья и грибы.
  • В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.
использования на уроках опорных конспектов Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации). Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради. Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими. Необходимый текст оформлять печатными буквами. При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой! При составлении конспекта использовать дополнительную литературу. При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.

использования на уроках опорных конспектов

  • Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации).
  • Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.
  • Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.
  • Необходимый текст оформлять печатными буквами.
  • При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!
  • При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.
  • При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.
Работа ученика 7 класса:

Работа ученика 7 класса:

Работа ученика 10 класса:

Работа ученика 10 класса:

Выводы.   развивается монологическая речь, происходит выявление основного, главного учебного материала,  улучшается качество обучения,  знания становятся осмысленными, воспитывается художественный вкус,  исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки,  появляется уверенность в себе.  

Выводы.

  • развивается монологическая речь,
  • происходит выявление основного, главного учебного материала,
  • улучшается качество обучения,
  • знания становятся осмысленными,
  • воспитывается художественный вкус,
  • исчезает страх перед вызовом,
  • развиваются творческие навыки,
  • появляется уверенность в себе.

 

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс