Развитие устной речи на уроках биологии.
Из опыта работы
Учителя биологии
МОБУ СОШ№20
Алейник Ольги Владимировны
Задачи:
- Образовательная - состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации.
- Обучающая - заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков.
- воспитывающая - сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда.
Активизация устной речи учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии ( загадки, сказки, пословицы).
- 1. Беленькая нитка загуляла прытко,
- Под землёй ходила, землю шила, шила.
- А потом снаружи заплелась потуже.
- Заплелась в моточек, завилась в клубочек. ( грибница )
- 2. Пока молода - она седа
- Как постарела, так почернела.( редька )
При изучении темы "Прорастание семян" создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:
- · "Весной день год кормит".
- · "День прозевал - урожай потерял.
- · "Вспашешь в срок, посеешь в срок - будет урожай высок".
- · "С агротехникой лад - урожай богат".
Например: ученица 7 класса придумала загадки к теме "Биоценозы", которые я использую теперь при повторении.
- 1. Медведь в тайге рос, тайга - естественный …( биоценоз )
- 2. Хоть щеночек наш и мал, у него есть … ( ареал )
- 3. Пете от родителей досталась ответственность, это понятно, это… ( наследственность )
Тема: Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.
- Лесной карлик.
- В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.
- В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты - не настоящее растение, у тебя даже и корней нет"- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники - мхи являются настоящими растениями.
Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки .
- Сказка о царице Кукурузе.
- В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.
- Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.
- И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.
- "- Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель - соломина, а уж о знатности моей и так всем известно"
- "- А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама" - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей - гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.
Тема урока: Простейшие. Особенности организации.
- Один день из жизни амёбы обыкновенной.
- В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.
- В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда - то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.
- И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась - вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час" - успела подумать амёба и заснула крепким сном.
Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.
- Как дружат деревья и грибы.
- В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.
использования на уроках опорных конспектов
- Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации).
- Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.
- Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.
- Необходимый текст оформлять печатными буквами.
- При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!
- При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.
- При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.
Работа ученика 7 класса:
Работа ученика 10 класса:
Выводы.
- развивается монологическая речь,
- происходит выявление основного, главного учебного материала,
- улучшается качество обучения,
- знания становятся осмысленными,
- воспитывается художественный вкус,
- исчезает страх перед вызовом,
- развиваются творческие навыки,
- появляется уверенность в себе.
Спасибо за внимание!!!