СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие УУД у гиперактивных детей на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа будет интересна учителям химии, где приведены примеры работы по развитию УУД на уроках химии, т.е. организация учебного процесса, нацеленного на формирование к саморазвитию и самосовершенствованию гиперактивных детей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие УУД у гиперактивных детей на уроках химии»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова















Развитие универсальных учебных действий у гиперактивных детей на уроках химии









Рассказова Ирина Владимировна,

учитель химии, первая квалификационная категория























2018 год

1. Краткая аннотация работы:

В современных условиях развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Роль учителя для того, чтобы ученик учился сам, его надо обучить разным приемам учебной деятельности, то есть сформировать достаточно высокий уровень универсальных учебных действий у гиперактивных детей.

Данная работа будет интересна учителям химии, где приведены примеры работы по развитию УУД на уроках химии, т.е. организация учебного процесса, нацеленного на формирование к саморазвитию и самосовершенствованию гиперактивных детей.











2. Содержание


2.1. Введение

2.2. Формирование личностных универсальных учебных действий

2.3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий

2.4. Формирование познавательных универсальных учебных действий

2.5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

2.6. Заключение

3. Список использованных источников и литературы



















2.1. Введение

Гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Во-первых, данный вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д.

Во-вторых, кардинальные изменения, происходящие в социально-культурной, политической и экономической сферах нашего общества, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику, а значит, и совершенно нового понимания задач общего образования. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретенных умений и навыков.

В условиях современной школы образовательный процесс предполагает  создать такую модель выпускника школы,  который  может быть конкурентоспособным в получении дальнейшего образования, имеет навыки самостоятельной самообразовательной деятельности, характеризующийся социальной и профессиональной мобильностью, обладает умениями самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации.

Для формирования такой личности учитель должен по-другому взглянуть на проблему  управления процессом обучения. П.И. Третьяков отмечает: «Новая парадигма управления  познавательной деятельностью заключается в том, что ученик учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением ». А для того, чтобы ученик учился сам, его надо обучить разным приемам учебной деятельности, то есть сформировать достаточно высокий уровень универсальных учебных действий.

Термин «универсальные учебные действия» означает:

- в широком значении – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- в собственно психологическом значении – совокупность обобщенных способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

личностные – самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция;

познавательные – общеучебные логические действия и операции, постановка и решение проблем;

коммуникативные – сотрудничество и кооперация, учёт чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов.

Универсальные учебные действия лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, а так же детей с СДВГ, формируются в контексте разных учебных предметов, в том числе и химии.


2.2. Формирование личностных универсальных учебных действий


Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

– участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
– самооценка события, происшествия;
– дневники достижений.

 Личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу, например: написание синквейна на тему «Углерод», «Фосфор», «Азот», «Сернистый газ» и т.д.; напишите в особой тетради миниатюру «Художественный образ одного их соседей азота».

При изучении темы «Превращения веществ» в 8–ом классе можно использовать следующее задание: Составьте как можно больше предложений по теме «Превращение веществ», которые бы включали в себя три слова, указанные в задании (можно изменять падеж слов и использовать другие слова)

Вариант 1: явление, природа, общество;

Вариант 2: явления, новые вещества, результат.

– Участие в проектах:

  • Алхимия-магия или наука?

  • Атом и его строение.

  • Белок в организме человека.

  • Великий русский гений-Михаил Васильевич Ломоносов.

  • Горение.

  • Графит и алмаз: сходства и различия.

  • Жевательная резинка: польза или вред?

  • Загрязнение природных вод.

  • Знаки химических элементов. Относительная атомная масса химических элементов.

  • Интересные и полезные химические явления в природе.

  • Источники и виды загрязнения атмосферного воздуха.

  • Красота с помощью химии. Бытовая химия.

  • Модели молекул простого и сложного вещества и др.

- Творческие задания по темам «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья» и т.д.



2.3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий


Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
– Диспут
– Заучивание материала наизусть в классе
– «Ищу ошибки»
– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: составь план ответа, найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, оцени свою работу, предложи план действий по решению данной проблемы, составь алгоритм выполнения экспериментальной задачи, лабораторные работы, практические работы.

Примеры заданий:

1. Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O3

2. Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника.

Цель: формирование умений учащегося организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания, оформлять результаты своей самостоятельной работы.

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, используя текст учебника, и письменно оформить отчет о проделанной работе.

Задание: От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу.

Факторы, влияющие на скорость реакции

Примеры

Объяснение

1.Природа реагирующих веществ

1.Металлы реагируют с соляной кислотой с различными скоростями

1. Металлы обладают различной химической активностью, т.е. способностью отдавать электроны

2.Температура



3.Присутствие катализатора (ингибитора)



4.Площадь поверхности*

*Для реакций, протекающих с участием твердых веществ



Влияние первого фактора разобрать вместе с учениками, влияние трех остальных факторов распределить между группами учащихся. Провести обсуждение, в итоге которого у всех учащихся должна быть заполнена вся таблица.

  1. «Экспериментальная задача»

Описание задания: учащимся предлагается выполнить экспериментальную задачу и письменно оформить отчет о проделанной работе.

Задание:

Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.


2.4. Формирование познавательных универсальных учебных действий


Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– «Найди отличия» (можно задать их количество);
– «На что похоже?»
– Поиск лишнего
– «Лабиринты»
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Хитроумные решения
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
– Работа со словарями
– «Пластилин»

Примеры заданий:

  1. «Третий лишний». Назовите «лишнее» вещество среди двух предложенных, используя знания о химической связи:

  2. Какие признак положен в основу классификации кислот, формулы которых приведены ниже?

а) HCl, HNO3 б) H2SO4, H2SO3 в) H3PO4

а) N2, O2, HCl б) N2, NH3, HCl

3. Заполни таблицу. Аллотропия.

Параметры сравнения

Алмаз

Графит

Сходство



Различия




4. Заполни схему «Применение углерода»





С



  1. Предложите ход анализа и уравнения соответствующих реакций для распознавания растворов хлорида, иодида и фосфата натрия.



2.5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;

- обоснуй свой ответ;
– групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ);
– подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента, объясни наблюдаемое явление;
– «отгадай, о ком говорим»;
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Примеры заданий:

  1. Подготовить рассказ о применении металлов. Групповая работа.

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе, сравнить  его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп,  в случае необходимости провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге выбрать наиболее удачный рассказ. 

Или другой пример групповой работы «Вертушка» Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше.

  1. Практическая работа «Определение кислотности некоторых пищевых продуктов», групповая работа. Задача учащихся – распределить обязанности (выполнение опытов, поиск информации в текстах дополнительной литературы, отчет группы) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Оценивание результатов исследования происходит совместно с классом.

Задание:

  1. исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.

2. определите значение кислотности (рН) предложенных растворов. Полученные значения занесите в таблицу.

Исследуемый раствор

Окраска индикатора

Значение рН

универсального

метилового оранжевого

яблочный сок




раствор уксусной кислоты




сок лимона




пепси-кола




фанта






3. Прием «Зигзаг» учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение
- творческий приемы «Круги на воде», «Мозговой штурм», «Круглый стол»
 - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение.

2.6. Заключение


Важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и медицинской помощи семьям детей с гиперактивностью, ориентированной на ранний школьный и дошкольный возраст.

Безусловно, с гиперактивными детьми лучше заниматься индивидуально или в малых группах, но если такой возможности нет, то на уроке и дома таким детям необходимо повышенное внимание. Нужно помнить, что ребенок так ведет себя не специально, а в силу своих особенностей. Ему самому тяжело справиться со своим поведением. Ему нужна помощь, спокойная обстановка, понимание.

Практически в каждом классе есть свой «живчик» («кузнечик», «юла», непоседа), а то и два или три сразу. Естественно, у учителя возникает вопрос: «Что делать?», потому что, просто, не обращать на него внимания нельзя, необходимостью являются учет влияния психологических особенностей обучаемых, организация взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса, проведение индивидуальной воспитательной работы.

Профессиональная деятельность педагога традиционно строится по следующим формальным направлениям: диагностическое, коррекционное, развивающее, консультативное просвещение участников образовательного процесса. Родители обучающихся – они разные, они сами были школьниками: обычными и с особенностями в развитии или имели трудности в обучении. Работа каждого учителя по ФГОС предполагает умение использовать все формы психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.

Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью. Существующие методы работы с гиперактивным поведением детей школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. Нам учителям необходимо вести коррекционную работу с гиперактивными детьми во всем процессе обучения и воспитания.

Существует система последовательных шагов, помогающая делать уроки с гиперактивным ребенком без ссор, правильно и эффективно по времени. До того, как рассказать, какие это шаги, важно обратить внимание на характер трудностей, которые испытывает гиперактивный школьник. Возникающие в нервной системе импульсы (например, сосредоточение в ответ на посторонние шумы, возбуждение вследствие процессов обмена в организме) «не оттормаживаются», а реализуются в поведении.

Конечно же, воспитатели и школьные учителя, по рекомендации психолога, обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Для педагогов массовой школы гиперактивные дети как и одаренные, представляют не меньшую проблему, чем трудные подростки или дети с ОВЗ. Каковы причины того, что дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания? Не являясь умственно отсталым, ребёнок оказывается не в состоянии адаптироваться к условиям школы и общества в той степени, которая необходима для полноценного развития нормальной личности. Педагогическая работа с гиперактивными детьми требует специальных подходов и методов, особой подготовки педагогов. Проблема в том, что нет комплексного подхода в объяснении причин «незрелости» ребёнка.

Формат индивидуальной работы с учетом потребностей всех детей в классе Социальная и психологическая адаптации гиперактивного ученика, его семьи. От учителя - профессионала, его компетентности зависит успешное обучение гиперактивного ученика и его успешность в жизни. Сочетание современных форм, методов, средств обучения при организации учебного процесса и урока, поддержка зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления - слагаемые профессиональной компетентности современного учителя.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.



3. Список использованных источников и литературы

1. http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=10752:2015-03-03-09-38-49&catid=77:organization-of-educational-process

2. https://kopilkaurokov.ru/himiya/prochee/formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-khimii

3. https://pedportal.net/starshie-klassy/biologiya/formirovanie-uud-v-usloviyah-perehoda-k-fgos-u-detey-s-sdvg-1272017

4. https://infourok.ru/razvitie-universalnih-uchebnih-deystviy-u-giperaktivnih-detey-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-2441787-page6.html

5. О.С. Габриелян, С.А. Сладков. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян. Химия 9. М: Дрофа, 2013.