СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие внимания у дошкольников с нарушением зрения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

По мнению ученых, нарушение зрения негативно сказывается на развитии внимания дошкольников. Практически все свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение) оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих.

Просмотр содержимого документа
«Развитие внимания у дошкольников с нарушением зрения»

Развитие внимания у дошкольников с нарушением зрения

Дошкольный возраст-это пора активного развития всех психических процессов, в том числе и внимания. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться, ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию.

По мнению ученых, нарушение зрения негативно сказывается на развитии внимания дошкольников. Практически все свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение) оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих.

Устойчивость внимания при нарушении зрения снижается с уменьшением количества раздражений, т.е. напрямую зависит от их количества. Длительное же воздействие слуховых раздражителей приводит к быстрому утомлению слабовидящих, а, следовательно, к рассеиванию внимания. Включение детей с нарушениями зрения в деятельность является непременным условием развития произвольного и непроизвольного видов внимания. Они медленнее переключаются на другой вид деятельности, не могут сразу включиться в работу.

У большинства незрячих или слабовидящих детей патология зрения является врожденной, поэтому ход их психического развития своеобразен и по темпу и по качественной характеристике. Их внимание непроизвольно по сути и зависит от качества внешних раздражителей: слабовидящих привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, как слабовидящих, так и незрячих-громкие, резкие звуки.

Освоение предметного мира, развитие предметных действий, особенно там, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием происходит сложнее. Дети с нарушением бинокулярного зрения испытывают значительные трудности при обучении, не успевая охватить вниманием учебный материал в темпе его подачи на занятиях.

Наблюдения за слепыми детьми говорят о низком уровне развития их внимания, обусловленном узостью интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со своими зрячими сверстниками лишь немногочисленные и разрозненные сведения.

Для успешного развития внимания слепых играет определенную роль и возникающая у них необходимостью отчетливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, имеющих второстепенное значение для зрячих, а при нарушениях зрения получающих сигнальное значение и выступающих на первый план.

Одним из важных направлений, способствующим развитию внимания у детей с нар. зрения, является использование сочетания дистантного слухового и контактного тактильного восприятий, на основе которых укрепляют связи между звуковой характеристикой объекта и его осязательным образом.

Развитие внимания у детей данной категории несколько замедленно во времени. Интенсивность, устойчивость, объем внимания с возрастом увеличиваются.

Внимание у детей с неполноценным зрением развивается по закономерностям, общим с детьми с нормальным зрением. Но в силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфические особенности. Это несколько более позднее его формирование, неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, большая утомляемость.

Для успешного выполнения любого вида деятельности, в том числе и обучения, необходимо развитие различных свойств внимания. Так, в учебной деятельности важным условием является наличие произвольного внимания, умения сосредоточиться на задании. В то же время в такой специфической деятельности, как пространственная ориентация, а также трудовая деятельность, условием эффективности и результативности является умение переключать внимание в процессе решения конкретных практических задач.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра, и развивать внимание детей целесообразно в игровой деятельности. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время , как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Всё это способствует выработке усидчивости и сосредоточенности внимания при выполнении заданий ребенком.

Приобщение детей с дефектами зрения к активной деятельности должно способствовать развитию непроизвольного и произвольного внимания. Повышение роли внимания при дефектах зрения может способствовать и способствует его развитию только в том случае, если субъект активно включается в деятельность. Только в этом случае развивается способность произвольно направлять внимание на объекты деятельности, что делает их возможным их адекватное отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируется обусловленные дефектом вторичные отклонения.

В работу по коррекции и развитию внимания детей с нарушениями зрения необходимо включать дыхательные упражнения, упр. для развития мелкой моторики рук, упр. для релаксации и визуализации, глазодвигательные упр., игры и упр. Для развития сенсорного внимания. (нанизывание бусин, выкладывание палочек, чайничек с крышечкой, пчела на носу, найди отличия).

2