СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие воображения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие воображения»

Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении Методические рекомендации для психологов школ и детских садов Введение

В последнее время все чаще встает вопрос о так называемых трудных детях. Существует мнение, что в последние годы число их резко увеличилось. Причину этого видят прежде всего во внешних факторах — просмотр подряд всех телепередач, длительное пребывание в детском саду, кризис семьи и многое другое. Не отрицая этих факторов, все же считаем, что основную причину зла следует искать в психическом развитии современных детей.
Ни для кого не секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные, они умеют красиво говорить и мало что умеют делать руками, они могут часами неподвижно сидеть и не могут несколько минут интересно играть.
Мы чаще всего не придаем большого значения этим изменениям и уж никак не соотносим их с возросшим количеством трудных детей. Однако именно они чаще всего и являются первопричиной, основой для появления различных отклонений в детском поведении.
Возьмем, например, игру. У современных детей умение играть развито очень слабо. Игра вытеснилась другими, взрослыми видами деятельности. Это привело к тому, что ребенок не может сам себя занять, часто можно слышать: «Мама, поиграй со мной, мне скучно!» Ребенок не может долго заниматься одним делом: схватит одно — бросит, схватит другое — бросит... Ребенок остается эмоционально равнодушным — бесконечное ломание игрушек, отсутствие любимых игрушек, мучительство животных, неумение подчиниться правилам — это соответствует низкому уровню психологической готовности к школе.
Таким образом, проблема детей с трудностями в поведении нуждается в новом теоретическом осмыслении.
Американские практические психологи, работающие в рамках психологической службы, пришли к выводу, что снятие негативных проявлений в поведении ребенка прежде всего связано с воздействием на него. Можно убрать все внешние помехи — не читать страшных сказок, сменить воспитателя, вообще перестать ходить в детский сад, но через некоторое время трудности появятся снова — ребенок начнет бояться нестрашных сказок, конфликтовать с другой воспитательницей, убегать из дома и т.п. Поэтому необходимо изменить самого ребенка, сделать его более неуязвимым, научить справляться с различными трудностями.
Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то легко убедиться, что они очень похожи. Однако одни дети легко их проживают, а для других они становятся камнем преткновения. Это говорит о том, что дело не в обстоятельствах, а в самом ребенке. Можно предположить, что дети с негативными проявлениями имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей в поведении.
Таким образом, необходимо, во-первых, определить условия полноценного психического развития в каждом возрасте, во-вторых, определить, в чем специфика развития детей с трудностями в поведении, и, в-третьих, разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития трудных детей.
Согласно возрастной периодизации, специфика каждого возрастного периода и условия полноценного психического развития в чем-то связаны с возрастным новообразованием. Для дошкольников это психологическое новообразование проявляется в функции воображения.
Прежде чем перейти к специфике воображения «трудных» детей, рассмотрим его особенности и закономерности формирования в дошкольном возрасте.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

На сегодняшний день в педагогике и психологии, в том числе и дошкольной, сложилась «интересная» тенденция: недооценивается такой психический процесс, как воображение.
Задача воспитания воображения очень сложна уже потому, что ее можно осуществить только в творческой деятельности. Педагогика творчества сама должна быть творческой. Следовательно, в этой области не может быть готовых рецептов и примеров. Педагогический процесс следует строить каждый раз заново, влияя одновременно и на воспитывающего, и на воспитуемого. Иными словами, человек, который руководит этим процессом и направляет его, должен быть творческой личностью. Отсюда вытекает основное положение: процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески.
Другое, не менее важное условие формирования творчества состоит в том, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников — полноправный член. Функции взрослого при этом: во-первых, демонстрировать разнообразные творческие способы деятельности, а во-вторых, организовывать жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений.
В совместной с ребенком деятельности взрослый является не только (а иногда и не столько) самым умным и самым знающим, сколько самым творческим участником совместной деятельности, каждый раз по-новому выполняющим те или иные знакомые детям задания. Взрослый своим поведением и поступками раскрывает детям новые неожиданные стороны окружающего их мира. Обучающийся творчеству ребенок должен понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены различными способами, что окружающий мир бесконечно богат и может быть осмыслен с самых разных позиций.
При реализации этого положения взрослому может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает ребенка, приспосабливаясь к взрослому, воображать себя в той или иной ситуации. Так, при работе с неуверенными в себе детьми, чрезмерно ориентированными на взрослых и имеющими низкий уровень воображения, очень хороша позиция взрослого, который просит ребенка помочь, защитить, спрятать, угадать и т.п.

Максим К. в диагностических методиках обнаруживает самый низкий уровень развития воображения, безынициативен, очень заторможен. При формировании у него воображения взрослый с помощью игрушек создает ситуацию, когда ребенок должен прятать зайку от волка, помогать взрослому угадать картинку, объяснить мишке задание. Работа заставляет мальчика адекватно принимать игровую ситуацию, так как постепенно у него развивается новый, качественно более высокий уровень воображения.

Что же такое воображение и как определить уровень его развития у ребенка? Согласно взглядам ведущих ученых, воображение как психический процесс предполагает, во-первых, видение целого раньше частей и, во-вторых, перенос функции с одного предмета на другой.
Чтобы узнать, на каком уровне развития находится воображение того или иного ребенка, ему можно предложить следующую игру.
Ребенку показывают картинки, на которых изображены игрушки, а потом такие же картинки, но в разрезанном виде (от 4 до 32 частей). При этом взрослый замечает, что одна целая картинка потерялась и он не помнит, что на ней было изображено. Ребенок должен догадаться, от какой картинки тот или иной «кусочек». По характеру выполнения задания ребенка можно отнести к одной из трех трупп.
К первой группе относятся дети, которые обычно не сразу принимаются за задание, вначале они отказываются, мотивируя отказ тем, что их этому не учили. Когда же взрослый уговаривает их все-таки решить задачу, они, как правило, берут самый большой фрагмент и говорят: «Этот кусочек похож на хобот, а хобот бывает у слоненка. Значит, этот кусочек от картинки со слоненком».
Ко второй группе относятся дети, которые, в отличие от детей предыдущей группы, сразу берутся за дело. Они выбирают любой фрагмент (не обязательно самый большой), долго его рассматривают, затем, сравнивая с лежащими перед ними картинками, описывают изображенное в динамике, то есть приписывают какие-то действия. Обычно основой разыгрываемого действия является какая-либо сказка или рассказ или собственный опыт: «Это кусочек от пирамидки. У меня была такая же, а потом колечки потерялись. Одно даже сломалось, вот так». Показывает на кусочек картинки. «Когда я ходила с папой в зоопарк, то слоновник был закрыт, а я посмотрела в щелку и увидела вот такое», — показывает на кусочек от слона.
К третьей группе относятся дети, которые пытаются предложенную им ситуацию как-то осмыслить, обыграть. Например, рассматривают фрагмент как бы в бинокль или микроскоп (сложив ладонь трубочкой) или оживляют его с помощью волшебной палочки. Дети почти не обращают внимания на картинки и в своих ответах могут назвать тот персонаж или игрушку, которых вовсе нет на целой картинке.
Анализ выполнения детьми этого диагностического задания позволяет выделить три основных показателя в развитии функции воображения: это опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции.
Способность ребенка видеть целое раньше частей связана с умением понять контекст ситуации, ее смысловое поле. Другими словами, для того чтобы догадаться, что указанный фрагмент — это часть картинки (с изображением слоненка или пирамидки), ребенок должен ясно представлять слоненка или пирамидку, и тогда кусочек приобретает смысл. Представить этот образ ребенку помогает реальный, воспринимаемый им предметный мир (первый уровень), или прошлый опыт (второй уровень), или существование особой внутренней позиции (третий уровень).
Ребенок с раннего возраста знакомится с окружающим его миром предметов. В советской педагогике стало привычным, что ознакомление с окружающим миром важно для психического развития ребенка, для формирования его деятельности, для воспитания творческой активности. Однако рассматривается этот мир, в основном, только с точки зрения его предметного разнообразия. Считается, что чем богаче предметная среда, тем лучше для развития ребенка. Однако представляется, что для развития творчества важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. Далеко не всегда предметное многообразие способствует психическому развитию. Так, например, наличие у современных детей множества игрушек зачастую не только не помогает им играть, но может быть одной из причин, затрудняющих развитие игровой деятельности.
Таким образом, при формировании детского творчества предметная среда должна рассматриваться не со стороны ее многообразия, а в свете тех условий и того пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить.
Современная система дошкольного воспитания, во многом построенная на усвоении детьми различных эталонов, которые преподносятся им в готовом виде, не способствует развитию творчества. Окружающая ребенка предметная среда и способы ее презентации не только не оставляют «свободного» пространства, но и жестко определяют деятельность и весь будущий опыт ребенка.
Прочно и некритично усвоенные в раннем возрасте системы эталонов являются не только призмами, сквозь которые ребенок видит, воспринимает и понимает окружающий его мир, но и шорами, ограничивающими его видение. Сопутствующие системам эталонов операции классификации сводят богатство окружающей среды к нескольким группам или классам предметов и явлений. Деятельность ребенка оказывается жестко регламентированной и зачастую шаблонной, где творчеству не остается места.
Совсем по-иному ребенок ведет себя тогда, когда в окружающей его среде наряду с хорошо знакомыми вещами есть предметы малоизвестные и неспецифические, которые можно по-разному понять и использовать, в зависимости от обстоятельств. Конечно, такие предметы очень трудно включить в повседневную жизнь ребенка, но это легко можно сделать в различных игровых заданиях, где надо что-то угадать, вообразить, дополнить. Неспецифические предметы легче могут быть включены в игру детей, способствуя одновременно и развитию детского творчества, и развитию самой игры.
Следовательно, при формировании воображения и творчества у детей следует так организовать предметную среду, чтобы она служила пусковым механизмом и была побудительной силой для развития детского воображения.

Особое место занимают задания для детей, где предметы или их изображения могут быть поняты по-разному, то есть их пространственные границы и способы назначения полифункциональны. Так, детям (особенно младшего и среднего дошкольного возраста) целесообразно предлагать задачи, где надо дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстникам аналогичные задания; надо дать для рисования и строительства листы бумаги и кубики разнообразных, самых необычных форм.
Дети, которые испытывают трудности при решении задач на воображение, нуждаются в таком обучении игре, где игрушки и реальные предметы практически не используются.
Так, ребенку, не справившемуся ни с одним заданием на воображение, при организации игры предложили набор игры «во врача». Он брал по очереди все инструменты и с ними действовал, никак не развивая и даже не поддерживая предложенный взрослым сюжет. Формирование у него надлежащего уровня воображения было сопряжено с организацией игр и игровых ситуаций, решать которые он должен был только с неспецифическими предметами (палочки, кубики, картонки, коробочки).
В советской педагогике и психологии стало аксиомой положение о том, что в психическом развитии ребенка особое место принадлежит детской деятельности. Изучению закономерностей и условий формирования различных видов деятельности уделяется большое внимание. Однако на сегодняшний день способы организации детской деятельности нельзя признать удовлетворительными уже в силу того, что они не способствуют развитию у детей творческого начала. Действия ребенка с предметами обычно однообразны и жестко регламентированы. Это происходит, в первую очередь, потому, что, показывая ребенку любой новый предмет, взрослый каждый раз однозначно определяет его назначение и способ действия с ним.
Очень часто процесс обучения сводится к передаче способов действия с предметами. Неспецифические действия с предметами возможны лишь в игре, но и это не всегда поощряется. В силу этих причин ориентировочная исследовательская деятельность детей, имеющая, по мнению многих исследователей, особое значение для психического развития ребенка, остается малоразвитой и схематичной, деятельность ребенка малоинициативна, она не приносит ему удовлетворения и не способствует развитию воображения.
В значительной мере такое положение дел обусловлено тем, что не уделяется должного внимания организации самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника. Эта деятельность должна быть не навязанной ему взрослым, максимально разнообразной, способствующей всестороннему развитию и охватывающей все основные сферы его взаимодействия с окружающими людьми. С этой точки зрения трудно переоценить возможности детской игры.
Другим видом деятельности, отвечающим всем перечисленным требованиям, является детское экспериментирование, которое предполагает самостоятельную ориентировочную деятельность ребенка с новыми предметами. Более широкое использование в практике дошкольного воспитания этих двух видов детской деятельности создает условия для формирования важнейшего компонента функции воображения — собственного опыта ребенка.
Еще одним компонентом воображения, который необходимо формировать у дошкольников, является наличие особой внутренней позиции. Эта позиция дает возможность ребенку управлять предметной ситуацией, рассматривать ее в целом и быть отделенным от нее. Существование такой позиции позволяет не приспосабливаться к предложенной задаче, а подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями. Формирование такой позиции у детей дошкольного возраста происходит постепенно, причем решающее значение при этом имеют основные виды детской игры.
При формировании у детей особой внутренней позиции хорошо использовать сюжетно-ролевые игры типа «Волшебник», где сама роль дает ребенку возможность чувствовать себя всемогущим. Проигрывание таких ролей способствует тому, что ребенок начинает чувствовать себя субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать ситуацией.
Особое место при формировании воображения имеет система отношений ребенка со взрослым и сверстниками. При этом следует учитывать, что отношения Ребенок—Взрослый и Ребенок—Ребенок неоднородны. Так, в отношении Ребенок—Взрослый взрослый может быть равноправным партнером по совместной деятельности, а может противостоять ребенку как собственно взрослый. Отношения Ребенок—Ребенок также предполагают, с одной стороны, отношения разных партнеров, а с другой стороны — такие отношения, где ребенок выступает в роли взрослого. При формировании воображения крайне важна именно эта вторая сторона отношений ребенка.
Конечно, эта позиция ребенка качественно отличается на разных ступенях дошкольного возраста. Так, для детей младшего дошкольного возраста эта сторона отношений ребенка со сверстниками включена в отношения ребенка со взрослым. Взрослый в этих ситуациях выступает как более неприспособленный, неумелый, незнающий сверстник. Суть его вопросов и реплик сводится к «расшатыванию» эталонов и шаблонов, к поиску новых, оригинальных путей и решений, к нахождению смыслов и контекстов различных ситуаций.
В среднем дошкольном возрасте ребенок должен ставиться в соревновательные отношения со сверстниками. Выполнение заданий «сделай по-другому, чем у соседа», «кто лучше придумает», «закончить по-своему предложенный рассказ или ситуацию», «загадать соседу загадку» и т.п. дает детям возможность почувствовать себя творцом и показать более высокий уровень развития воображения.
В старшем дошкольном возрасте исполнение ребенком роли взрослого ставит его в позицию «обучающего». Ребенок учит других детей тому, чему он сам научился, придумывает и рассказывает сказки, показывает спектакли, распределяет роли, организует игру. Эта позиция помогает детям по-новому взглянуть на уже известные ситуации, прочнее овладеть имеющимися знаниями и умениями и — главное — полнее включить воображение в свою повседневную жизнь.
Таким образом, формирование воображения у детей предполагает организацию совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый участник является ее полноправным членом, а косвенно руководящий этой деятельностью взрослый обладает необходимыми творческими качествами. И, с другой стороны, необходимо формирование у детей основных компонентов функции воображения. Выделенные условия формирования воображения являются одновременно условиями, способствующими психическому развитию в дошкольном возрасте и подготовке детей к обучению в школе.
Эти условия неравнозначны и появляются на арене психического развития не одновременно. Так, если создание творческих условий и косвенное руководство взрослого деятельностью детей целенаправленно, то формирование компонентов воображения проходит поэтапно.
Детям младшего дошкольного возраста необходима организация особой предметной среды, потому что именно она является пусковым механизмом, который способствует формированию воображения в этом возрасте.
Детям среднего дошкольного возраста предметные «костыли» уже не нужны, пружиной, которая разворачивает воображение, является опыт самого ребенка.
Наконец, в старшем дошкольном возрасте необходимо наличие особой внутренней позиции, которая позволит и предметный мир, и прошлый опыт подчинить смыслу ситуации, своим целям и желанию.
Однако эта логика далеко не всегда соблюдается. Жизненный опыт ребенка, особые формы его обучения и воспитания (а у каждого малыша они уникальны), индивидуальные проявления могут в некоторых случаях привести к формам отклонения в развитии воображения.
Три компонента функции воображения в совокупности определяют уровень развития воображения на том или ином возрастном этапе. Однако у некоторых детей функция воображения определяется только каким-то одним его компонентом, что отражается на их поведении, личностном развитии.

Условно можно выделить три группы таких отклонений.
Первая группа. Дети чрезмерно ориентированы на предметы.
Без опоры на предметы дети не способны были решить простую задачу на воображение, что отчетливо проявилось в диагностической методике «Разрезные картинки», где следовало угадать картинку по фрагменту. Ребята не просто выбирали самый большой фрагмент, но и пытались найти к нему продолжение, обязательно называя выбранный фрагмент («Это кусочек хвоста», «Это ухо» и т.п.). Задачу на воображение в этом случае они подменяли задачей на догадку, на узнавание.
С другой диагностической методикой «Где чье место?», где следовало поместить предметы на несвойственное им место, дети вообще не справились. Лишь немногие способны были что-либо вообразить в том случае, когда убирали картинку с предметной ситуацией. Кроме того, дети не видели контекста ситуации в целом. Это очень часто приводило к тому, что наступала абсолютизация предмета, независимость предметного образа, неподчиненность его творцу. Например, мальчик отказывается выполнить задание, так как его пугает игрушечный кот, находящийся в комнате.
Еще одна характеристика этой группы: дети, как правило (свидетельствует анкетирование родителей), боялись темноты, так как домысливали и наделяли волшебной силой нечеткие силуэты предметов, испытывали дискомфорт в новой предметной обстановке, при решении задач на воображение стремились использовать шаблонные решения.
Вторая группа. В отличие от предыдущей группы эти ребята в своем поведении детерминированы только своим опытом. Рассказы обычно начинались со слов: «Папа мне говорил...», «С мамой я видел...» и т.п. Задачи на воображение опирались в основном на реальные случаи из собственной жизни. Результаты диагностической методики «Разрезные картинки» подтвердили, сколь значительные трудности испытывали дети, если ранее не сталкивались с подобной задачей («Я дома научусь, а потом приду и сделаю», «Надо у мамы спросить»). Решая любую задачу (особенно вначале), замечали, что уже видели, решали, делали. Диагностическая методика «Где чье место?» показала: ребята в основном воспроизводили хорошо знакомые им ситуации (кошка на дереве, собака у пруда), то есть давали однозначные ответы; воображение больше походило на воспоминание. Об этом же свидетельствовал тот факт, что воображаемые ситуации всегда носили реальный характер.
Еще одна характеристика. Как и первая группа, вторая отличалась ярко эмоциональным аффективным поведением, даже если ситуация была лишь внешне схожа с жизненной.
Третья группа. Отличительная черта: воображение зачастую подменяло реальную жизнь. Ярко выраженная внутренняя позиция обеспечивала все необходимые условия. Независимо от фрагмента картинки (имеется в виду методика «Разрезные картинки») рассказы детей отличались обилием деталей, порой не совпадающих с самими картинками, а рассказы по диагностической методике «Где чье место?» были нарочитыми, надуманными, несхожими с реальной жизнью.
Такое видение мира отрицательно сказывается на развитии деятельности. Детям очень тяжело взаимодействовать с товарищами, даже со взрослыми они не всегда налаживают отношения, пытаются уйти от конкретных заданий, вопросов, распространяя на все свою волю. Вот почему их поведение вызывает опасения у педагогов. Примечательно, что сетуют не только педагоги, но и родители, ссылаясь на то, что ребят трудно научить читать, несмотря на то что они овладевают слогосложением.
Описанные психологические характеристики говорят о ведущем значении воображения для развития личности в дошкольном возрасте. Искажения в развитии воображения приводят к серьезным трудностям в поведении детей.
Развитие воображения важно проводить по всем намеченным линиям с обязательным учетом комплекса его компонентов. Коррекционная работа предполагает как сохранение всех общих закономерностей развития, так и разработку специальных условий, которые помогут выправить существенные изъяны.

Диагностика детей с аффективным поведением

Для значительной части детей с трудностями в поведении характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым, разрушительным эмоциональным реакциям.

ЧТО ТАКОЕ АФФЕКТ
По мнению психологов, аффект — это низшая стадия эмоционального развития, характеризующаяся привязанностью к ситуации (всегда наступает после раздражителя), кратковременностью и яркой внешней выраженностью. У детей дошкольного возраста аффекты проявляются безудержным смехом или плачем, сильным страхом, асоциальным поведением. Часто такое поведение сопровождается прекращением начатой деятельности, отказом от выполнения задания и т.п.
Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие им формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых.
Заметим, что такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большей части являются лишь отклонением от нормального психического развития, а не психическим заболеванием. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.
В дошкольный период очень велик процент развития невротических реакций. Почему это происходит? В анализе причин основное внимание исследователей обращается на особенности развития нервной системы, недостаточность жизненного опыта, неправильное воспитание и целый ряд других причин.
Мы считаем, что многие аффективные реакции вызываются недостаточным уровнем развития детского воображения. Ведь именно воображение позволяет ему осмысливать и переосмысливать любые наличные ситуации, именно воображение обеспечивает ребенку способность действовать по замыслу.

КАК БЫ ТЫ ПОСТУПИЛ?
Выявить детей, имеющих в своем поведении выраженные аффективные реакции, можно с помощью методики «Как бы ты поступил?», которая содержит наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие аффект (например, ребенок в магазине игрушек, ребенка укладывают спать в темноте и т.п.)*.
А.Н. Леонтьев указывает, что одной из отличительных особенностей аффекта является его неосознанность. Изучение аффективного поведения предполагает не только анализ ответов самого ребенка, но и сопоставление их с характеристиками реального поведения, поэтому выделенные ситуации предлагались не только детям, но и родителям, и воспитателям. Взрослых просили отметить, как бы повел себя ребенок (варианты поведения предлагались), ребенка просили рассказать, как бы он поступил.
Анализ анкет воспитателей и родителей позволил вычленить основные черты поведения аффективных детей:
— Теряются, замыкаются, плачут.
— Боятся засыпать. Перед сном напряженно ждут страшного.
— Не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием ситуации.
— Не могут включиться в какую-либо коллективную игру, занятие.
— Боятся животных: всех подряд или одного из них.
— Скучают по дому. Для поведения характерна тревожность, плаксивость при расставании с близкими.
— Проявляют скрытность из-за боязни ситуации.
— Не могут выбрать что-либо, хотят взять все.
— Не осознают своих действий. Вербально предполагают самые несуразные вещи.
— В какой-либо ситуации не знают, как поступить.
— Очень послушны. В новой ситуации испытывают сначала испуг, а затем действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых.
— Часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками, бьют ногами. Эпизодически впадают в состояние кратковременной истеричности.
— Боятся, но затаив дыхание смотрят, слушают страшное, с нетерпением ждут, когда, например, появится чудовище. После этого проявляют боязливость и испуг.
Для детей эти же ситуации были обозначены на картинках, которые сопровождались рассказом взрослого и обрывались на неопределенной ситуации. Затем ребенку задавался вопрос: «Как бы ты поступил?» При этом учитывалось, что ребенок может при решении задачи использовать вербальное поведение, то есть поступить, как желают взрослые, как полагается. Поэтому оценивались не ответы детей сами по себе, а лишь в сопоставлении с ответами воспитателей и родителей.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ответы детей, их анализ и сопоставление с реальным поведением (ответы взрослых) позволяют выделить группу детей, которые в этих или аналогичных ситуациях проявляют яркие аффективные реакции, не могут адекватно выйти из них. Психологический анализ поведения и деятельности этих детей говорит о тесной зависимости между развитием эмоций, умением управлять ими и творческим воображением.
Можно выявить детей с аффективным поведением и таким образом: ребенок играет в игру, предложенную взрослым, например, с зайчиками. Когда ребенок увлекается игрой, раздается стук в дверь. Взрослый предполагает, что это волк пришел за зайчиками, и просит ребенка открыть дверь и сказать волку, что зайчиков нет. На основании поведения детей в этих или аналогичных обстоятельствах можно выделить характерные черты у детей с аффективным поведением.
Так, эти дети очень зависят от наглядной ситуации. Ребенок как бы «залипает» в ней. Очень часто такие дети рефлекторно переносят свои страхи и в совершенно безопасные обстоятельства. Даже когда взрослый сам разрешает ситуацию, ребенок долго не может из нее выйти. Например, в магазине, когда девочке, наконец, купили понравившуюся игрушку, она все равно продолжает горько плакать.
Другой характерной чертой детей с аффективными реакциями является низкий уровень произвольности поведения. Этим как раз и объясняется та черта, когда дети, боящиеся, например, чудовищ, постоянно их рисуют, думают о них, включают в игру, каждый раз испытывая при этом непреодолимый страх.
Третья характеристика детей с аффективным поведением связана с четким разделением когнитивной и эмоциональной сфер личности ребенка. Единство аффекта и интеллекта, на которое указывал Л.С. Выготский как на непременное условие формирования детской личности, у таких детей нарушается, и когнитивный фактор, который часто помогает контролю за поведением, у этих детей не имеет решающего значения. Так, мальчик говорит взрослому: «Я знаю, что оно не вылезет из телевизора, но все равно боюсь и убегаю».
Наконец, четвертой характеристикой аффективных детей является их безынициативность, внешняя послушность взрослому. Так, когда дети должны были открыть дверь и сказать находящемуся там волку, что зайчиков в комнате нет, многие дети послушно, как-то обреченно шли к двери, открывали ее, но не могли ничего сказать в силу голосового спазма.
Анализ аффективного поведения дошкольников показывает, что причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении оказывается ориентация ребенка на наличную картину, уход от альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного контекста ситуации.
Появление этих возможностей связано с развитием воображения у ребенка.

НЕПОДЧИНЕННОСТЬ ОБРАЗА
Мы уже указывали на то, что дети с аффективным поведением имеют воображение, где представлено лишь два компонента — предметная среда и прошлый опыт. Главный компонент — особая внутренняя позиция — у таких детей практически не представлена. Эта особенность воображения отчетливо проявляется при решении диагностических задач.
Так, например, если сравнить неаффективных детей, находящихся на первом уровне развития воображения, и детей, не умеющих управлять своими эмоциями, обнаружившими тот же уровень, то легко убедиться, что само воображение детей «аффективной группы» очень специфично уже хотя бы потому, что в отличие от других детей они придают смысл лишь отдельным предметам и не способны, как остальные, видеть контекст ситуации в целом. Так, если у большинства детей дошкольного возраста механизм «целое раньше частей» предполагает видение ситуации, в которой любой предмет или его часть приобретают смысл, дети данной группы видят целое только в отдельном предмете. Это очень часто приводит к тому, что наступает абсолютизация предмета, независимость предметного образа, неподчиненность его ребенку.
Аналогичную картину можно наблюдать, если сравнить разных по аффективности детей, обнаруживших второй уровень развития воображения. Если эмоционально благополучные дети при решении задачи «Где чье место?» воспроизводят и собственный, и чужой опыт, знакомый им по рассказам, сказкам, мультфильмам и т.п. (причем часто они просто моделируют ситуацию, исходя из собственного опыта), то аффективные дети могут отвечать только в пределах того, что они сами видели, являясь непосредственными участниками.
Если ситуация незнакома для них, они часто отказываются искать ее решения или повторяют уже найденные решения для «знакомых» ситуаций. Это приводит к тому, что «аффективные» дети всегда дают по этой методике однозначные ответы.
Таким образом, воображение детей этой группы больше похоже на воспоминание. Об этом же свидетельствует тот факт, что воображаемые детьми ситуации всегда очень реальны.
Еще одной отличительной особенностью детей с аффективным поведением, обнаружившим второй уровень развития воображения, является то, что они часто механически переносят свой прошлый опыт на новую ситуацию, несмотря на то что она лишь внешне схожа со старой. Так, девочка, когда-то испуганная собакой во дворе дома, при предъявлении ей картинки, на которой изображено, как собака убегает от детей, отказывается что-либо делать, говоря, что собака злая, вредная, что она покусает детей. Несмотря на то что собака на картинке очень маленькая, девочка упорно говорит, что собака большая. Поведение детей этой группы часто напоминает поведение Иванушки-дурачка, который плясал на похоронах и плакал на свадьбе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СИТУАЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЫЯВИТЬ ДЕТЕЙ
С АФФЕКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

1. Мальчик учится в первом классе, накануне вечером он учил стихотворение, которое задали на дом. Рассказывал его всем дома, с выражением, без запинки. В школе, когда его вызвали к доске, он растерялся и забыл стихотворение. Ему поставили двойку...
2. Как-то мальчик (девочка) с мамой пошли в магазин. Они встали в очередь, а она была очень длинной. Они стояли долго-долго...
3. Папа обещал сыну (дочери), что, когда он освободится, они пойдут в магазин «Детский мир» и купят только одну игрушку. Когда вошли в магазин, то мальчик (девочка) увидел много красивых игрушек: машину, танк, пистолет, самолет и т.п. (куклу, мебель, посуду, швейную машинку)...
4. Папа хочет, чтобы сын (дочь) вырос бесстрашным и сильным, чтобы он поскорее взрослел. Мальчика (девочку) уложили спать в темноте...
5. Мама попросила сына (дочь) убрать в уголке игрушек. Он (она) не любил этого делать, но мама говорила, что это обязательная работа. И вот мальчик (девочка) начал убирать, а в это время по телевизору стали показывать мультфильмы...
6. В группу воспитатель принес очень интересные новые игрушки, но игрушек было очень мало, и мальчику (девочке) не досталось...
7. Во дворе играли в интересную игру. Мальчик (девочка) долго стоял возле детей, но никак не мог с ними заговорить, попросить, чтобы его приняли в игру и...
8. Папа купил сыну (дочери) очень интересный конструктор. Он стал собирать из конструктора модель, но у него ничего не получалось...
9. Мальчик (девочка) смотрит телевизор. Вдруг на экране появился огромный дракон. Он зарычал, открыл страшную пасть и выпустил огонь...
10. Мальчику (девочке) читают сказку «Аленький цветочек»: «Когда купец сорвал цветок, загремел гром, засверкала молния и появилось страшное чудовище...»
11. В зоопарке мальчик (девочка) попросил поставить его на бортик около клетки. В клетке был тигр. Вдруг тигр зарычал, открыл огромную пасть. Мальчик (девочка) чуть не упал...
12. Дети пошли в цирк. Заключительным номером программы было выступление акробатов под куполом цирка. Весь зал замер, даже оркестр перестал играть. Мальчик...
13. Мама с мальчиком (девочкой) пришли в магазин, чтобы купить туфли. Но в это время он увидел много красивых игрушек и стал просить маму купить игрушку. Мама не соглашается, говорит, что игрушек много и нужно купить туфли...
14. Мальчик (девочка) играет на улице с детьми. В самый интересный момент его зовут домой...
15. Мама и папа собираются в дом отдыха и отправляют сына (дочку) в детский сад на дачу. Он сел в автобус и...
16. На буфете стояла красивая ваза, ее подарили маме на день рождения. Мальчик (девочка) бросил мяч и разбил ее. В это время в комнату вошла мама...
17. В детском саду делали прививки. Мальчика (девочку) вызвали в кабинет...
18. У мальчика заболел зуб, и его привели в поликлинику. Доктор достал большие щипцы...

Психолого-педагогическая коррекция детей
с аффективным поведением

Cпецифика воображения у детей с аффективными реакциями требует построения специальной коррекционной работы. Отличительной чертой этой работы будет формирование у ребенка особой внутренней позиции.

ВИДЫ ИГР
Психологический анализ различных видов игр показал, что каждый из них имеет значение для формирования отдельных компонентов воображения. Так, предметная среда в основном складывается в начальных формах режиссерской игры, где ребенок упорядочивает единым сюжетом различные игрушки и предметы. Прошлый опыт ребенка получает наибольшую реализацию в сюжетно-ролевой игре, когда проигрываются все его жизненные впечатления. Наконец, особая внутренняя позиция сначала формируется в образно-ролевой игре, а затем получает интенсивное развитие в режиссерской. Необходимо отметить, что основное свойство воображения — видеть целое раньше частей — совпадает с позицией «режиссера в режиссерской игре».
Сопоставление режиссерской игры с образно-ролевой показало, что и в той, и в другой ребенок находился в определенной позиции, которая по своему психологическому смыслу близка «точке вовне» — важнейшему компоненту воображения. Необходимо отметить, что если в режиссерской игре эта позиция ребенка ничем не опосредуется, то в образно-ролевой игре реализовывать ее ребенку помогает определенный образ-роль. Особенности такой игры, в отличие от сюжетно-роевой, сводятся к тому, что, как правило, в образно-ролевой игре такой образ один и с его помощью ребенок и осуществляет все игровые действия. Второе отличие образно-ролевой игры от сюжетно-ролевой состоит в том, что образ-роль ребенка не предполагает ролевых отношений, а детерминирован лишь позицией «сверху» по отношению ко всем остальным участникам.
Таким образом, при формировании важнейшего компонента воображения — особой внутренней позиции — у детей с аффективным поведением нужно использовать именно эти два вида детской игры.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Коррекционная работа с детьми предполагает три этапа.
Прежде всего нужно помочь ребенку удерживать позицию режиссера с помощью образа-роли. Дело в том, что по своим личностным особенностям дети с аффективным поведением не в состоянии удерживать позицию режиссера в режиссерской игре. Их зажатость и безынициативность, низкий уровень развития игры и искаженное развитие воображения приводят к тому, что дети «сползают» из режиссерской игры к простому манипулированию предметами. Часто они вообще отказываются от игры, мотивируя это тем, что не умеют так играть, не знают, что делать дальше.
На этом этапе важно научить детей придумыванию сюжета, так как именно сюжет и лежит в основе способности к переосмыслению ситуации. Умение ребенка осмысливать и переосмысливать различные ситуации, подчинять их своему замыслу поможет ему выходить из «трудных» ситуаций и тем самым избегать аффективного поведения. Поэтому, вводя в игру образ-роль, нужно с самого начала задавать ребенку определенную позицию, с помощью которой он в дальнейшем управлял бы разными предметами и игрушками.
В играх ребенок берет на себя не просто роль, а роль-образ сильного, веселого, хитрого, храброго, то есть образ, который дает ему возможность чувствовать себя уверенно. Это может быть и волшебник, и маг, и царь, и обладатель вещей, посредством которых он может совершать чудеса. С помощью роли-образа ребенок ставится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею.
В этих организованных играх нет сопряженных ролей, нет и ролевых отношений. В данном случае основная функция роли-образа — преодолеть личностное «послушание» ребенка. Проигрывание таких ролей способствует тому, что ребенок начинает себя чувствовать субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладеть ситуацией. Игровая деятельность объединяет реальную деятельность и воображение. Задача игровой деятельности заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься ребенком как естественное выражение «я», что позволит снять многие аффективные реакции.

I этап
Вначале (1-я стадия I этапа) взрослый обучает ребенка владению образом-ролью. Взрослый предлагает ребенку сюжет игры. В игре ребенок становится всемогущим, учится управлять ситуацией, защищать слабых, побеждать злых.
Можно предложить такую ситуацию: два героя сталкиваются с препятствиями, попадают в беду. Один из них теряется, плачет, не знает, что делать. Другой ищет выход из создавшегося положения. Ему на помощь приходит кто-то всемогущий (это может быть волшебник, человек, помогающий животным, взрослый, заботящийся о детях, и т.д.), кто с помощью волшебной палочки, шапки-невидимки, силы, хитрости, огня помогает выйти из трудного положения.
При этом необходимо иметь в виду две вещи. Во-первых, два разных по характеру героя символизируют две противоположные позиции. Этот момент очень важен, так как позволяет наглядно демонстрировать ребенку разные способы поведения и даже осознавать свое поведение через нахождение похожих черт с одним из персонажей. Во-вторых, роль-образ, например, волшебника дает ребенку реальную возможность взглянуть на ситуацию не изнутри, а со стороны, сверху и из этой «точки вовне» найти выход из нее.
В этой игре ребенок может не справиться с ситуацией: будет просить прекратить игру, очень скудно использовать игровые действия, бояться, отказываться от решения задачи или ждать от взрослого указаний, советов. Тогда роль-образ может попеременно переходить от ребенка к взрослому и наоборот.

Кубики психолога Е.М. Гаспаровой

Затем (2-я стадия I этапа) ситуация кардинально меняется. Так, если на первом этапе субъектом деятельности является взрослый-ребенок, то теперь деятельность осуществляется ребенком совместно со взрослым. Смысл задаваемой ситуации — помощь героям, попавшим в беду, — остается прежним. Теперь проигрываемый ребенком сюжет лишь вначале задается взрослым, а дальше развивается и реализовывается ребенком самостоятельно.
Если в начале первой стадии ребенок нуждался в напоминаниях взрослого как в своеобразных «костылях», то на следующей стадии ребенок уже преимущественно самостоятельно ведет сюжет, насыщает его различными игровыми ситуациями и действиями, сам разрешает аффективные ситуации.
В конце I этапа коррекционной работы ребенок уже самостоятельно, без помощи взрослого, пытается разрешить конфликтную ситуацию. Игру ребенок придумывает самостоятельно, а взрослый лишь вводит в нее конфликтные ситуации. Перед ребенком стоит задача с помощью образа-роли найти выход, избежать проявления аффекта.
Результатом коррекционной работы на I-й стадии является то, что дети становятся более уверенными в себе, с удовольствием берут на себя роль-образ. Заметно обогащается и разнообразится сюжет игр. Дети все меньше ориентируются на взрослого, более активно используют прошлый опыт, начинают привносить в игру много нового.
Таким образом, дети научаются переосмыслять ситуацию и находить выход из нее с помощью роли-образа. Несмотря на несомненные достижения ребенка, эта способность проявляется у него не всегда. Он справляется с собой, лишь находясь в определенном образе, причем многократно к нему апеллируя («ведь я же царь, я все могу» и т.п.). Однако в тех ситуациях, где ни сам ребенок, ни взрослый, находящийся с ним рядом, не могут наделить ребенка таким образом-ролью, у него по-прежнему наблюдаются аффективные реакции. Это приводит к тому, что дети начинают спокойно смотреть «страшные» фильмы путем введения дополнительного образа-роли, которую берут на себя.
В то же время в других ситуациях (укладывание спать в темноте, необходимость остаться одному в комнате и т.п.) у ребенка остается аффективное поведение. Поэтому следующей задачей является формирование у него способности осмысления и переосмысления ситуации уже не с точки зрения какого-либо образа, а исходя из обобщенной позиции извне.

II этап
Такая позиция наиболее полно реализуется в режиссерской игре. Поэтому второй этап формирования направлен на обучение детей различным режиссерским играм и состоит из четырех стадий. Учитывая личностные особенности детей с аффективным поведением, важно научить ребенка действовать в режиссерской игре. С этой целью мы использовали экспериментальный набор кубиков (описание экспериментального набора кубиков для игры дается в приложении; для коррекционной работы можно использовать кубики с другими рисунками).
В начале 2-й стадии II этапа взрослому нужно рассказывать ребенку истории и с помощью кубиков и других маленьких предметов разыгрывать их перед ребенком. Ситуации необходимо подбирать без неопределенных и аффективных моментов. Очень хорошо, если рассказанные и разыгранные взрослым истории представляют собой смешные нелепицы. Это вызывает эмоциональный отклик у детей, способствует их хорошему самочувствию.

Кубики для организации режиссерской игры

Нереальный характер сюжета активизирует воображение ребенка. Например, взрослый берет самый большой «нейтральный» кубик и, передвигая его в пространстве, говорит: «Как-то раз идет Великан, лохматый такой». Другой рукой взрослый строит из маленьких кирпичиков забор и продолжает: «Вдруг он видит забор. Он подумал, что это расческа». И далее взрослый показывает следующее действие: берет маленький кирпичик и «расчесывает» большой кубик, при этом говорит: «Какой я лохматый. Теперь-то можно причесаться. Хорошая расческа». Взрослый кладет кирпичик и говорит: «Расчесался Великан, поставил забор на место и пошел дальше, довольный хорошей расческой».
Детям такая история, как правило, очень нравится, и они просят взрослого рассказывать еще истории. Тогда можно предложить ребенку такую историю. Взрослый говорит и сопровождает свои слова игровыми действиями: «А знаете, почему у машины три колеса? Шел как-то Великан по дороге и потерял пуговицу. Очень он расстроился. Смотрит — машина стоит на четырех колесах. И взял он у машины колесо, пришил его к рубашке. Еще и сердился, что по цвету не подходит».
Если взрослый рассказывает и проигрывает эти или аналогичные истории эмоционально, то ребенку захочется еще услышать рассказы про Великанов и самому разыграть их. Эту возможность надо ему предоставить. Более того, необходимо навести ребенка на эту мысль и всячески его поощрять. После того как ребенок разыграет рассказанные взрослым истории, можно предложить ему еще одну. «А знаете, почему дождь идет? Идет Великан, грустный такой. А навстречу ему идет Маленький-веселый. Спрашивает его: «Великан, ты почему такой грустный?» А Великан отвечает ему: «Да вот рубашку испачкал». — «Подними меня во-о-он на то облако», — сказал Маленький-веселый. Поднял Великан его на облако. Взял Маленький-веселый и постирал ее в облаке, и стало облако черным, как туча. А когда он выжал ее, то пошел дождь. Великан обрадовался, что у него теперь рубашка чистая, и поблагодарил Маленького-веселого».
Эти рассказы, наряду с задачей научить ребенка режиссерской игре, решают еще одну проблему, а именно — воспитывают у ребенка уверенность в себе. Так, во всех историях неумение выйти из ситуации, отрицательные эмоции связывались с большим кубиком. Маленький кубик, наоборот, всегда «выручал» большого из неприятнейших ситуаций.
Ребенок с аффективными реакциями, как правило, чувствует себя маленьким, незащищенным. Отождествляясь в игре с маленьким кубиком, он уверенно начинает себя чувствовать, более активно управляет персонажами, другими словами — у него формируется особая внутренняя позиция.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ
С АФФЕКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
II этап (продолжение)
Аналогичную работу с детьми следует проводить и в следующем периоде (второй период второго этапа). Только здесь взрослый не предлагает ребенку готовых рассказов, а только начинает их, предлагая ребенку самому продолжить и закончить их. Например, дети очень любят такую игру-рассказ.
Взрослый расставляет на столе «пальмы» (кубики без рисунка), сажает на них «обезьян» (кубики с разными выражениями лиц), жестом очерчивает море. «На берегу синего моря росли пальмы. На них жили обезьяны. А под ними рыбаки сушили сети (кладет один кубик). И вот как-то раз рыбки пришли домой с очередным уловом...» Здесь взрослый прерывает рассказ. После некоторой паузы, если ребенок ничего не говорит, взрослый задает вопрос: «А что же было дальше?»
Обычно дети сразу продолжают рассказ, сопровождая его действиями с кубиками. Например: «Обезьяны взяли сети, натянули их между пальмами и стали качаться, как на качелях». Иногда в продолжении могут содержаться некоторые неприятности для обезьян, например: «они порвали сети, а тут пришли рыбаки. Рыбаки захотели узнать, кто порвал сети. Но пришли обезьяны и помогли починить их». Или же: «Рыбаки оставили в сетях рыбу, и обезьяны ее всю съели. Рыба им очень понравилась, и они пошли ловить сами. Поймали столько, что не смогли всю съесть. Пришли рыбаки и очень удивились, что в сетях много рыбы».
Чтобы закрепить умения ребенка играть в режиссерскую игру, самостоятельно продолжить рассказ взрослого, научиться с небольшой помощью взрослого создавать сюжет игры, ему следует предложить аналогичную игру. Взрослый ставит из кубиков забор, берет кубик с личиком – это мальчик – и рассказывает, что этот мальчик нарисовал на заборе другого мальчика. Во время рассказа взрослый заменяет один из кирпичиков забора на кирпичик с нейтральным лицом. На этом рассказ прерывается. Дети обычно продолжают его следующим образом: «Он пришел домой, а мама узнала и очень отругала его, что он рисовал на заборе. Мама велела, чтобы он пошел и все стер. Пока он шел, начался дождь и все смыл». Или же: «Нарисованный мальчик ожил и стал другом (братом) этого мальчика, и они хорошо вместе играли. А потом они нарисовали еще мальчика на заборе».
Если ребенок затрудняется в продолжении рассказа или дает какую-то аффективную концовку (например, «мама его ругала, а он плакал» или «мальчик ожил и побил того, кто его нарисовал»), следует предложить ему еще одну аналогичную игру-рассказ. «В одном городе жили-были слон, лиса, кит, кенгуру, жираф и обезьяна. Жили они дружно в одном в доме. И был у них большой двор. Рано утром они вставали, и каждый принимался за свою работу. Слон поливал хоботом двор, воду он набирал из пруда, который был во дворе, а в пруду плавал кит и помогал ему. Лиса подметала двор, кенгуру всегда приносила почту. Они получали письма из разных городов от ребят. Дети хотели побольше узнать о волшебном городе. И вот однажды...»
Весь этот рассказ, как и предыдущие, взрослый сопровождает игровыми действиями: он строит дом (ставит вертикально большой кирпичик), пруд (маленькими кирпичиками огораживает пространство) и помещает в него кита и т.п. Но можно ничего не строить, а лишь обозначать кирпичиками нужных персонажей, остальное дети могут лишь представить в воображаемом плане и прекрасно с этим действовать. дети уже знают, что нужно продолжить игру.
Они могут ее продолжить, например, вот таким образом: «Однажды они получили письмо. Слон очень обрадовался и написал письмо ребятам. Он пригласил ребят в гости. Ребята прилетели на самолете, и слон очень обрадовался: спасибо, что приехали». Ребенок может самостоятельно ввести в игру какую-то грустную ситуацию, но, как правило, дает ей счастливый конец: «Слон упал в пруд и утонул. Все стали его спасать и тоже утонули. Тогда приплыли подводные лодки, сомкнулись и подняли всех наверх. Все были спасены. Ура!»
Игры могут быть очень разнообразными, веселыми и грустными, с внутренним конфликтом и без него. Вместе с тем, если удалось на всех предыдущих этапах в полной мере решить задачу коррекционной работы, то все игры детей будут иметь счастливый конец.
Третий период этого этапа решает задачу научения детей самостоятельно придумывать сюжет. Для этого взрослому следует предложить несколько мелких игрушек, например Чиполлино, Карандаш, Дракон, Змея, овощи, различные мелкие звери, и попросить с ними поиграть. Ребенок может придумать следующий сюжет: «У мальчика был праздник. Ему исполнилось четыре года, ему принесли подарки. К нему пришли собака, Чиполлино, змея и зубр. Все принесли много игрушек. Мальчик взял все игрушки и пошел в детский садик. И там ему стало весело. Он играл с ними в свои игрушки».
Когда дети в достаточной степени овладевают режиссерской игрой, им предлагается разрешить в ней различные конфликтные ситуации (четвертый период второго этапа). Взрослый рассказывает ребенку историю, сопровождая свой рассказ игровыми действиями, доводит до конфликтной ситуации и просит ребенка окончить игру. Можно, например, предложить ребенку следующую историю: «Однажды Карандаш отправился гулять. По дороге он встретил Дракона. Дракон ему говорит: «Подойди ко мне поближе, я что-то шепну тебе на ушко». Карандаш подошел, нагнул голову близко-близко к зубастой, клыкастой драконовой пасти. И дракон схватил его за нос! «Мне кажется, — сказал Дракон сквозь зубы, — мне кажется, на первое блюдо у меня будет Карандаш...»
Ребенок может вот так продолжить: «Тут Карандаш говорит Дракону: «Я веселый человек. Ой, какое безобразие! Ты зачем за нос схватил?» А Дракон отвечает: «Чтобы его съесть». Говоря это, Дракон раскрыл пасть и выпустил Карандаша! Тогда Карандаш вырвался, взял дерево и начал им бить Дракона по хвосту. А тот прыгнул на дерево и защемил Карандашу ногу. С тех пор Дракон стал добрый».
Если ребенок не устал, ему можно предложить еще игру. «Жил-был маленький человек. Как-то раз он испек пирог, не простой, а волшебный. Только он вытащил его из печи и поставил на стол, как вдруг выскочил злой и голодный кабан... (взрослый остановился).
...Он что сделал? А он вот так загородил, чтобы его не брали. Кабан тогда ему сказал: «А, мальчик, давай с тобой подружимся». Разделили они пирог – и ему половину, и ему половину. И еще чуть-чуть оставили. А потом еще испекли. они весь торт съели и крошечку оставили, и торт опять стал большой».
Через некоторое время ребенку можно предложить еще поиграть. «Однажды Маша пошла в лес за грибами и заблудилась. Шла она, шла... И вдруг из-за куста выскочила собака...» И ребенок продолжает: «Они подружились, и она увела собаку домой, а потом собака ушла к себе домой. Она по своим собачьим ногам пошла (по следу). И Маша к ней в гости ходила».
Следует отметить, что взрослый дает ребенку все мелкие игрушки, какие у него есть. Ребенок по своему усмотрению может использовать или две-три, или все. Вводя новые персонажи в игру, ребенок насыщает ее сюжет, разнообразит его. Мы еще раз подчеркиваем, что сюжеты и игры приведены лишь в качестве примера.
В результате этой стадии дети уже в достаточной мере могут удерживать позицию «извне» и управлять ситуацией. Эта позиция позволяет ребенку через осмысление ситуации выходить из «конфликта» и избегать аффективных реакций.

III этап
Таким образом, ребенок получает большую независимость от ситуации, приобретает способность выходить из нее, оценивать ее с точки зрения независимой позиции, научается реализовывать способы выхода из нее. Однако указанные достижения ребенка осуществляются с помощью предметных «костылей», с помощью материальной основы. Эта независимость ребенка как от отдельных предметов, так и целиком от предметной ситуации мешает ему справляться с аналогичными случаями в реальной жизни.
Так, согласно опросам родителей и воспитателей, несмотря на общую тенденцию исчезновения аффективных реакций, многие дети все же испытывают трудности в некоторых реальных жизненных обстоятельствах. Поэтому третий этап коррекционной работы предполагает создание такой особой позиции, которая была бы более обобщенной по отношению к позиции режиссера и могла бы реализовываться без всяких материальных средств.
Анализируя развитие детской игры, Д.Б. Эльконин отмечает, что к концу дошкольного возраста дети часто уже не столько играют, сколько говорят об игре. таким образом, игра как бы начинает реализовываться лишь в вербальном плане. Причем необходимо отметить, что в вербальной игре ребенок не является исполнителем той или иной роли, а скорее придерживается позиции «автора», которая по своему психологическому смыслу близка позиции режиссера в режиссерской игре.
Это положение подтверждается и мыслью Л.С. Выготского о том, что детское воображение, реализующееся прежде всего в игре, трансформируется в дальнейшем в литературное творчество старших дошкольников.

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
В начале коррекционной работы с аутичными детьми необходимо создать предметную среду, способствующую активной предметной деятельности, в ходе которой ребенок сможет познать смысл реальных предметов и смысл действия с ними. Для этого нужны живые объекты, требующие ухода и вызывающие эмоциональный отклик, разнообразный конструкторский материал, всевозможные двигательные игрушки.
Следует предвидеть и создавать ситуации, которые помогли бы ребенку включиться в процесс разнообразных действий с предметами: помочь вымыть игрушки, вымыть стол, поддоны для растений, поилки и т.д. или сложить бумаги, полотенца, постель — это необходимо для овладения способом деятельности. Ребенок должен научиться причесывать себя, куклу и малыша, нуждающегося в помощи.
Это основа для формирования предметной среды как компонента воображения. Поэтому необходимо, во-первых, чтобы круг этих предметов постепенно расширялся и чтобы ребенок самостоятельно или с небольшой помощью взрослого мог с ними действовать. Таким образом, у него помимо предметной среды появляется и расширяется собственный опыт, также необходимый для коррекции особенностей их поведения.

ДЕЙСТВИЕ С ВООБРАЖАЕМЫМ ОБЪЕКТОМ
«Живой образ»
Следующим этапом работы, которая с этого момента начинается и движется параллельно с деятельностью в предметном окружении, будет действие с воображаемым объектом.
Детям предлагают игровые упражнения типа «повтори без предмета». Ребенок выполняет действия с реальным предметом, а затем повторяет эти же действия без него, остальные ребята определяют, точно или не совсем точно выполнено действие, которое необходимо повторить с максимальным приближением к реальному действию. Эти упражнения будут способствовать возникновению «живого образа» в ситуации «как будто», что поможет становлению точного жеста, обозначающего действия с предметом.
Можно, например, предложить ребенку игру в мяч — сначала с реальным мячом, а затем с воображаемым, можно попросить положить куклу в постель, а потом повторить это, но уже без куклы, можно причесаться, а затем повторить действия без расчески, можно попить из чашки, а потом изобразить это. Когда ребенок научится хорошо действовать как с предметом, так и без него, когда его движения и в том и в другом случае станут идентичными, можно переводить ребенка на следующий этап коррекционной работы.

ДЕЙСТВИЕ С ВООБРАЖАЕМЫМ ОБЪЕКТОМ

Временная отсрочка
Действия ребенка на этом этапе аналогичны предыдущему, но вводится небольшое усложнение — временная отсрочка или введение промежуточного действия. Например: «выпей чай из чашки, покружись три раза и повтори это с воображаемым объектом, причеши Гришу, дойди до окна, сосчитай, сколько деревьев за окном, повтори причесывание без расчески» и т.п.
Во время этих действий возможны зрители — дети и другие взрослые, которые определяют, насколько точно и правильно ребенок выполняет задание. Взрослый, дающий задание, очень доброжелателен, весел, задает уточняющие вопросы: «А какая у тебя расческа?», «Как ты его причесал, на пробор или нет?» и т.п.
Повторение действий после промежуточных или с временной отсрочкой позволяет ребенку подойти к заданию более осознанно, произвольно воссоздавать образ того реального объекта, с которым он действовал раньше. Это способствует как расширению предметной среды (расческа большая, маленькая или, например, щетка), так и накоплению опыта.

По памяти
После того как ребенок хорошо справился с этими или аналогичными заданиями, ему можно предложить задания на выполнение действий по памяти, то есть без непосредственного действия с реальными объектами. Роли зрителей и взрослого, дающего задания, остаются прежними. Ребенок выполняет действия с образами предметов, которых нет в этот момент в поле его зрения.
Когда ребенок хорошо научится действовать с образами предметов по памяти, ему нужно предложить задания с самими образами предметов. Это позволит ему уточнить движения, по-разному действовать с предметами в зависимости от того, какую функцию они выполняют. Например, можно предложить ребенку выполнить действия с платочком, палочкой, а затем с ними же, но когда они превращаются в одеяльце, шприц, карандаш.

Развитие жестовой речи
После этого начинается работа над развитием жестовой речи — как речи, обращенной к другому лицу. Это основа для организации совместной деятельности, для развития форм общения ребенка с другими людьми. Для этого надо попросить ребенка показать с помощью пантомимических жестов, как он дает, берет зайчонка, ежа, горячий блин, бутерброд с вареньем и т.п. Детям предлагается «передавать действия» по эстафете: ребенок должен удержать образ, переданный товарищем, и передать его дальше, можно и видоизменять задание. Например, ребенок как бы получает горячий блин и показывает, что этот блин у него упал, он поднимает его, отряхивает и передает дальше.
Когда ребенок овладевает этим, можно спросить его: «Как ты думаешь, Петя случайно уронил или нарочно? Он огорчился? А почему ты так думаешь? Какие у него были плечи? Глаза? Когда человек грустный, какая у него бывает спина? А когда веселый? Покажи. А когда он доволен собой, какие у него плечи?» Взрослый обращается к другим детям: «Витя доволен собой или нет?», «А вы хотите так попробовать?» Помимо общего обсуждения дети вместе со взрослым изображают все придуманное.
Затем задания усложняются — детей просят, например, при помощи жестов, движений показать историю, заданную взрослым, а другие дети (в том числе и аутичные) должны угадать, какую из рассказанных взрослым историй изобразил жестами ребенок. Например, взрослый рассказывает такие истории: дети пришли в лес собирать грибы, цветы или малину, собирали в корзину, букет или в ведерко.

«Живое зеркало»
Следующим этапом коррекционной работы являются игры типа «живое зеркало». Аутичный ребенок вначале играет роль зеркала, повторяя действия другого ребенка, причем показ может быть различным — как прямым, так и зеркальным. После того как ребенок научится отображать действия другого, он может перейти в позицию задумывающего действия, которые будут отображать другие дети или взрослый.
Конечно, хорошо, чтобы на этом этапе коррекционной работы у ребенка была возможность посмотреться в настоящее зеркало, улыбнуться, нахмуриться перед ним. Лишь после всех этих этапов коррекционной работы можно включать аутичных детей в совместную деятельность.

Пантомима
Дети в небольшой компании (2–3 человека) сообща задумывают одну историю, планируют те действия, которые необходимо будет выполнить, договариваются о способах реализации замысла. Перед выполнением задания дети рассказывают взрослому или другому ребенку, исполняющему роль арбитра, что собираются изобразить. Другая группа детей должна отгадать, что они изображают.
Взрослый (или другой ребенок), посвященный в замысел детей, выступая как арбитр, при необходимости помогает детям из разных групп. Так, если дети неточно изображают задуманную историю и поэтому их замысел трудно отгадать, он стимулирует точность воспроизведения, если же дело в отгадывающих, то ведущий пытается активизировать их воображение.
Например, дети задумывают историю для пантомимического изображения — приготовление завтрака: один чистит морковь, другой моет ее и трет на терке, третий заправляет майонезом, пробует сам, предлагает друзьям. Они советуют досолить и порезать лук. Действие выполняется беззвучно.
После того как дети сумеют выполнить это или аналогичное действие, мы переходим к собственно продуктивной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

РИСОВАНИЕ
Мы предлагаем в качестве продуктивной деятельности использовать рисование. Это имеет под собой ряд оснований. Во-первых, рисование — это любимая большинством детей деятельность, возникающая довольно рано в онтогенезе и не требующая для своей организации никаких особых условий. Во-вторых, рисование имеет почти все характерные черты, присущие любой детской деятельности — как продуктивной, так и игровой. И, наконец, в-третьих, рисование наиболее полно представляет недостающие аутичному ребенку компоненты воображения — предметную среду и прошлый опыт.
Становление изобразительной деятельности в дошкольном возрасте обусловлено спецификой развития воображения: от предметной среды к внутренней позиции. В то же время необходимо учитывать и логику развития самой деятельности рисования в дошкольном возрасте.
Таким образом, в коррекционной работе с аутичными детьми мы моделируем процесс развития самостоятельной детской деятельности. Только мы используем концентрированно те приемы и методы, которые в нормальных условиях отрабатываются у детей в разного вида играх.

Штрихи
Основной метод, используемый при обучении детей рисованию, основан на функции воображения — дети должны в штрихах, точках, линиях увидеть образ и дорисовать его. Штрихи, точки и линии выделены в результате анализа детских рисунков и знаменуют собой определенные этапы развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Особое внимание при таком обучении отводится позиции взрослого. Он такой же участник совместной деятельности, как и дети, и тоже может предложить свой вариант, но только тогда, когда дети исчерпали все свои. Очень хорошо, если вариант взрослого даст новый толчок детскому воображению. Например, если дети видят разных птиц, то взрослый предлагает рыбу или машину.
Первые каракули состоят из длинных, коротких линий в направлении от себя — ближе к линиям движения руки от себя, затем появляются движения к себе и дуги (рис. 1).


Рис. 1

Основными элементами для дорисовывания мы взяли генетически наиболее ранние штрихи, собрав их в определенной конфигурации. Ребенок не боится произвести такие простые действия на бумаге или доске, он вполне доверяет в этом деле своей руке. Дети с легкостью подражают действиям взрослого и выносят на доску множество подобных линий, но понятно, что они будут отличаться друг от друга ритмом штрихов, их плотностью, характером изломов и изгибов, то есть будут индивидуальны.
После того как перед детьми предстанет продукт их совместной деятельности, взрослый предлагает узнать, на что похож каждый из штрихов. Дети находят его сходство с различными предметами. Как только за серией штрихов ребенок увидел образ какого-то предмета, взрослый предлагает его дорисовать, чтобы всем стало видно. Так перед глазами детей из кучи неоформленных штрихов вырастают серии образов, иногда связанных одним сюжетом, иногда – нет. Первые штрихи берутся из жеста от себя, потом к себе и собираются в определенной конфигурации (рис. 2).


Рис. 2

Надо предложить детям их дорисовать. Взрослый постоянно ведет за собой детей, обогащая их новыми способами действия, взрослый на правах товарища дает принципиально другое решение. Дети вначале легко берут образ кустика, деревца, карандашей в стакане, ежика, солнышка и т.д. Взрослый предлагает свои варианты (рис. 3).


Рис. 3

Следующий тип штрихов, которые следует предложить ребенку для дорисовывания, — это замкнутые, петлеобразные клубки (рис. 4).


Рис. 4

За этим этапом работы следует предложить детям спиралеобразные линии (рис. 5).


Рис. 5

Далее предлагаются группы точек, которые также нужно дорисовать до образа (рис. 6).


Рис. 6

После этого для дорисовывания детям предлагаются овалы, округлости, круги (рис. 7).


Рис. 7

Следует иметь в виду, что если у ребенка не получаются какие-либо штрихи, то восстанавливать нужно не след от жеста, а сам жест. Если у ребенка не получаются прямые штрихи, то необходимо, к примеру, учить ребенка отсчитывать кусочки хлеба и кормить ими голубей или подобрать другую, близкую по характеру деятельность.
Следующим этапом дорисовывания даются разнообразные геометрические фигуры, поощряется интересный способ решения задания.
Эта деятельность должна помочь детям поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке. Это необходимо для перехода на следующий этап коррекционной работы. На этом этапе детям предлагаются архетипичные линии: волна, плавно округленная линия и напряженная линия — и просят их рассказать о характере каждой из них. Эта работа будет успешной лишь в случае сформированности детского жеста (рис. 8).


Рис. 8

Надо рассказать о том, что волна всегда угроза: это шторм на море, буря, атака животного. Покой — он тоже свойственен всему живому: лес спит под снежным одеялом; спят, свернувшись калачиком, заяц или лиса, — все это изображается плавной, округлой, спокойной линией. Линия «сторожит» — это напряженная, прямая линия, обозначающая тишину перед бурей. Детям предлагается дорисовать эти линии, начиная с округлой линии «спит». Позже вводим дорисовывание линии «волна» и в последнюю очередь даем дорисовывание линии «сторожит».
Рисунок ребенка оценивается с точки зрения характера получившегося изображения: волк — добрый, злой, гордый, смелый и т.д. Приведем примеры изображений, данных детьми (рис. 9).


Рис. 9

Для того чтобы дети могли экспериментировать с образом и уточнять положение тела изображаемого героя, его характер, можно предложить им подвижные модели без лишней детализации, выполненные в характерном цвете; шарнирные крепления помогают ребенку добиться выразительности позы героя.
Дети подходят к модели, конструируют необходимую по замыслу позу, а затем зарисовывают это. Сам способ действия помогает ребенку уточнить свои представления. Многие дети обращаются к взрослому с просьбой посадить зайца на задние лапы, положить волка, как будто он крадется, и т.д. Взрослый же предлагает ребенку сделать это самостоятельно: «Сделай, как тебе нужно». Это позволяет ему выйти из состояния недоверия к собственным действиям. Подвижные модели хорошо использовать как плоскостный театр, поскольку его эмоциональное восприятие побуждает детей к изображению наблюдаемых персонажей.
При работе над различными образами в процессе рисования важно предлагать детям различные изобразительные материалы. Весьма положительно на выразительность рисунка влияет рисование мелом на линолеумной доске. Этот вид работы позволяет ребенку при необходимости с легкостью исправить неудачно нанесенный штрих и заменить его новым. Затем можно предложить перенести понравившийся рисунок с доски на бумагу. Лишь после этой работы можно перейти к сюжетному рисованию.

Сюжетное рисование
Сюжетное рисование можно ввести как игру «рисуночное письмо».
Несколько детей вспоминают какой-нибудь случай и изображают его в рисунках так, чтобы поняли те, кому это «письмо» адресовано. Таким образом, мы в форме рисунка делаем то, что раньше дети делали с помощью игр и упражнений. Поэтому ребенок здесь лишь опредмечивает свой замысел.
Однако надо иметь в виду, что хотя сюжетное рисование вводится лишь на одном из заключительных этапов, сам сюжет присутствует у ребенка изначально. Очень важно, чтобы ребенок, зарисовывая кустик или дерево, уточнял, где они растут, кто к ним подходил или подойдет и т.п.
Очевидно, что способность ребенка к сюжетному рисованию говорит о том, что коррекционная работа увенчалась успехом. Так, создающий рисуночное письмо ребенок не просто обладает высоким уровнем воображения, но и имеет в наличии все три его компонента. Такой ребенок обращен уже на реальный мир и развернутую внутреннюю позицию использует как средство овладения им. Он хорошо вступает в совместную работу, способен не просто обучаться какому-либо навыку и умению, но и перенести их на другие области деятельности.
Другими словами, его психическое развитие не вызывает больше беспокойства — у него исчезли специфические формы аутичного поведения.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с аутичным поведением предполагает особое внимание к поведению таких детей и логике введения их в совместную с другими людьми деятельность.
На первых этапах важно научить ребенка самостоятельно выполнять реальные действия на уровне моторики, пусть вначале несложные. Затем — научить идти вслед за другим ребенком, сначала точно копируя его, а потом преображая, развивая его замысел. Только после этого ребенку с аутичным поведением можно предложить роль ведущего. Однако важно следить за тем, чтобы позиции ведущего и ведомого уравновешивались и в конце концов пришли к позициям равных партнеров по совместной деятельности.
Последовательный перенос этой логики в деятельность рисования приводит к становлению у ребенка самостоятельной продуктивной деятельности, которая является и фундаментом, и главным результатом полноценного развития воображения в дошкольном возрасте.

Елена КРАВЦОВА,
доктор психологических наук,
директор Института психологии
им. Л.С. Выготского РГГУ

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Подвижные плоскостные фигуры
для формирования динамики в детском рисунке