Развитие женского мусульманского образования1
В традиционном мусульманском обществе девочек обучали жены священнослужителей, «остабикэ» или «абыстай», как правило, у себя на дому. Целью такого воспитания была подготовка будущих жен и матерей, поэтому учили их только ведению домашнего хозяйства, кулинарному искусству, шитью, вязанию, а также чтению Корана и религиозно-дидактических книг. Для соблюдения приличий, предупреждения возможных нарушений исламской морали им не преподавалось письмо на родном языке. Однако со второй половины XIX столетия в условиях разложения патриархальной общины и укрепления капиталистических отношений, диалога западной и восточной культур в среде российских мусульман начинается постепенно меняться отношение к месту и роли женщины в общественной жизни. В национальной печати, художественной литературе и драматургии со всей остротой поднимаются актуальные вопросы бесправного положения и духовного гнета мусульманок в семье, их изоляции от общества, многоженства. С 80-х годов XIX в. разворачивается движение за реформирование системы мусульманского образования (джадидизм) на основе внедрения нового звукового метода обучения грамоте, классно-урочной системы, экзаменов, разработки учебных программ, включения в них естественных и гуманитарных дисциплин. В рамках этих процессов на рубеже XIX-XX вв. сначала в городах, а затем и в сельской местности стали появляться частные женские школы, не связанные с конкретными приходами, которые давали не только религиозно-нравственное воспитание, но и светское образование.
В 1897 г. крупный татарский купец и благотворитель Абдулгани Мухаммедгалиевич Хусаинов открыл в Сеитовском посаде (Каргале) женское училище для подготовки кадров новометодных школ, которое возглавляла известная просветительница Махуба-ханум Рамиева, жена золотопромышленника, мецената и поэта Закира Рамиева В 1910 г. начала работу вторая женская новометодная школа "Мухаррамия", директором которой стала Назира-ханум Гайнуллина2. К 1916 г. в школах при 1-й соборной мечети Каргалы Ракия Ахмедовна Хисамова, Зейнаб Латыфовна Хисамова, Нафиса Ахмедовна Хисамова и Биби-Размал Мухаммедшариповна Хаялина обучали 120 девочек, при 4-й Асхобземал Исхакова – 30, при 7-й Хуснижамал Якупова – 25 и при 10-й Камима Халитова – 15 девочек3.
С 1897 г. на средства купцов Хусаиновых в Оренбурге также была открыта первая новометодная женская школа под руководством Фатимы Миркамилевны Адамовой (1856 – не ранее 1925). Первоначально круг изучаемых здесь предметов был достаточно узок и включал только основы ислама, татарский язык и рукоделие, но впоследствии в программу были введены русский язык, арифметика, география и другие дисциплины. Жалование педагогам выдавалось из ежемесячной платы за обучение, а все остальные расходы покрывались попечителями школы, оренбургскими купцами Хусаиновыми. В 1910 г. на 3000 руб., завещанные Махмудом Мухаммедгалиевичем. Хусаиновым, было приобретено новое здание для училища на углу Каргалинской (ныне Комсомольской) и Мурзакаевской улиц (ныне Зиминской)4. По данным 1918 г., 4 педагога обучали здесь 120 девочек5.
К 1900 г. в Оренбурге действовали уже 7 мусульманских женских школ: Фатимы Адамовой в доме Хусаинова на Мурзакаевской ул. (ныне Зиминской), Фахризиган Акушаевой на Николаевской ул. (Советской), Биби-Фатихи Давлетшиной на Лагерной ул. (Первого Мая), Хуснизямал Даминевой в доме Головинского на Каргалинской ул. (Комсомольской), Сарбизямал Курматовой на Крыжановской ул. (Немовской), Бибимуслюмы Шафеевой в Путоловском пер. (Селивановском) и Азмальбопат Хасановой в доме Мистина на Телеграфной ул. (Цвиллинга)6.
В 1908 г. открылось мусульманское женское училище Багбустан Мукминовой (1884-1963), которое помещалось в доме Спицына по Балтенковскому пер. (ныне Трофимовскому). Учебный курс в нем был рассчитан на 2 года и включал в себя основы ислама, татарский и русский языки, арифметику и рукоделие. В 1916 г. программа была расширена за счет истории, географии и природоведения, а срок обучения увеличен до 5 лет. В 1915 г. школа насчитывала 120 учениц, окончило курс 10 человек и было вновь принято 30. Из 5 преподавателей 2 женщины получили образование в гимназии, а остальные – в медресе. Обучение было платным, но размер взносов устанавливался с учетом материальных возможностей семьи: для 30 девочек - 2 руб. в месяц, для 50 учениц – 3 руб. и 40 девочек обучались бесплатно. По ходатайству заведующей Б. Мукминовой с 1915 г. из городского бюджета стало выдаваться пособие на содержание школы в размере 150 руб.7. Всего за 10 лет работы с 1908 по 1918 гг. это учебное заведение подготовило 1212 девушек, 149 из них стали учительницами в мусульманских школах Оренбургского края8. С 1910 г. в губернском центре начала работу еще одна новометодная женская школа "Камалия" под руководством Зайнаб Камалетдиновой9.
В 1908-1912 гг. на средства татарских предпринимателей Г. К. Киникеева, А. Х. Рахматуллина, Усманова были организованы 3 мусульманских женских училища в беднейших районах Орска. Так, по журналу Орской городской думы от 18 октября 1908 г. купцу Габбасу Курамшичу Киникееву во временное пользование было бесплатно отведено дворовое место размерами 10 на 10 саженей в центре Новой Форштадтской слободки, в 274-м квартале, под № 67. Он построил на нем 1-этажное деревянное здание мусульманского женского училища на каменном фундаменте с 3 комнатами и 12 окнами, длиной 18 и шириной 12 аршин, которое было обнесено тесовым забором с воротами, а также сарай для хозяйственных нужд. Киникеев специально выбрал район, "населенный магометанами бедного класса" для того, чтобы "дети каждого могли посещать училище и получить образование … и тем развить грамотность … среди мусульманских девочек, будущих матерей и воспитательниц своих детей". В 1909 г. он передал построенную им школу "Габбасия" для заведования "Мусульманскому обществу г. Орска"10. Ее возглавляла Зайнаб Маликова-Абубакирова, а учебная программа была рассчитана на 4 года. "Во исполнение воли словесного завещания" умершего орского купца Ахмедзяна Хабибулловича Рахматуллина его сын Хакимзян и вдова Биби-Магруй Мустафична в 1911 г. построили училище для девочек в Ташкентской слободе, на Нагорной ул. (ныне ул. Парижских Коммунаров) и также пожертвовали здание благотворительной организации. Мусульманскую женскую школу "Ахмедзяния" с 4-летним курсом обучения возглавила Биби-Газиза Шарафутдиновна Алимбаева, для которой при ней было устроено особое жилое помещение с кухней11. Наконец, еще одно Усмановское женское училище располагалось в наемном доме Файзуллина по Кирилловской ул.12.
22 февраля 1908 г., умирая, илецкий купец Галимджан Хабибуллин завещал мусульманской общине свой дом13, где в соответствии с его волей было открыто первое в городе женское мектебе. К 1915 г. в школе при 1-й соборной мечети Илецкой Защиты обучались уже 200 девочек14.
В 1910 г. троицким мещанином Габдрахманом Мифтахутдиновичем Ахмаровым была организована начальная женская школа "Сююмбике" с 6-летним курсом обучения. Ее заведующей стала Мариам Черкасова, а преподавателями – Газиз Адгамов и его жена Хаджар, Закир Бакиров, Г. Галиева, Мухаррам Кальметев, Магира Латыпова, М. Терегулова, Нафиса Тухватуллина, Маймуна Шафигуллина, уроки музыки вел окончивший высшую школу учителей в Томске и консерваторию Г. Булатов. Начиная с третьего класса, всем воспитанницам преподавался русский язык. Учебные комнаты были оборудованы партами и грифельными досками, введена школьная форма единого образца. В 1913 г. здесь обучались около 20 девушек. По свидетельству общественного деятеля и предпринимателя А. Менгера, "ни одна другая женская школа того времени не могла сравниться с "Сююмбике". Из ее стен было выпущено много учительниц. Эти девушки после годичной подготовки могли наравне с другими абитуриентами пробовать свои силы при поступлении в университет"15. Тем не менее, высокая плата за обучение и ограниченный набор воспитанниц относили эту школу в разряд элитарных
Известно, что состоятельные мусульмане Троицка нанимали своим дочерям персональных учительниц. Однако для большинства горожан частные школы и педагоги были недоступны. Поэтому в конце 1911 г. Шариф Галиевич Бикчентаев, Адиатулла Файзуллович Дюзеев, Мухаметвали Абдулманнафович Ибрагимов, Музафар Мусич Сабитов, Шакиржан Гарифович Учаров и Багаутдин Шафигуллин обратились в Троицкую городскую управу с просьбой открыть за счет местного бюджета 2 начальные женские школы для мусульманок в районах "с преобладающим бедным населением": одну – в нижней части города, а другую – в Заречной слободке. Смета на следующий 1912 г. была составлена с дефицитом в 37 тыс. руб. Несмотря на это, 2 декабря 1911 г. Троицкая городская дума постановила включить в нее средства на организацию в 1912-1913 уч. г. двух мусульманских женских школ, а также возбудить ходатайство о ежегодном выделении из государственного бюджета по 3765 руб. на каждую (журнал № 118)16. Заступающий место городского головы Троицка А. П. Бобылев 28 июня 1912 г. за № 175 передал этот вопрос на рассмотрение Попечителю Оренбургского учебного округа. Однако чиновник ответил, что в соответствии с установленным порядком сведения о нуждах начального образования должны представляться в Министерство народного просвещения не позднее 1 апреля каждого года. Между тем, Троицкая городская управа уже наняла помещения для будущих школ, "не предполагая, что встретится задержка в разрешении". Для того, чтобы они могли приступить к работе с начала учебного года, местные власти согласились принять все расходы на счет городского бюджета, не требуя никакой дополнительной помощи. 20 октября 1912 г. Попечитель Оренбургского учебного округа дал согласие на открытие в Троицке двух женских русско-татарских школ, если они будут действовать по Правилам об училищах для инородцев, утвержденных Министерством народного просвещения 1 ноября 1907 г. Предложенная программа не устроила троицких мусульман. По их новому ходатайству директор народных училищ Оренбургской губернии 12 ноября 1913 г. разрешил открыть 2 русско-татарских 1-классных женских училища по образцу существующего в Заречной слободке. Троицкая городская дума выделила по 2661 руб. на содержание каждой их них, рассчитанной на 50 учениц, а организаторы пригласили учительниц из числа мусульманок. Для учебного заведения в нижней части города было намечено пустующее здание 6-го Николаевского приходского училища, а подходящее помещение в Заречной слободке Управа должна была подобрать совместно с представителями мусульманской общины17.
В сентябре 1914 г. начала работу новая частная мусульманская женская школа в Татарском пер. (ныне ул. 30 лет ВЛКСМ, 3), которая содержалась на средства вдовы купца Абдулвали Ахмеджановича Яушева Ашраф. Первоначально ее возглавляла жена Мингажа-хальфы Гайша-абыстай, а затем для руководства учебным заведением была приглашена выдающийся педагог Мухлиса Буби (1869-1937). Школа состояла из 8 классов: 4 начального и 4 среднего уровня. Кроме основ ислама, здесь преподавали историю, географию и другие светские предметы. При вместимости 160-170 человек в школе обучались не только троицкие мусульманки, но и приезжие девушки из казахских степей, Верного (Алматы), Туркестана, Ташкента, Самарканда и Бухары18. Ашраф Яушева сама контролировала учебный процесс и успеваемость, постоянно поощряла лучших воспитанниц подарками, а бедным оказывала материальную поддержку. В дни празднования Мавлюда она лично руководила хором учениц, исполнявшим духовные песни (мунажаты), а в другие мусульманские праздники организовывала чтение Корана19.
Благодаря финансовой поддержке троицких купцов братьев Яушевых начала работу новометодная женская школа при 1-й соборной мечети г. Верхнеуральска. Воспитание девочек ограничивалось изложением основ ислама, татарского языка, арифметики и географии. Женское мектебе нашло приют в доме верхнеуральского мещанина Ахмеджана Музафарова, где преподавала крестьянка деревни Нагадак Стерлитамакского уезда Уфимской губернии Ханифа Арасланова. В 1913-1914 уч. г. оно насчитывало 20 девушек. В 1912 г. с разрешения инспектора народных училищ Верхнеуральского уезда было открыто женское мектебе при 2-й соборной мечети города, которое помещалось на частной квартире в доме Тупицына. Преподавала в нем дочь указного муллы Зубайда Суюндюкова, получившая домашнее образование. Программа обучения принципиально не отличались от принятой в первом приходе и была рассчитана на 3 года. В 1913-1914 уч. г. во второй женской начальной школе Верхнеуральска занимались 20 учениц20.
Обучение в мусульманских новометодных школах с преподаванием русского языка давало необходимую подготовку для поступления в правительственные низшие и средние образовательные учреждения. Так, например, к 1915 г. во 2-м женском приходском училище г. Оренбурга занимались 2 мусульманки, в 4-м – 10, в 6-м имени А. С. Пушкина – 5, в 9-м – 3, в 11-м – 1, в женской воскресной школе – 41, во 2-й городской женской гимназии – 2 и в частной женской гимназии с министерскими правами М. Д. Колмаковой-Комаровой – 11, а всего 75 мусульманок21. В то же время создание национальных средних учебных заведений с преподаванием на родном языке сознательно тормозилось российскими властями. Так, в 1913 г. мусульмане Орска возбудили перед Городской думой коллективное ходатайство о постройке в городе мусульманской женской гимназии. Однако Попечитель Оренбургского учебного округа, которому было передано прошение, нашел его преждевременным, указав, что Министерство народного просвещения рассмотрит его не ранее, чем через 3 года, когда будут точно определены свободные финансовые средства22.
В конце XIX - начале XX вв. специализированные мусульманские женские школы постепенно появляются и в сельских населенных пунктах Оренбургской губернии: в Аустяново, Бикбулатово, Биккузино, Биккулово, Биктемирово, Давлеткулово, Ибряево, 1-м и 2-м Имангулово, Исянгулово, Кабаново, Каипкулово, Карагузино, Кузебаково, Максютово, Новоаллабердино, Новомусино, Новых Чебеньках, Смак-Аюпово, Староаллабердино, Султакае, Утеево23 и других деревнях. Если в 1905 г. они были отмечены только в двух уездах при 473 школьницах (3,9 процента учащихся мусульман), то по данным 1915 г. в четырех уездах получали образование уже 2856 мусульманок (18,4 процента)24. В отличие от мужских мектебе и медресе большинство мусульманских женских школ не имело собственных зданий, а располагалось в наемных помещениях. Они испытывали серьезные сложности в финансировании оплаты труда преподавательниц и обслуживающего персонала, освещения и отопления, приобретения учебных пособий и канцелярских принадлежностей.
Широкому развитию мусульманского женского образования препятствовало и отсутствие системы подготовки профессиональных педагогических кадров, которая первоначально осуществлялась в рамках самой общеобразовательной школы. В Оренбургской губернии эту проблему пытались решать двумя путями: за счет организации краткосрочных курсов, позволявших быстро повысить квалификацию при широком охвате участниц, или посредством открытия педагогического училища, обеспечивавшего более глубокую и разностороннюю подготовку, но при гораздо больших затратах времени.
Так, например, летом 1911 г. краткосрочные педагогические курсы для женщин устроило "Мусульманское общество г. Орска". 15 мусульманок изучали основы ислама, педагогику, географию, арифметику и другие предметы, по окончании 7 из них получили свидетельства о праве преподавания в начальных школах25.
С 20 мая по 20 июля 1917 г. оренбургским губернским и уездным земствами были организованы методико-педагогические курсы для мусульманских учительниц в деревне Кабановой Оренбургского уезда и губернии. В них приняли участие около 250 слушательниц из различных регионов, в том числе Средней Азии, Сибири и даже из китайской Манчжурии. Общее руководство курсами осуществляла Сара Касимовна Шакулова, заведующая земской гимназией в Казани, которая окончила историко-филологический факультет Сорбоннского университета во Франции. Были приглашены и другие высоко квалифицированные лекторы: М. Абуталипов, М. Акимбетова, К. Н. Березников, С. Н. Бикбулатов, И. М. Бикчентаев, Дж. Валиди, Г. Галиева, М.-Ф. Г. Каримов, Б. Мукминова, Г. Муслими, К. Мухаммадиев, Н. С. Надиев, Х. В. Рамеев, Б.-Р. Т. Сулейманова, И. В. Терегулов, Б. Шараф, С. К. Шарипов. Программа включала: мусульманское вероучение, татарский и русский языки, арифметику, природоведение, географию, рисование, методику, дидактику, обществоведение, школьную гигиену, гимнастику, краткие сведения по дошкольному воспитанию и внешкольному образованию, практические занятия. Для участниц были устроены экскурсии в культурно-просветительские учреждения Оренбурга и в Илецкую Защиту для осмотра соляных копей26.
Закономерным итогом развития мусульманского женского образования в Оренбургской губернии стало открытие в Троицке среднего педагогического училища для подготовки преподавательниц начальных школ. Его устав был утвержден Попечителем Оренбургского учебного округа 19 мая 1915 г., что позволило с сентября приступить к работе. Учредительницей и главным спонсором учебного заведения стала вдова ташкентского купца 1-й гильдии Мухаммедшарифа Ахмеджановича Яушева Гайнижамал Багаутдиновна (?-19.09.1927). Мусульманское женское педагогическое училище получило неофициальное название "Дар аль-мугаллимат" (буквально "Дом учительниц" или "Женская учительская семинария"). Оно включало подготовительный и 5 основных классов, где преподавались: вероучение, история ислама, татарский, арабский и русский языки, арифметика, алгебра, геометрия, всеобщая, русская и татарская история, география, природоведение, анатомия, гигиена, элементарные сведения из физики и химии, общая педагогика, дидактика, история педагогики, методика преподавания русского языка и арифметики, рисование, чистописание, рукоделие и основы домашнего хозяйства, музыка и пение. В училище принимались девушки не моложе 12 лет по результатам успешной сдачи экзаменов. С них взималась ежегодная плата в размере 25 руб., но 10 процентов обучавшихся полностью освобождались от нее, а еще 10 процентов вносили только половину суммы, при этом предпочтение отдавалось бедным и способным девушкам27. Директором училища была Ракия-ханум, а в 1917-1918 гг. – педагог, богослов, видный деятель джадидизма Габдулла Буби (1871-1922)28. Здесь преподавали Газиз и Хаджар Адгамовы, Закир Бакиров, Нияз Максудов, Кадыр Расулев, Ахметтазетдин (Шагиахмет) Рахманкулов, Габдулла Сакмари, Марьям-абыстай и др. В 1916 г. на обучение в "Дар аль-мугаллимат" были приняты 62 воспитанницы, а в 1917-1918 уч. году их число возросло до 179. Среди них были не только местные мусульманки, но и приезжие из Оренбурга, Верхнеуральска, Уфы, Атбасара, Петропавловска, Ташкента. Для них Асма Бакирова построила за свой счет 2-этажное здание общежития.
Рассмотрение вопроса приводит нас к следующим выводам. До конца XIX в. образование мусульманок Оренбургской губернии ограничивалось изучением домашнего хозяйства, чтения на татарском и арабском языках под руководством жен священнослужителей. Как следствие, уровень их грамотности был ниже, чем у мужчин. Со второй половины XIX столетия в условиях разложения патриархальной общины и укрепления капиталистических отношений, диалога западной и восточной культур в среде российских мусульман начинается постепенно меняться отношение к месту и роли женщины в общественной жизни. В рамках этого процесса на рубеже XIX-XX вв. сначала в городах, а затем и в сельской местности открываются частные женские школы, не связанные с конкретными приходами. Они обеспечивали уже не только религиозно-нравственное воспитание, но и обучение светским дисциплинам: арифметике, географии, природоведению, истории, русскому языку и др. В отличие от мужских учебных заведений большинство женских школ располагалось в наемных помещениях, испытывало серьезные сложности в финансировании. Широкому развитию мусульманского женского образования препятствовало отсутствие системы подготовки профессиональных педагогических кадров, которая первоначально осуществлялась в рамках самой общеобразовательной школы. В Оренбургской губернии эту проблему пытались решать двумя путями: за счет организации краткосрочных курсов, позволявших быстро повысить квалификацию при широком охвате участниц, или посредством открытия педагогического училища, обеспечивавшего более глубокую и разностороннюю подготовку, но при гораздо больших затратах времени.
1 Использовался материал с разрешения автора: Денисов Д. Н. Становление мусульманского женского образования в конце XIX - начале XX вв. (на примере Оренбургской губернии) // Историко-культурное наследие народов Южного Урала: опыт исследований и практика сохранения: материалы межрегиональной научно-практической конференции – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010. – С. 96-104.
2 Биктимирова Т. А. Ступени образования до Сорбонны. – Казань: Алма-Лит, 2003. – С. 17; Сеитов посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы / Р. Искандаров, А. Искандаров. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - С. 65-66
3 Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 73. Оп. 1. Д. 307. Л. 10об-11, 25об-26
4 ГАОО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2743. Б. п.
5 ГАОО. Ф. 41. Оп. 1. Д. 1546. Л. 103
6 ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3366. Л. 44-44об
7 Отчет о состоянии народного образования в г. Оренбурге за 1915 г. // Оренбургские городские известия. Апрель-август. – Оренбург: Типо-литография Наследницы Бреслина, 1916. – С. 55; ГАОО. Ф. 41. Оп. 1. Д. 90. Л. 45-46
8 Сеитов посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы / Р. Искандаров, А. Искандаров. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - С. 68
9 Рахимкулова М. Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. – Оренбург: ИЧП "Агентство "ПРЕССА"", 1998. – С. 260
10 ГАОО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-4об
11 ГАОО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-5
12 ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3439. Л. 25-25об
13 Оренбургская газета. - 1908. - 4 марта
14 ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 192. Л. 119-122
15 Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. – Троицк: ЗАО "Типография им. Сыромолотова", 2002. – С. 85-86; Гимазова Р. А. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби. – Казань: Печатный двор, 2004. – С. 91; Гизатуллин Р. Н. Мусульманские учебные заведения в дореволюционном Троицке // Российский научный форум "Россия. Культура. Будущность". Ч. II. Материалы Международной научно-практической конференции "Россия: взгляд изнутри и outside". – Челябинск: ЧГАКИ, ЧИ (филиал) УрАГС, 2005. – С. 106
16 ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 288. Л. 3-4об
17 ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 288. Л. 2-2об, 7-7об, 10-14, 18-18об, 20, 22
18 Гимазова Р. А. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби. – Казань: Печатный двор, 2004. – С. 90
19 Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. – Троицк: ЗАО "Типография им. Сыромолотова", 2002. – С. 79-80
20 ГАОО. Ф. 21. Оп. 2. Д. 618. Л. 312-323об
21 Отчет о состоянии народного образования в г. Оренбурге за 1915 г. // Оренбургские городские известия. Апрель-август. – Оренбург: Типо-литография Наследницы Бреслина, 1916. – С. 20-21, 69, 73, 85
22 Оренбургский край. – 1913. – 20 апреля, 5 июня
23 ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 192. Л. 2-17об, 22-22об, 89-89об, 145об, 159-159об; Д. 245. Л. 2об-23
24 ГАОО. Ф. 164. Оп. 1. Д. 193. Л. 19об-20; Д. 236. Л. 2об-3
25 Ямаева Л. А. Мусульманский либерализм начала XX в. как общественно-политическое движение. – Уфа: Гилем, 2002. – С. 202; В мире мусульманства. – 1911. – 28 октября
26 Оренбургское земское дело. – 1917. – 21 мая (3 июня), 4 (17) августа
27 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 133. Д. 467. Л. 113-115об
28 Гимазова Р. А. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби. – Казань: Печатный двор, 2004. – С. 88-89