СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ»




Развитие зрительно-моторной координации у детей

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в групповой и индивидуальной формах










Зрительно–моторная координация является одной из высших психических функций, поэтому её можно рассматривать в рамках нейропсихологического подхода. (А.Р. Лурия)


Первый энергетический блок, который обеспечивает пластичность протекания психических процессов.


Второй операционный блок, который включает в себя основные анализаторные системы: кинестетическую, зрительную и слуховую, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.


Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельностью, размещается в передних отделах мозга и включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.





Зрительно-моторная координация –

это процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, преимущественно обеспечивающихся работой теменно-височно-затылочных отделов головного мозга.


В зрительно-моторной координации, с точки зрения ее операциональной организации, можно выделить три компонента:


зрительное восприятие; мелкая моторика;

зрительно-пространственная ориентация.









Исследованиями в области проблемы развития мелкой моторики занимались И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и другие


Вопросами формирования и развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста занимались такие учёные, как Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, М.М. Безруких, Л.А. Ясюкова.


Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - Просвещение, 1991. 176 с.

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2 ч.

М.: Владос, 2003.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2008. 474 с.Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб.: ИМАТОН, 2005






Упражнения: "Соедини по точкам»

Усложнение: Для повышения продуктивности упражнение "Соедини по точкам" выполняется простым карандашом. Ребенок держит карандаш за середину стержня, а локоть держит над столом. Поворачивать листок с рисунком для удобства не разрешается.

Результат: При выполнении всех указанных условий достигается наибольшее воздействие на область в коре головного мозга, которая одновременно отвечает за моторику ребенка и за его речевые функции. Происходит развитие обеих функций.

"Проведи линию»







Фигура «Тейлора»









"Скопируй фигуру»





"Сложи квадрат" (Б.П. Никитин)

Собирая квадраты, ребенок тренирует глазомер и зрительно-моторную координацию, развивает точность, аккуратность, усидчивость. Также игра способствует развитию пространственного и абстрактного мышления и умения играть по правилам. Кроме того, ребенок может выкладывать из деталей игры свои собственные фигуры и узоры, развивая воображение.




"Попади в цель»

Дети мнут лист бумаги до шарика. На расстоянии 2 метров напротив друг друга ставятся два стула. На один садится ребенок, на другой ставятся мишень.

Задания по 10 раз попасть в цель каждой рукой. Условие: за время игры не сказать ни слова.





"Колокольчик»

Возьмите колокольчик на небольшой веревочке так, чтобы он мог звенеть от прикосновений к нему. Предложите ребенку указательным пальчиком правой руки попасть по колокольчику, чтобы он зазвенел. Переместите колокольчик в другое место. Попросите его снова ударить по колокольчику. Начинайте выполнять упражнение медленно, чтобы ребенок спокойно успевал за перемещениями колокольчика.


"Бег по дорожкам»

Нарисуйте на листе бумаги две параллельные дорожки. Попросите ребенка быстро карандашом ставить точки по очереди, то на первую, то на вторую дорожку.

Цель – поставить за 20 секунд как можно больше точек, ни разу не промахнувшись мимо дорожки. Постепенно ширину дорожек нужно уменьшать.







«Зашумленные». «Наложенные предметы» - увидеть, обвести по контуру, сосчитать.

"Раскрашивание», «Штриховка»- умение вовремя остановиться, увидеть границы.


«Нарисуй, что задумал художник»

Задание: «нарисуй квадрат. Из верхней левой точки квадрата проведи прямую линию в нижнюю правую точку квадрата».

Задание: нарисуй круг. Раздели его на две равные половины вертикальной чертой. В левой половине нарисуй квадрат. В правой половине нарисуй треугольник. Соедини верхнюю правую точку квадрата с нижней левой точкой треугольника.






"Рисование в воздухе»

Важными для развития точных движений глаз являются упражнение на прослеживание. Одним из таких упражнений является «рисование» в воздухе знака бесконечности. Ребенка просят вытянуть вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, положить голову на правое плечо, чтобы зафиксировать ее. Дальше ребенок должен из центра медленно рисовать выпрямленной рукой знак бесконечности, следя за кончиком пальца глазами. Так нужно сделать 4-5 раз. Потом можно выполнить упражнение левой рукой.


«Графический диктант» - в воздухе, в пространстве помещения, на бумаге




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!