СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика дидактичесих игр для развития зрительного восприятия

Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.»

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Представление об окружающем мире каждый ребёнок получает через ощущение и восприятие. Восприятие и ощущение взаимосвязаны между собой, при этом имеют свои отличительные особенности. Через ощущение ребёнок получает определённые знания о свойствах и качествах разных предметов. Знакомятся с их вкусом, цветом, размером. В тоже время восприятие позволяет видеть свет солнца, слышать шум реки или звучание песни, благодаря ему мы можем увидеть не отдельные свойства предметов и явлений. А составить целостную картину мира в полном объёме.. Изучив различную психолого-педагогическую литературу по вопросам восприятия (В.П. Зинченко, А.В. Запорожец и др.), я выбрала наиболее близкое для меня.

Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают, осязательные, кинестетические, зрительные,, вкусовые и объяснительные восприятия. Более подробно остановлюсь на зрительном восприятие.

Зрительное восприятие – это формирование ситуаций и образов внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз.

В детских садах для детей с нарушением зрения обучение и воспитание направлено на раннею коррекцию отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения...

Детям с нарушениями зрения требуется больше времени, чтобы воспринять различный материал. Им тяжело выделить главное, определить внутренние связи между частями, персонажами и пр. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что дети часто путают цвета, форму, размер предметов, графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.п.

Именно по этому развитие зрения и зрительного восприятия очень важно. В связи с этим в детских садах для детей с нарушениями зрения необходимо развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Поэтому, основная задача состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, уточнении, систематизации.

Основная работа с детьми с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия строится комплексно. На занятиях по рисованию, лепке, е и др. ;Через игры можно формировать различные знания и умения знакомить со способами зрительной ориентации, в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т. д.

Дидактические игры и упражнения  при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий могут быть эффективным средством повышения остроты зрения :;

  • обязательное лечение на офтальмологических аппаратах;

  • знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом - офтальмологом;

  • индивидуальный подход с учётом диагноза;

  • правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки;

  • специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей с нарушением зрения;

  • использование разнообразных и специфичных методов и приёмов;

  • перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность.

Для развития зрительного восприятия я использую такие дидактические игры как:

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений.

Д/и «Что обуваем»

Цель: уточнить знания детей об обуви.

Оборудование: картинки с временами года, картинки с обувью.

Ход игры: Педагог показывает детям картинки с разными временами года, необходимо подобрать обувь к различным погодным условиям.

Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала, осмыслению изображённого их словесному описанию.

«Разрезанные изображения»

Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

Варианты: предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

Дидактическое упражнение: «Рассматривание объёмных картин».

Цель: учить детей различать и называть домашних животных по внешним признакам, по месту обитания (живут в доме или возле дома), закрепить умение обследовать предмет с опорой на зрительный и тактильный анализатор, выделять части, их форму, цвет, величину.

Дидактическая игра: «Составь из частей».

Цель: закрепить умение составлять целый предмет из частей, закрепить название частей (рукав, воротник, карман и т.д.), их форму, пространственное положение.

Оборудование: разрезные картинки с изображением предметов (мебель ,одежда, животные ит д.)


К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.

Где зажегся фонарик?» Педагог в разных местах фланелеграфа зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.

Можно разложить картинки и использовать сигнал фонарика для определения мета нахождения предмета( справа, под, над ит.д)

Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам" и» Локализация

цвета», « заплатки» и другие.

Дидактическое упражнение: «Обведи предмет через кальку».

Цель: учить детей прорисовывать изображения предметов одежды через кальку, закрашивать полученное контурное изображение, узнавать в нём предмет и соотносить его с названием, стимулировать зрительные функции, развивать цветовосприятие.

Оборудование: книжки-раскраски, калька, фломастеры.

Дидактическая игра:  «Подбери посуду».  

Цель: закрепить умение соотносить цветной силуэт тарелки с цветом ложки , развивать умение узнавать и называть цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый)


При проведении дидактических игр целесообразно использовать специальные методы и приёмы:

Зашумленные картинки, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др.

Благодаря дидактическим играм и упражнениям дети овладевают умениями узнавать и называть предметы, зрительно выделять их из числа других предметов, правильно соотносить образ предмета с его названием, ориентироваться среди предметов окружающего мира, изученных в рамках лексических тем.


Список литературы:  

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей трех – семи лет. Методическое пособие – Ярославль, 2001.

  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.  

  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М., 1991. 

  4. Величковский   Б.М., Зинченко В.П.,  Лурия А.Р. Психология восприятия.

  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2004. - М.:  Изд-во МГУ,1973