Просмотр содержимого документа
«"Развитие звуковысотных и метроритмических слуховых представлений"»
«Развитие звуковысотных и метроритмических слуховых
Представлений у начинающих скрипачей»
Наиболее доступны для детей ритмические упражнения.Их рекомендуется проводить в игровой форме,как подражание действиям педагога:воспроизведение заданного ритма хлопками,палочками,ложками,треугольниками.Усложняются задания постепенно:вначале осваиваются ритмические группы,включающие только однородные длительности,затем несложные метроритмические формулы,состоящие из различных длительностей,которые укладываются в рамки одного такта 2/4,4/4(две восьмые –четверть;четверть-две восьмые;две четверти-половинная;половинная-две четверти).Эффективны также и двухголосные упражнения:ученик исполняет ритмическое остинато,педагог одновременно воспроизводит его вариант.Позднее ребенок осваивает двух,-четырехтактные ритмические построения,учится сопоставлять три-четыре вида длительностей:восьмую,четверть,половинную,целую.
Формированию у ребенка чувства метроритма во взаимосвязи с чувством темпа способствует практика игры на детских музыкальных инструментах в различной динамике(f-p):первая метрическая доля выделяется динамикой f.Это задание повторяетс я в разных темпах.
Переходя к освоению нотной записи различных длительностей,полезно связать нотные знаки с характерным видом движения:бегом,шагом,остановкой и т.п.Чтобы научить ребёнка сопоставлять ритмический рисунок с пульсацией долей метра,предлагается сольфеджирование с одновременным прохлопыванием каждой метрической единицы.
Работу по развитию звуковысотных слуховых представлений целесообразно начинать с формирования у ребёнка понятия о движении звуков в восходящем и нисходящем направлении.Затем усваиваются интонации,построенные на двух смежных звуках:ре-ми её построения:ре-ми, и ля-си.Далее вводятся трёхзвучные мелодические построения:ре-ми-фа-диез и ля-си-до –диез.Пение мелодий должно опережать их исполнение на инструменте.Во время исполнения необходимо направлять внимание ученика на чистое интонирование мелодии.