Одной из основных проблем школьного физического воспитания является необходимость повышение уровня физического развития. Моя педагогическая идея заключается в «РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ».
Что же такое физические качества и какими они бывают? Итак, ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – это индивидуальные качества человека, которые помогают нам двигаться.К ним относятся: быстрота, выносливость, сила, гибкость и ловкость. Изучением вопроса развития физических качеств занимался Лев Павлович Матвеев, Владимир Михайлович Зациорский. Вопрос касается гармоничного развития личности, оздоровления, соответственно, есть большое количество работ, рассматривающих проблему с медицинской точки зрения.
Образовательный и воспитательный потенциал школы предоставляет нам несколько форм взаимодействия с учеником для развития его физических качеств. Безусловно, на первом месте будет урочная деятельность. Мы следуем календарно-тематическому планированию, которое от года к году направлено на более тщательное развитие физических качеств обучающихся.
Дополнительное образование позволяет школьнику записаться вобъединение спортивной направленности. Допустим, по волейболу, баскетболу или даже художественной гимнастике.
Внеурочная деятельность, в рамках которой ученик может посетить мастер-классы, стать зрителем спортивных соревнований или встретиться с кумиром.
Также не стоит забывать и о школьных традициях. Например, в нашей школе ежегодно проходит «День туриста», военно-спортивная игра «Зарница», соревнования по русской народной игре «Лапта».
Реализуя свою педагогическую деятельность, я, конечно же, использую весь образовательный потенциал, совмещая всевозможные формы взаимодействия с ребёнком. Но возникает вопрос: как же заинтересовать каждого? Как сделать так, чтобы моя педагогическая деятельность была полезной каждому? Как развить пять физических качеств у всех детей?
Свою педагогическую деятельность я вижу в форме калейдоскопа. Правильное использование приёмов, поможет из отдельных фрагментов составить красивую, яркую картину, наполненную глубоким смыслом.
Итак, приём первый - «Предметно-методические подсказки». Как вы начинаете свой урок? Я прихожу на него со своим сундучком. Он всегда лежит в доступном месте, и ребята могут самостоятельно туда заглянуть, чтобы сделать догадки: чем же сегодня мы будем заниматься на уроке. В сундучке находятся предметы-подсказки, которые мы используем во время проведения занятия. Они помогают детям провести ассоциации, с помощью которых запоминание техники выполнения какого-либо элемента будет эффективнее. Например, с чем мы можем сравнить в волейболе приём мяча сверху?
«Тарелка с супом»! В сумке с подсказками в день изучения отработки этого элемента будет лежать тарелка, к сожалению, без супа, но всё же. Дети представляют, что этот предмет нужно держать над головой: соответственно, сохраняется правильное положение основных пальцев (большого и указательного), в то же время пальцы развернуты так, чтобы тарелка, т.е. мяч находились над собой. Если пальцы опустить, то «суп» выльется, а мяч полетит в ненужном направлении(вниз или вперед), это приведёт к потере шанса сделать хороший приём.
Чтобы познакомить ученика со «стойкой волейболиста», примером наглядности может стать игрушка или видеофрагмент с обезьянкой, неспособной усидеть на одном месте. Изучая «стойку баскетболиста», можно вспомнить про краба, который мечется по игровому полю, пытаясь отобрать мяч и забить гол.
«Близко-далеко: от простого к сложному», так называется мой следующий приём. С ним знаком каждый педагог. В ходе занятия, на котором мы с ребятами изучаем спортивные игры, дистанция между игроками становится всё дальше и дальше. Сначала работают только руки, потом добавляем ноги, затем двигаясь все дальше и добавляем еще упражнения, чтоб добиться нужного результата. Таким образом происходит усложнение выполнения задания, передачи становятся более качественными, приобретаются навыки игры.
Какова роль ученика на моём уроке? Для меня, в первую очередь, ученик – это помощник. Думаю, всем хорошо известна истина: объясняя что-то другому, ты получаешь возможность ещё раз разобраться в вопросе, скорее всего, взглянув на него с другой стороны. Ученик, хорошо выполняющий элемент спортивной игры, получает возможность помочь своему товарищу, таким образом закрепив этот элемент ещё раз, почувствовав свою значимость в образовательном процессе.
Высокий образовательный результат – самое главное для любого педагога. Мне же в первую очередь важно получить промежуточный результат, который поможет грамотно спланировать проведение дальнейших занятий.
Приём «Ученик-помощник», о котором шла речь раньше», тесно связан с ещё одним приёмом «Лист педагога». Уроку физической культуры, как правило, свойственен высокий темп. Помочь учителю зафиксировать приобретённые на занятии умения могут «ученики-помощники». Их задача, работая в группе, а именно наблюдая за другими игроками, заполнить довольно простой лист наблюдения, мы его называем «Данетки». Ученик-помощник вписывает фамилии одноклассников, с которыми работает в группе, а затем рядом с вопросом фиксирует: получилось выполнение элемента или нет. «Лист педагога» очень ценен для меня, так даёт большую подсказку в направлении дальнейшей деятельности.
«Деловая игра», казалось бы, приём, который не имеет ничего общего с преподаваемым мною предметом. Но нет. Все мы прекрасно понимаем, что каждая спортивная игра предполагает наличие той или иной роли, которую занимает каждый игрок. Возможность с практической точки зрения (на начальном уровне) и с теоретической точки зрения изучить и примерить на себя роль либеро, нападающего, пасующего получает каждый ученик во время урока. В качестве домашнего задания ученики могут составить кроссворд, филворд, подготовить небольшую зарисовку. Раскрытие роли на практике, т.е. более глубокое изучение практической составляющей происходит уже на занятиях дополнительного образования. Такой приём - отличный способ привлечения к занятию всех детей без исключения. Ученики, имеющие освобождение, могут быть отличными теоретиками игры. Во время школьных соревнований они получают роль судей. Работая с классом, любой педагог отмечает учеников, которые имеют высокие способности в изучении преподаваемого предмета. Приём «Классная команда» позволяет замотивировать детей к более глубокому изучению того или иного вида спортивной игры, что приведёт к ещё более высоким результатам развития физических качеств. На уроках физической культуры от каждого класса образуется «классная команда» - коллектив ребят, показавших хороший результат применения на практике правил спортивных игр. Именно они представляют класс на школьных соревнованиях. Хороший результат даст этим игрокамвозможность защитить честь школы на соревнованиях более высокого уровня. Так, в 2022 году разновозрастная команда девочек достойно защитила честь школы в районных соревнованиях по волейболу.
Кто ничего не делает, тот не совершает ошибок. Любая деятельность заставляет человека встретиться с успехом и неудачей. «Мотивационные встречи». Это приём, который целесообразнее использовать как на уроках (в миниформате), так и в рамках внеурочной деятельности, он поможет развить у детей интерес к изучаемой спортивной игре. Хочу поделиться с вами отличными фильмами, которые помогают мне в педагогической деятельности. К мотивационным относятся и реальные встречи с представителями спорта, действующими игроками, тренерами. Иногда мы с ребятами посещаем игры нижегородских клубов «СПАРТА», «Нижний Новгород». После просмотра матча начинается бурное обсуждение: поиск ошибок и успешных моментов, соотнесение увиденного с собственными возможностями. При проведении собственных игр в качестве зрителей и соперников приглашаем родителей, друзей, участников команд других школ.
Любая спортивная игра – это набор сложных элементов, правильное выполнение которых приводит сплочённую команду к победе. Например, волейбол. На поле находятся 6 игроков одной команды, цель которой правильно выполнять и сочетать такие элементы как прием, передача (пас), блок, нападающий удар, подача. Согласитесь, не каждый взрослый сможет выполнить перечисленные элементы правильно с первого раза, выполняя их по отдельности, не сочетая. В работе с любым детским (открою тайну, и не детским) коллективом я использую приём «Правило шести повторений». Дело в том, что только после 6 повторения в коре головного мозга откладывается знание, поэтому в рамках занятия физической культурной эффективнее все элементы повторять не менее шести раз.
Итак, все приведённые мною приёмы универсальны. Их можно использовать во всех формах взаимодействия с учеником для развития его физических качеств. Физически развитая личность обладает физическим совершенством, это говорит о здоровье организма, высоком уровне работоспособности, хорошем самочувствии.
Моя педагогическая деятельность в школе длится уже, нет ещё только! 5 лет. За это время появились первые успехи. Команда школы заняла 2 место в турнире по волейболу, посвящённому Дню Победы в Великой Отечественной войне. Совсем юные ученики – команда первых и вторых классов (и девочки, и мальчики)- стали участниками областного фестиваля «Юный волейболист». Последние 2 года школа старается принимать участие во всех районных соревнованиях по спортивным играм, уделяя большое внимание и товарищеским встречам.
Свой педагогический опыт я транслирую на личной странице в социальной сети ВКонтакте, а также личном сайте. Последней темой выступления на школьном методическом объединении стало «Развитие физических качеств для успешной сдачи нормативов ГТО».
Я закончу словами, которые часто повторяю ученикам: «Есть желание – будут возможности, будет действие – появится результат». Спасибо за внимание!