СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развития жизни на Земле

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развития жизни на Земле»

Открытый урок по биологии в 9 классе

По теме: «Развития жизни на Земле»

Обобщающий урок

Цель: Рассмотреть, как развивалась жизнь на Земле с точки зрения биологии»

Задачи:

1. Рассмотреть гипотезы происхождения жизни на Земле,

2. Познакомится с общим ходом развития жизни на Земле,

3.Сформировать представления о разделении истории Земли и развитие жизни на ней на эры и периоды.

4. Показать особенности флоры и фауны разных эр,

5.Расширить биологический кругозор, развить и закрепить.

Ход урока:


  1. Организационный момент. Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.

  2. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

1. Из каких компонентов состоял первичный воздух?

(Из свободного водорода и его соединений: Н2О, СН4, NН3, НСN)


2. Какие компоненты содержались в воде первичного океана?

(В воде были растворены компоненты атмосферы, различные соли, различные органические и неорганические молекулы)

3. Каким образом появились коацерваты?

(Вследствие объединения молекул различных веществ)


4. Где обитали коацерваты?

(В первичном океане)


5. Вследствие чего в атмосфере накапливался кислород?

(Фотосинтеза)

6.Какие растения первые выделяли в атмосферу кислород?

(Синезеленые водоросли)


7. Кому принадлежит гипотеза о происхождении многоклеточных от колониальных простейших форм – жгутиковых?

(И. И. Мечникову)


  1. Актуализация и мотивация. Определение темы урока.

Вступительное слово учителя:

Учитель.


Cегодня 2 февраля 2017 года и наша планета выглядит вот так… (демонстрация слайда «Земля сегодня»). В палеозое Земля выглядела иначе…. Через 250 млн. лет планета, по мнению учёных, будет совсем другой…


Желательно напомнить: о том, что эволюция органического мира связана с формированием материков, а разделение частей суши приводит к изоляции группы живых организмов.


Учитель: мы понимаем – меняется планета, меняется климат, меняются населяющие ее растения и животные.

Время существования Земли оценивается в 5-7 млрд. лет. Жизнь возникла на Земле не менее 3,5 млрд. лет назад, причем не на суше, а в океане где для этого были более благоприятные условия. В геологической истории Земли различают эры – промежутки времени различной деятельности, которые подразделяют на периоды.

На протяжении нескольких уроков мы подробно знакомились с основными этапами развития жизни на Земле, гипотезами о возникновении жизни на Земле.

Скажите пожалуйста, как Вы думаете какая тема нашего с Вами урока сегодня?


Итак, тема сегодняшнего урока (запишем ее в тетради)

«Обобщение по теме “Развитие жизни на Земле”»

Мы выяснили, как появилась жизнь на Земле, как она развивалась, а сегодня закрепим и обобщим все ранее полученные знания.


Ответ детей.

  1. Изучение, закрепление, повторение

  1. Учитель:Мы с Вами знаем о существовании различных взглядов на вопрос о возникновении жизни на Земле. Каждая теория научно обоснована, но окончательное мнение не сформировалось. Только нам с Вами решать, приверженцами каких мыслей мы станем.





Выскажите своё личное восприятие или какие гипотезы о возникновении жизни на Земле Вы занаете и обоснуйте их пожалуйста.




Ответ детей.



А)Креационизм – характерен для иудаизма, христианства, ислама (единобожие);

Суть: Земля и жизнь на ней созданы Богом.

Док-во: существование необъяснимых явлений, подтверждены некоторые понятия библии, Вечная идея Бога;

Упорядоченность Вселенной, существование космических законов.

Возражения: Невозможность существования жизни только на Земле;

Учение об эволюции опровергает идею сотворения Мира.



Б) Биогенез – жизнь зародилась от жизни.

Опыты, опровергающие теорию:

Ф. Реди – опыт с сосудами;

Л. Спалланцани – опыт с мясным бульоном;

Л. Пастер и Дж. Тиндаль – опыт с S -образной трубкой.



В) Абиогенез – самопроизвольное зарождение жизни из неживой материи.

Данной теории придерживались философы Древней Греции: Эмпедокл, Демокрит, Аристотель, распространены в Др.Китае, Египте, Вавилоне.

(утверждали, что жизнь зародилась из 4 элементов: вода, огонь, воздух, земля или из глины и воды при помощи огня. Ж.Б.Ламарк- в 19в. Утверждал, что некоторые виды грибов самозарождаются.



Г) Стационарное состояние (жизнь вездесуща)- жизнь на Земле существовала всегда претерпевала различные катаклизмы.

Доказательства

В космосе обнаружено около двадцати органических соединений;

На метеоритах найдены карбоновые кислоты, углеводороды, спирты, аминокислоты и др.;

Физики допускают существование полевой формы жизни;

Возражения

Если Солнечная система устроена по единому плану, то почему переход химической эволюции в биологическую произошел только на Земле?



Д) Панспермии (Космогенез) – жизнь занесена из вне.

Доказательства

Вирусы космического происхождения содержат ДНК;

На метеоритах находят органические молекулы;

Микроорганизмы имеют широкий спектр выживания (от абсолютного нуля до +95°С)

Возражения

Почему это проявилось только на Земле?

Нет контакта с внеземными формами жизни;

Распространению жизни препятствуют низкие температуры и жесткое ультрафиолетовое излучение.



Е) Коацерватная (биопоэз) земная жизнь возникла в результате перехода химической эволюции в биологическую.





2)Давайте с Вами вспомним Историю Земли, сейчас мы с вами посмотрим видео ролик «История Земли за 5 минут»

3) В истории Земли выделяют 6 эр:

  1. катархей (4500 – 3500 млн. лет назад) «ниже древнейшего»;

  2. архей (3500 – 2500 млн. лет назад) «древнейший»;

  3. протерозой (2500 – 534 млн. лет назад) «первичная жизнь»;

  4. палеозой (534 – 248 млн. лет назад) «древняя жизнь»;

  5. мезозой (248 – 65 млн. лет назад) «средняя жизнь»;

  6. кайнозой (65 млн. лет назад и до настоящего времени).



У читель: я Вам предлагаю распределить, что возникло и в какую эру?

4) А сейчас мы с Вами попробуем узнать эру по писанию:

1. Устанавливается теплый климат, завершаются горообразовательные процессы. Обособляются Средиземное, Черное, Каспийское, Аральское моря. Эта эра…

(Кайнозойская эра)

2. Возникновение жизни на Земле. Появление первых клеток – начало биологической эволюции. Следы жизни незначительны. Эта эра…

(Архейская эра)

3. Появляются первые наземные растения – псилофиты, занимающие промежуточное положение между водорослями и наземными сосудистыми растениями. Эта эра…

(Палеозойская эра)

4. Появились Урал, Тянь-Шань, Алтай. Начало расцвета рептилий – начинается «век динозавров». Эта эра…

(Мезозойская эра)

5. Поверхность планеты представляло собой голую пустыню, климат холодный, Возникли все типы беспозвоночных животных. Широко распространены простейшие, кишечнополостные, губки. Эта эра…

(Протерозойская эра)

6. В середине этой эры на сушу с первыми наземными растениями вышли первые дышащие воздухом животные – членистоногие. В водоемах продолжалось бурное развитие низших животных. Эта эра…

(Палеозойская эра)

5) закрепим наши с Вами знания в задании головоломки, реши кроссворд:

ВОПРОСЫ:

1. Первые земноводные животные?(СТЕГОЦЕФАЛЫ)

2. Многомолекулярные комплексы, окруженные водной оболочкой?(КОАРЦЕРВАТЫ)

3. Древнейшая эра? (ПРХЕЙ)

4. Первые наземные растения? (ПСИЛОФИТЫ)

5. Какой процесс обусловило разделение органического мира на растительный и животный? (ФОТОСИНТЕЗ)

6. Отрасль естествознания, занимающая изучением происхождения и эволюции человека. (АНТРОПОЛОГИЯ)

7. Группа обезьян, которая стала родоначальницей ветви, ведущей к роду Человека. (АВСТРАЛОПИТЕК)

8. Какие рыбы дали начало первым земноводным животным – стегоцефалам?(КИСТЕПЕРЫЕ)


6)»Мое мнение - жизнь», ВИКИПЕДИЯ, АКАДЕМИК, : Жизнь — основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации.

Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организациейметаболизмомростомадаптациейреакцией на раздражители и воспроизводством[4]. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма.

Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти

  1. Домашнее задание: подготовится к контрольной работе по главе 6 «Происхождение жизни и развитие органического мира», §32-35

В заключении хочется отметить и сказать большое спасибо учащимся, которые принимали активное участие в работе на уроке

  1. Рефлексия



Древо знаний”. 

Учитель: Развитие живых организмов шло миллионы лет. Напомните мне основные ароморфозы животного и растительного мира. А поможет вам в этом “древо знаний”.

  1. Раскройте причины биологического процветания пресмыкающихся в мезозойскую эру?

  2. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение в кайнозойскую эру?

  3. В чем проявилась более высокая приспособленность к жизни на суше у млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

  4. Назовите крупные ароморфозы архея и протерозоя

  5. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов в Архейской эре. Ведь природа не любит излишеств?

  6. Какие трудности возникли у растений при освоении наземно-воздушной cреды. Как эти трудности были преодолены псилофитами?

  7. В чем недостатки гигантизма, а в чем его преимущества?

Подведение итогов. 

Настало время подвести итоги:

  1. Назовите направления эволюции, которые привели к появлению огромного разнообразия живых организмов?

  2. Назовите мне эру, с которой началась жизнь на Земле?

  3. Какая эра ознаменовалась выходом растений и животных на сушу?

  4. Основные итоги кайнозойской эры?







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!