Развитие жизни на Земле

Категория: Биология

 

Данная работа предлагается для учащихся 11 класса (профильное обучение). Построить изучение этапов развития жизни на Земле  в тесной взаимосвязис темой "Возникновение жизни на Земле"; расширить представление учащихся о главных событиях эволюции. Организовать самостоятельную работу по Учебным Элементам. Продолжить формирование понятий о биологической эволюции, сопровождающейся формированием ароморфозов и идиоадаптаций, образований и вымиранием видов.

Просмотр содержимого документа
«Развитие жизни на Земле»

Хронология развития жизни на Земле

Этап урока

Деятельность учащихся

результаты

УЭ-0

Цель:в результате работы вы должен запомнить основные этапы развития жизни на Земле, последовательность периодов развития органического мира, изучить основные гипотезы возникновения эукариотической клетки, усвоить основные ароморфозы живых организмов, изучить глобальные климатические изменения, происходящие в те времена.

Внимательно

прочитайте цель

урока

УЭ-1

Цель: ознакомиться с основными этапами развития жизни на Земле.

А). Выполните задание.

Вставьте в текст пропущенные слова. В развитии органического

мира можно выделить несколько этапов: ....... –эволюция неживой природы вплоть до появления биополимеров; ................ –до появления протобионтов (протоклеток), .......... –эволюция жизни на Земле, которая привела к многообразию органического мира.

Б) Ответьте на вопросы: Какие организмы, по мнению многих ученых, являются первыми? Как питался и получал энергию первый живой организм? Какие изменения под действием естественного отбора претерпели протобионты? Какую роль в эволюции органического мира

сыграло появление фотосинтезирующих организмов?

В) Выполните текст.

1.Первые организмы возникли в (почве, воздухе, воде).

2. Какой способ питания был у первых живых организмов? (гетеротрофный, автотрофный, миксотрофный).

3. Какие организмы были первыми автотрофами? (гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы).

4. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих бактерий? (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).

5. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле (до клеточных форм жизни вирусов, клеточных форм жизни, биополимеров).

На основании

ранее изученного

материала

выполните

данное задание.

работайте

индивидуально.

Правильный

ответ –

3 балла

Правильный

ответ –

6 баллов






Работайте

индивидуально.

Каждый

правильный ответ –1 балл.

Максимальная

оценка по УЭ-1 14 баллов.

УЭ-2

Цели: познакомиться с делением истории Земли на эры, периоды и эпохи, усвоить основные ароморфозы живых организмов в архее, изучить глобальные климатические изменения, происходившие в архейскую эру.

1.Выполните задания.

Переведите на русский язык термины: Катархей --------, Архей ---Протерозой -----, Палеозой -----, Мезозой ---, Кайнозой----.

2.Расставьте условные промежутки времени в истории Земли в порядке возрастания: Эпоха, эра, период.

3.Ответьте на вопрос: Перечислено несколько событий:

а) возникновение эукариот, б) появление кишечнополостных, в) появление сине-зеленых и одноклеточных водорослей, г) возникновение многоклеточности, д) возникновение фотосинтеза.

Какие из них относятся к архею?

4.Выполните тестовое задание.

Эра, в течение, которой возникла жизнь, называется (ранний протерозой, архей, палеозой). Какая наука является наукой об истории жизни на Земле? (ботаника, орнитология, палеонтология, цитология). Важнейшим событием архея следует считать (накопление в атмосфере кислорода, появление коацерватов, образование первых органических соединений). Какими организмами был представлен живой мир в архейскую эру? (покрытосеменные, пресмыкающиеся, бактерии, грибы, цианобактерии)

5.Начните заполнять таблицу: «Развитие органического мира на Земле»

Эры и периоды

Природные условия на Земле

Глобальные изменения в эволюции


См. текст

учебника п.80

Работайте

самостоятельно.

Правильный

ответ –7 баллов.

См. текст

учебника

Работайте в

парах.

Правильный

ответ -

2 балла.

Каждый

правильные ответ по

тесту

оценивается

-1 балл.

Максимальное

количество

баллов –

13 баллов.

УЭ-3

Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившихся в протерозойскую эру.

1.Выполните следующие задания.

А) Расставьте события, происходившие в архее и протерозое

последовательности, соответствующей порядку их возникновения: а) появление фотосинтеза, б) появление прокариот, в) появление многоклеточных водорослей, г) появление свободного кислорода, д) появление членистоногих, е) появление моллюсков, ж) появление кольчатых червей.

1.Б) Ответьте на вопрос:

Какими организмами был представлен живой

мир в протерозойскую эру?

2.В) Продолжите заполнение таблицы: «Развитие органического мира на Земле».

Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившихся в палеозойской эре, изучить глобальные климатические изменения, происходившие в палеозойскую эру.

Выполните тестовое задание:

1.1. На какие периоды делится палеозой? (кембрий, юра, пермь, карбон, триас, силур, ордовик, девон, мел). 2. Каким ароморфозом сопровождается выход растений на сушу? (появлением хлорофилла, появлением многоклеточности, появлением проводящей ткани). 3. Какие животные имели преимущества при переходе от протерозоя к палеозою и развивались под влиянием естественного отбора? (те, которые не имели

внешнего скелета; те, которые могли жить в холодном климате; те, которые могли выйти на сушу. 4. Какие изменения в строении организма позволило появиться первым земноводным? (появление сердца, появление легких, появление парных конечностей). 5. Какая особенность развития строения организма по сравнению с земноводными обеспечила развитие

пресмыкающихся? (строение яйца, два круга кровообращения, большая масса тела). 5. С какими событиями связано исчезновение каменноугольных лесов в перми? (с общим потеплением климата, с увеличением водных пространств, с общим похолоданием). 6. Необходимым условием для жизни растений на суше было (наличие

кислорода в атмосфере, наличие почвы, наличие хлорофилла).

2.2. Продолжите заполнение таблицы.

3.Цели:

самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами

растений и животных, появившихся в мезозойскую эру.

4.1. Выполните тестовое задание.

5.1. Какие периоды составляют мезозойскую эру? (кембрий, юра, пермь, карбон, триас, силур, ордовик, девон, мел). 2. Какое событие было наиболее значимым в триасе? (появление млекопитающих, появление пресмыкающихся, появление земноводных). 3. С какой особенностью физиологии пресмыкающихся можно связать их быстрое вымирание в более поздние сроки эпохи?

(с холоднокровностью, с малой подвижностью, с отсутствием кожного дыхания). 4. Какие изменения в строении и физиологии организма обеспечили прогресс млекопитающих? (два круга кровообращения, легочное дыхание, живорождение). 5. Расцвет пресмыкающихся произошел в (в карбоне, перми, триасе, юре).

2.Продолжите заполнение таблицы.

Работайте в

парах.

См. текст

учебника п.80

Оценка

за правильный

ответ 7 баллов.













Работайте в

парах.

См. текст учебника. П.81

Правильный

ответ -12 баллов.

Максимальное

количество

баллов –19.






















Работайте в

парах.

См. текст п. 81

учебника.

Правильный

ответ -10 баллов

УЭ-4

Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившихся в кайнозойскую эру, изучить глобальные климатические изменения, происходившие в кайнозойскую эру.

Выполните следующие задания.

1.Закончите предложения. А. в кайнозойской эре выделяют следующие периоды ........, ......., ..........Б. это время расцвета… растений и высших позвоночных -....... и ...... В. Период в истории Земли, отличавшийся от других важнейшим эволюционным событием –появлением и развитием ….

4.Продолжите заполнение таблицы.

См. текст

учебника. П.81

Правильный

ответ –9 баллов.

Работайте в

группах.

Работайте в

группах

Правильный

ответ -4 балла.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас