СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие артикуляционного аппарата посредством вокально-тренировочных упражнений".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия "Развитие артикуляционного аппарата посредством вокально-тренировочных упражнений"  направлена на улучшение качества работы артикуляционного аппарата и дикции в       вокальном исполнении. Адресована руководителям вокальных коллективов, учителям музыки.

Просмотр содержимого документа
«конспект занятия Киреева»

Конспект отрытого занятия в объединении «Музыкальное воспитание и основы вокала» МБОУ ДОД ЦЭВД (ТИ)

Педагог дополнительного образования: Киреева Наталья Евгеньевна.

Тема: Развитие артикуляционного аппарата посредством вокально-тренировочных упражнений.

Формы проведения - групповая, практическая.

Год обучения -3.

Цель: Улучшение качества работы артикуляционного аппарата и дикции в исполнении песни «Солнышко-зёрнышко» (муз. Е.Лучников, сл.Т.Графчикова);

Задачи: тренировать дыхательный, артикуляционный и певческий аппараты; обучать правильному пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале, а также при разучивании песни; снимать психологические зажимы; формировать художественный вкус и навыки коллективного творчества.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Используемые образовательные ресурсы и оборудование

1.

Организационный

Вокальное исполнение приветствия «Здравствуйте, ребята..» Затем педагог настраивает детей на позитивный лад, желает всем удачной работы.

Вокальное исполнение приветствия:

«…добрый день, добрый день!»

Фортепиано.







2.

Ввод в тему, теоретическая часть

Педагог знакомит вокалистов с темой занятия (слайд1), задаёт вопросы: что такое артикуляционный аппарат, какие органы в него входят?(слайд2), для чего его нужно развивать? Как мы это делаем на наших занятиях?

Отвечают на вопросы педагога.

Ноутбук, проектор,

экран, презентация.










3.

Практическая часть: вокально-тренировочные упражнения

Вместе с детьми выполняет упражнения на постановку дыхания (слайд 3), (приложение1). Рассказывает детям сказку «Приключения язычка» (слайд 4), (приложения 2,3). Выполняет с детьми интонационно-фонетические упражнения, (слайды 5-10), (приложение 3). Выполняет с вокалистами упражнения, основанные на голосовых сигналах доречевой коммуникации (слайд 11), (приложение 3). Предлагает воспитанникам заняться вокальными упражнениями на развитие артикуляционного аппарата и дикции. Исполняет упражнения на фортепиано (приложение 4).


Выполняют упражнения на постановку дыхания.



Выполняют артикуляционную гимнастику.

Выполняют интонационно-фонетические упражнения.


Выполняют упражнения с педагогом.



Распеваются.

Ноутбук, проектор,

экран, презентация, зеркало, фортепиано.




4.

Работа над песней «Солнышко-зёрнышко»

Предлагает ребятам вспомнить уже знакомый материал (т.е.1 куплет и припев). Исполняет на фортепиано, поёт вместе с вокалистами. Затем раздаёт текст песни и предлагает прочитать 1 куплет на динамический оттенок ''p'', найти опорные слова, далее, предлагает прочитать тоже самое на “mp”, и интонационно выделить опорные слова, обратить внимание на особенности произношения некоторых слов (льётся-льёца, одна-адна). затем предлагает прочесть на ''f'', специально утрируя текст. Затем предлагает спеть в медленном темпе. Далее, предлагает спеть под фонограмму, в нормальном темпе песни.

Следующая работа, над остальным текстом песни, ведётся точно так же, как и над 1-ым куплетом. Затем предлагает исполнить песню целиком, соблюдая правильную постановку певческого и артикуляционного аппарата, а так - же, правильно и чётко произнося (пропевая) слова.

Исполняют 1 куплет и припев песни.








Дети читают вполголоса на динамический оттенок «р», находят опорные слова, затем - на “mp”, ставя акцент на опорных словах, далее, читают утрированно куплет на ''f', затем исполняют вокально, в медленном темпе, чётко проговаривая слова. Далее поют под фонограмму в нормальном темпе.



Работают над остальным текстом песни.


Исполняют всю песню, соблюдая все правила артикуляции и звуковедения, а так-же, правильно и чётко произнося (пропевая) слова.

Ноутбук, фортепиано.



































5.

Заключительный

Педагог предлагает детям подвести итог занятия. Добились ли они улучшения в качестве работы артикуляционного аппарата и дикции в исполнении песни «Солнышко-зёрнышко»? С помощью чего? Задаёт домашнее задание: поработать над текстом песни дома, выучить песню наизусть. Затем предлагает исполнить песню «Посмотри глазами радости».

Далее, педагог оценивает деятельность воспитанников, благодарит за их хорошую работу, прощается с вокалистами.

Отвечают на вопросы, подводят итог занятия.










Исполняют песню «Посмотри глазами радости».



Прощаются с педагогом и присутствующими гостями.

Ноутбук.

















Просмотр содержимого документа
«приложение 1 приложение 2»

Приложение 1

Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой

«Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичные вдохи носом и одновременно делать хватательные движения кистями рук. Так 4 раза подряд затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вдоха неподвижны!
Выполнять   4 раза по 8 вдохов-движений.



«Обними плечи»
Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно какая рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся.

Выполнять   4 раза по 8 вдохов-движений.


«Мячик»

Для того чтобы выполнить предложенное упражнение, необходимо занять исходную позицию: стать прямо, голову поднять, плечи опустить и расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу.

Далее нужно немного наклониться вперед, руки расслабить, вывести вперед , свесить, плечи округлить, голову опустить, мышцы расслабить и одновременно сделать резкий и энергичный вдох, втягивая воздух через нос. После этого следует принять исходное положение и в тот же момент произвести слабый выдох только через рот либо через рот и нос.

Выполнять 4 раза.


«Насос»
Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться руками к полу, не касаясь его и одновременно вдох во второй половине поклона. Приподняться, не выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом.. Поклоны делаются ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не нужно.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

















Приложение 2

Сказка «Приключения язычка» (использована артикуляционная гимнастика В. Емельянова)

«Жил-был Язычок. И попал он однажды в темницу (сомкнутые зубы). Стал стучаться в зубы, (стучат языком в зубы), не открывают они дверь, стал щекотать их (водят языком по зубам, как будто чистят), открылись зубки, но сомкнулись губы. Стал язычок стучаться в губки (стучат языком в губы), постучал в щёчки (стучат языком в щёки), стал щекотать губы (водят по губам), рассмеялись губки и выпустили язычок. Обрадовался язычок, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Но не хотели отпускать зубки язычок, стали покусывать его (прикусывают язык, высовывая его), но всё - таки выпустили его наружу. Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)». Затем поскакал язычок на лошадке (цокают), покатался на мотоцикле( на звук «р-р…» изображают звук мотоцикла). Радуемся мы за наш язычок (широко улыбаются).



Просмотр содержимого документа
«приложение 4»

Приложение 4

Вокально-тренировочные упражнения на развитие артикуляции и дикции.

1.На звук «м» пропевать I,II,III,IV,V ступени и обратно, вверх по полутонам. От «C» первой октавы до «G» первой октавы, вниз на звук «А» .

2. Тоже, что и в пункте 1 петь на слоги «ма-мэ-ми-мо-ма-мэ-ми-мо-му», вниз петь слоги «да-дэ-ди-до-да-дэ-ди-до-ду».

3. На I,II,III ступенях вверх и вниз пропевать слоги «ба-брэ-бри-бро-бру» от «С» первой октавы до «А» первой октавы, вниз на слоги «гра-грэ-гри-гро-гру» до «А» малой октавы.

4. Скороговорку «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап» пропевать поступенно вверх и вниз по фразам. Вверх по полутонам.

5. Скороговорку «Марина любила малину, малина Марину манила, три дня по малину ходила, с собою Ирину водила» пропевать на одном звуке по фразам, подниматься вверх по полутонам. От «С» первой октавы до «G» первой октавы. Вниз пропеть скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок».



6.

7.



Просмотр содержимого презентации
«Тема»

Тема: Развитие артикуляционного аппарата посредством вокально-тренировочных упражнений

Тема: Развитие артикуляционного аппарата посредством вокально-тренировочных упражнений

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

  • «Ладошки»
  • «Обними плечи»
  • «Мячик»
  • «Насос»
  • «Насос (выдох на звук «м»)»
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

  • Сказка «Приключения язычка»
Интонационно-фонетические упражнения

Интонационно-фонетические упражнения

  • [ А ] Ш [А] Ш [А] Ш [А] Ш [А]
  • [А] С [А] С [А] С [А] С [А]
  • [А] Ф [А] Ф [А] Ф [А] Ф [А]
  • [А] К [А] К [А] К [А] К [А]
  • [А] Т [А] Т [А] Т [А] Т [А]
  • [А] П [А] П [А] П [А] П [А]
  • [А] Б [А] Б [А] Б [А] Б [А]
  • [А] Д [А] Д [А] Д [А] Д [А]
  • [А] Г [А] Г [А] Г [А] Г [А]
  • [А] В [А] В [А] В [А] В [А]
  • [А] З [А] З [А] З [А] З [А]
  • [А] Ж [А] Ж [А] Ж [А] Ж [А]
«Страшная сказка»: У - СЛУШАЙ... УО - СЛУШАЙ ШОРОХ... УОА - СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ... УОАЭ - СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА... УОАЭЫ - СЛУШАЙ ШОРОХ:ЧАЩА ЛЕСА ДЫШИТ...
  • «Страшная сказка»:
  • У - СЛУШАЙ...
  • УО - СЛУШАЙ ШОРОХ...
  • УОА - СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ...
  • УОАЭ - СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА...
  • УОАЭЫ - СЛУШАЙ ШОРОХ:ЧАЩА ЛЕСА ДЫШИТ...
«Вопросы — ответы»:  у?у о?у а?о э?а ы?э ы?ы  У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы
  • «Вопросы — ответы»:
  • у?у о?у а?о э?а ы?э ы?ы

  • У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы
«Канючим»: хххА, хххАО, хххАОУ, хххА, хххАЭ, хххАЭЫ,  у! ы! хххАОУ, хххАЭЫ
  • «Канючим»:
  • хххА, хххАО, хххАОУ,
  • хххА, хххАЭ, хххАЭЫ,
  • у! ы!
  • хххАОУ, хххАЭЫ
«Бронтозаврик»
  • «Бронтозаврик»
«Вопросы-ответы с согласными»  шу? у У ШУ у-шу у-шо у-ша у-шэ у-шы у-су у-со у-са у-сэ у-сы у-фу у-фо у-фа у-фэ у-фы у-ку у-ко у-ка у-кэ у-кы у-ту у-то у-та у-тэ у-ты у-пу у-по у-па у-пэ у-пы
  • «Вопросы-ответы с согласными»
  • шу? у
  • У ШУ
  • у-шу у-шо у-ша у-шэ у-шы
  • у-су у-со у-са у-сэ у-сы
  • у-фу у-фо у-фа у-фэ у-фы
  • у-ку у-ко у-ка у-кэ у-кы
  • у-ту у-то у-та у-тэ у-ты
  • у-пу у-по у-па у-пэ у-пы
Голосовые сигналы доречевой коммуникации

Голосовые сигналы доречевой коммуникации

  • Греем руки дыханием
  • [ А ] h [А] h [А] h [А] h [А]
  • [ А ] h [А] А [А] h [А] А [А] h [А] А
  • «волна»
  • ххх А хххА ххх А
  • «от шёпота до крика»
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А!
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А! А! А!
Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

  • http://www.school-music.ru/stati/dyxatelnoj-gimnastikoj-strelnikovoj-dlya-vokalista.html
  • http://strelnikova.ru/pervie
  • http://music577.ru/vocal_p_3.html
  • http://fs2.nashaucheba.ru/docs/300/index-1909230.html
Ели всласть, всласть,всласть; Снегом сплошь,сплошь,сплошь; Слышу взмах,взмах,взмах; Взмылся стяг,стяг,стяг; С этих пор,пор,пор; Знамя спас,спас,спас; Разом в такт,в такт,в такт; Снизу вверх,вверх,вверх.
  • Ели всласть, всласть,всласть;
  • Снегом сплошь,сплошь,сплошь;
  • Слышу взмах,взмах,взмах;
  • Взмылся стяг,стяг,стяг;
  • С этих пор,пор,пор;
  • Знамя спас,спас,спас;
  • Разом в такт,в такт,в такт;
  • Снизу вверх,вверх,вверх.